Организационные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – провести анализ организационной структуры предприятия и дать рекомендации по ее усовершенствованию.
В соответствии с целью дипломной работы основными задачами являются:
1. Раскрыть сущность организационной структуры управления персоналом на предприятии;
2. Проанализировать соответствие организационной структуры целям предприятия;
3. Наметить пути совершенствования организационной структуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….….…..3
Глава 1. Понятие организационной структуры организации…………….…..6
1.1.Сущность организационной структуры…………………………….6
1.2.Основные компоненты организационной структуры……………...9
Глава 2. Проблематика построения бюрократических
организационных структур управления…………………………….....15
2.1. Линейные структуры……………………………………………….17
2.2. Функциональные структуры………………………………………19
2.3. Линейно-функциональные структуры…………………………….21
2.4. Линейно-штабные структуры…………………………………...…23
2.5. Дивизиональные структуры…………………………………….…24
Глава 3. Проблематика построения органических (адаптивных)
организационных структур управления………………...…………….28
3.1. Проектные структуры……………………………………………..31
3.2. Матричные структуры……………………………………………..33
3.3. Бригадные (командные) структуры……………………………….35
Заключение…………………………………………………….…………….…37
Список использованной литературы……………………………………….…40

Файлы: 1 файл

организационные структуры.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

   Поскольку цель организационной структуры  состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящие перед организацией задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Выбор общей стратегии организации – это решение, относящееся к стратегическому планированию, поскольку оно определяет то, как организация будет направлять усилия на достижение общих целей. Структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.

   Вначале разработки организационной структуры  руководители должны осуществить разделение организации на широкие сферы, а  затем поставить конкретные задачи – подобно тому как в планировании сначала формулируются общие задачи, - а потом составить конкретные правила.

   Организационная структура – логическое соотношение  уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.

   Организация как система может быть представлена в виде совокупности определенным образом взаимосвязанных подсистем (элементов), образующих единое целое. Состав, расположение и характер отношений между ними определяют структуру организации. Элементами структуры являются отдельные работники, функциональные подразделения, а также службы и другие звенья аппарата управления организацией. Отношения между ними осуществляются благодаря установлению устойчивых связей, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и выражают отношения между равными по положению в иерархии компонентами организации, поэтому их относят к числу одноуровневых. Их главное назначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Вертикальные связи – это связи подчинения, они соединяют иерархические уровни и служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

   Устанавливаемые связи могут носить линейный или  функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации ил ее структурных подразделений. Функциональные связи, их часто называют штабными, имеют место по линии движения информации между отдельными частями организации и выполняют роль информационного обеспечения координации.

   В рамках структуры организации протекают  различные процессы (управления, производства и пр.), между участниками которых распределяются соответствующие задачи и функции, а следовательно, и ответственность за их выполнение [6, c. 35].

   С этих позиций структуру организации  можно рассматривать как форму  распределения различных видов  деятельности между ее компонентами и координации деятельности этих компонентов, направленной на достижение целей организации.

   Одна  и та же структура не может в  равной мере подходить для всех типов  организаций, но каждое предприятие (учреждение)обладает той или иной структурой, которая  приспособлен к достижению ее конкретных целей.

   Структура – это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов.

   Звено управления – обособленное подразделение  со строго определенным функциями. Звеном управления может выступать отдельное  подразделение, выполняющее часть  функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления относят и руководителей. На одном уровне могут находиться несколько звеньев управления.

   Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям. По содержанию и функциональному  назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:

   - связи  непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у  системы новых системных свойств,  отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;

   - отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие «этажность» ее строения;

   - соотношения,  устанавливающие пропорциональность  строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

   По  ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные.

   Горизонтальные  связи – это связи кооперации и координации равноправных звеньев  управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих при этом проблем.

   Вертикальные  связи – это связи руководства  и подчинения, это субординационные, иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Вертикальные связи могут носить линейный или функциональный характер.

   Линейные  связи это связи подчинения ко всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.

   Функциональные  связи – это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

   Инвариантные  связи – это связи, которые  могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации.

