Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:47, курсовая работа
Основная цель данной работы – провести анализ организационной структуры предприятия и дать рекомендации по ее усовершенствованию.
В соответствии с целью дипломной работы основными задачами являются:
1. Раскрыть сущность организационной структуры управления персоналом на предприятии;
2. Проанализировать соответствие организационной структуры целям предприятия;
3. Наметить пути совершенствования организационной структуры.
Введение………………………………………………………………….….…..3
Глава 1. Понятие организационной структуры организации…………….…..6
1.1.Сущность организационной структуры…………………………….6
1.2.Основные компоненты организационной структуры……………...9
Глава 2. Проблематика построения бюрократических
организационных структур управления…………………………….....15
2.1. Линейные структуры……………………………………………….17
2.2. Функциональные структуры………………………………………19
2.3. Линейно-функциональные структуры…………………………….21
2.4. Линейно-штабные структуры…………………………………...…23
2.5. Дивизиональные структуры…………………………………….…24
Глава 3. Проблематика построения органических (адаптивных)
организационных структур управления………………...…………….28
3.1. Проектные структуры……………………………………………..31
3.2. Матричные структуры……………………………………………..33
3.3. Бригадные (командные) структуры……………………………….35
Заключение…………………………………………………….…………….…37
Список использованной литературы……………………………………….…40
Введение…………………………………………………
Глава
1. Понятие организационной
1.1.Сущность организационной структуры…………………………….6
1.2.Основные компоненты организационной структуры……………...9
Глава 2. Проблематика построения бюрократических
организационных структур управления…………………………….....15
2.1. Линейные структуры……………………………………………….17
2.2. Функциональные структуры………………………………………19
2.3. Линейно-функциональные структуры…………………………….21
2.4. Линейно-штабные структуры…………………………………...…23
2.5. Дивизиональные структуры…………………………………….…24
Глава 3. Проблематика построения органических (адаптивных)
организационных структур управления………………...…………….28
3.1. Проектные структуры……………………………………………..31
3.2. Матричные структуры……………………………………………..33
3.3. Бригадные (командные) структуры……………………………….35
Заключение……………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….…40
Введение.
Актуальность. Попытки все сделать самому, все держать в своих руках не только ограничивают потенциал руководителя, но и лишают сотрудников инициативы и желания работать. Чтобы эффективно управлять предприятием, необходимо разработать его структуру и четко определить обязанности каждого сотрудника: кто что должен делать, кто за что отвечает, кто перед кем и в какой форме отчитывается.
Когда говорят об организационной структуре предприятия, помимо показателей специализации и кооперирования, оценивают наличие, функции и состав структурных подразделений предприятия как подсистем управления. Необходимость выделения в рамках предприятия каких – либо обособленных структур, т.е. представления предприятия как сложной организации, появляется в том случае, когда для таких структур определяются собственные цели. Такая необходимость возникает, если предприятие обладает достаточно большой численностью работающих, при которой эффективное управление их деятельностью из одного центра становиться затруднительным.
Потребность
повышать организационный уровень
развития производства все более
актуализируется с ростом ее масштабов.
В современной экономике
На любой стадии существования предприятия в его составе могут быть выделены подразделения, специализирующиеся на новом виде деятельности, а если предприятие достаточно велико по своим размерам, то всеми подразделениям необходимо правильно и грамотно управлять в соответствии с организационной структурой.
Разделение должностей по ветвям организационной структуры, наделение их определенными функциями, правами, обязанностями и ответственностью способствует приобретением персоналом необходимых практических навыков, упрощает управление подразделениями со стороны вышестоящего органа.
В рамках структуры протекает весь управленческий процесс. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организации, - это показывает актуальность и важность данной тему в современных условиях.
Основная цель данной работы – провести анализ организационной структуры предприятия и дать рекомендации по ее усовершенствованию.
В соответствии с целью дипломной работы основными задачами являются:
1. Раскрыть
сущность организационной
2. Проанализировать
соответствие организационной
3. Наметить
пути совершенствования
Современный подход к проектированию организационной структуры предприятия предусматривает не столько количественные, сколько качественные преобразования на предприятии.
Имеется в виду не только место предприятия в рыночной системе, его цели, производственно – технологические особенности, но и философия организации, ее миссия, корпоративная культура и т.д. При этом все большее значение приобретет формирование мотивации людей к ответственной работе в команде, исключающей пассивность и уравниловку.
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Как
объект для исследования, была использована
организационная структура.
Глава
1. Понятие организационной
структуры организации.
1.1.Сущность организационной структуры.
Организационная структура - это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации [4, c. 56].
Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
С
понятием структуры организации
тесно связано понятие об иерархических
взаимосвязях. Все большее количество
организаций имеют
Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы. Принцип иерархической структуры - является также главным принципом общей теории систем.
Основой
классической теории организации является
принцип узаконивания власти за некоторым
центральным источником власти. Власть
- это способность заставить
Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля за результатами деятельности организации.
Традиционное представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет- это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели “человеческих отношений”.
Не мало важное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.
В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.
Однако с развитием специализации и усложнением предприятий это представление о центральных службах претерпело серьезные изменения. Они стали играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными.
Рассмотренные
принципы структуры, иерархии, административной
власти, специализации, объема контроля
и взаимоотношений линейных и центральных
служб в значительной мере вытекают из
традиционной теории организации, где
главное внимание уделялось наиболее
эффективному распределению работы по
группам. Принимая за исходный пункт общие
цели организации, эта теория стремилась
определить отдельные задачи, которые
необходимо решить для достижения общих
целей.
1.2.Основные компоненты организационной структуры.
Структура
организации включает в себя все
средства, с помощью которых
- распределение различных видов деятельности между компонентами организации;
- координация деятельности этих компонентов.
Действительно, без структуры, привлеченные к работе люди, были бы просто неуправляемой толпой, или, в лучшем случае, совокупностью независимых групп, а не организацией. Структура – одна из основных характеристик организации.
Основными характеристиками организационной структуры является разделение на отделы (отделения, секторы и т.д.), а также подотчетность и подчиненность [9, c. 35].
Изменение структуры обычно происходит медленно и спокойно, по мере того как выявляются новые проблемы и приходится модифицировать организационное устройство для того, чтобы с ним справиться. Например, должностные инструкции изменяются с целью включения новых обязанностей, появляется необходимость проконсультировать, какую – то часть персонала по некоторым вопросам, создается рабочая группа для решения определенных задач или происходит разделение обязанностей между только то образовавшимися секторами на основе традиции и практики.
Решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена, руководители низового и средних звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию. Задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.