   Вариабельные  связи – это связи, которые  при изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.

   Внутрисистемные межкомпонентные связи составляю  структуру организации, однако сами по себе они не определяют строения организации. Основой строения организации является соединение – узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих каналов.

   По  содержанию и функциональному назначению структуры делятся следующим образом [9, c. 23].

   Технологические структуры – совокупность связей технологического процесса изготовления продукции.

   Организационно  – управленческие структуры –  совокупность связей, обеспечивающих упорядоченность, координацию и регулирование деятельности организации по достижению ее целей.

   Экономические структуры – совокупность отношений  экономического взаимодействия отдельных членов организации.

   Социально – психологические структуры  – совокупность связей, устанавливающих социальный статус членов организации; психологические отношения между людьми.

   Рациональная  структура не возникает спонтанно. Существуют следующие принципы структуризации:

   - целеполагание;

   - приоритет  функций над составом звеньев;

   - приоритет  объекта над субъектом;

   - первичность  миссии, целей, комплекса функций;

   - положение  во внешней среде;

   - адаптивность;

   - полная  координация;

   - минимум  сложности.

   Структуру формируют только устойчивые связи  и отношения. Составляющие структуру связи должны быть четкими, достаточно выраженными и сильными, а отношения – ясными, определенными и однозначными. Необходимо отметить, что существуют, тем не менее, структуры с ослабленными связями. Такие структуры образуются при переходе системы из одного состояния в другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Проблематика построения бюрократических организационных структур управления. 

   Макс  Вебер сформулировал представление  об организации, которое стало традиционным для ученых, исследующих общественные отношения, но которое в меньшей  степени поддерживается специалистами, рассматривающими все с точки зрения управления организацией. Вебер считал, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной в современном ему обществе. Он хотел создать основы идеальной организации, которая обеспечила бы максимум разумности поведения человека. Это его представление явно отличается от принятого понимания термина “бюрократическая организация”, употребляемого нередко для обозначения больших и громоздких правительственных учреждений или частных предприятий, которые, как правило, в своей деятельности не учитывают индивидуальные запросы людей. Говоря о технических преимуществах бюрократической системы, Вебер писал: “Решающее преимущество бюрократической организации перед любым другим видом организации состоит в том, что она всегда обладает чисто техническим превосходством. Совершенный механизм бюрократической организации по сравнению со всеми другими видами организации дает такие же преимущества, как и машина по сравнению с немеханизированными способами производства. Точность, скорость, отсутствие неопределенности, четкое делопроизводство, непрерывность, благоразумие, единство, строгая субординация, уменьшение трений между членами организаций и сокращение затрат труда и материалов- все это доведено до совершенства в чисто бюрократической организации, и особенно в той форме, где строго проводится единоначалие”.

   По  мнению Вебера, другим преимуществом  бюрократической организации является ее универсальность. Он считал, что  такая организационная форма способствует увеличению эффективности самых разнообразных организаций - как промышленных предприятий, так и правительственных учреждений, воинских подразделений и профессиональных объединений. По Веберу, основными чертами “идеальной” бюрократической организации являются:

   1) разделение труда на основе  функциональной специализации; 

   2) четкая иерархия власти;

   3) система правил, определяющих права  и обязанности каждого члена  организации; 

   4) система процедур, определяющих  порядок действия во всех ситуациях, встречающихся в процессе функционирования организации;

   5) игнорирование личных качеств  во взаимоотношениях между сотрудниками  организации; 

   6) отбор и выдвижение работников  по их квалификации.

   Он  укрепил модель своего бюрократического механизма с помощью введения особой установленной власти общества, т.е. какой-то силы, которая узаконена обществом и “заставляет человека иногда делать то, что он не хочет делать”. В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления [11, c. 35]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.1. Линейные структуры.

   Линейная  организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция.

   Рис. 1. Линейная организационная структура.

     

   Соблюдение  этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная  структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых  органов в виде иерархической  лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.

   Преимуществами  такой структуры можно назвать:

Информация о работе Организационные структуры