Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть организационную структуру информационно-консультационной службы, проследить развитие информационно-консультационной службы, создать структуру областной службы г. Иваново и обосновать её.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Организационная структура и развитие ИКС в АПК 5

1.1. Сущность ИКС 5

1.2. Этапы развития и современное состояние ИКС 8

1.3. Основные направления развития ИКС 11

1.4. Цели и задачи ИКС 17

1.5. Основные принципы формирования и функционирования ИКС 19

1.6. Структура ИКС на различных уровнях 25

1.7. Механизмы реализации концепции развития ИКС 29

1.8. Экономическое и законодательное обеспечение деятельности ИКС 30

2. СОЗДАНИЕ ИКС 33

Заключение 47

Список используемой литературы 49

Файлы: 1 файл

ИКСсдача.docx

— 84.23 Кб (Скачать)

     Большинство региональных информационно-консультационных центров сосредоточилось на работе по внедрению новых технологий в  растениеводство и животноводство.

     Большой интерес проявляется у сельскохозяйственных товаропроизводителей к разработке бизнес-планов как к способу реального  привлечения инвестиций.

     Большое внимание в региональных информационно-консультационных центрах обращается на разработку и  эксплуатацию прикладных программных  продуктов и баз данных.

     Серьёзным сдерживающим фактором является слабая материально-техническая база большинства  региональной ИКС. На федеральном уровне недостаточно ведётся работа по разработке, формированию и обновлению информационных ресурсов, особенно в части инновационных  технологий, бизнес-планирования, рынков сбыта и др. не решены вопросы  финансирования службы из федерального бюджета. Органы управления АПК всех уровней недостаточно занимаются поиском  источников финансирования ИКС, что  сдерживает укрепление её материально-технической  базы, привлечение высококвалифицированных  специалистов.

1.3. Основные направления развития ИКС

     Исходя  из современного состояния и перспектив развития  агропромышленного комплекса  формирование  информационно-консультационной службы в Российской Федерации в  ближайшие годы должно пойти по следующим  основным направлениям:

  • завершение создания единой государственной сети информационно-консультационной службы;
  • укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями информационно-консультационной службы;
  • создание условий для функционирования служб с различными организационно-правовыми формами;
  • совершенствование деятельности существующих и вновь создаваемых информационно-консультационных служб;
  • расширение масштабов обслуживания сельхозтоваропроизводителей.

     Важнейшим условием развития информационно-консультационной службы является использование современных  информационных технологий, формирование новых информационных ресурсов, пополнение и актуализация  баз данных, совершенствование  их структуры. В связи с этим необходима отработка  системы организации  информационных связей службы с органами управления АПК, разработчиками научно-технической  продукции, поставщиками материально-технических  средств, рыночными и другими  субъектами АПК.

     Формирование  информационно-технологической системы  и управление ею обеспечивается Российским центром сельскохозяйственного  консультирования в рамках единого  информационного пространства АПК  России.

     Единое  информационное пространство АПК, структурированное  компьютерными системами различных  уровней, позволит информационно объединить отраслевые службы информации федерального, регионального и районного уровней в единую информационно-технологическую систему. Первичным звеном масштабируемой информационно-технологической системы должны стать локальные вычислительные сети (ЛВС) регионального и районного звеньев ИКС, сформированные на базе единых принципов и подходов. ЛВС предназначены для формирования и использования в режиме реального времени нормативно-правовых баз и информационно-справочных данных по различным отраслям агропромышленного комплекса. Значительная роль в иерархическом построении данной системы отводится региональным филиалам Российского центра сельскохозяйственного консультирования и структурам, на которые возложены функции региональных  ИКС.  Они  призваны формировать региональные информационные ресурсы с учетом особенностей сельскохозяйственного производства и обеспечивать их доведение до сельхозтоваропроизводителей. 

     В рамках единой информационно-технологической  системы ИКС должна интегрироваться  с глобальной сетью Интернет для  достижения наибольшего результата в сборе данных по вопросам, находящимся  в компетенции службы всех уровней, а также для распространения  и пропаганды инноваций. С помощью  информационных технологий будет обеспечиваться также рекламная деятельность информационно-консультационной службы. Важная роль отводится представительству  ИКС в  сети Интернет, формированию и ведению Web – сайтов  всеми  субъектами информационно-консультационной деятельности.

     Создание  информационно-технологической системы  ИКС позволит повысить уровень информационного  обеспечения субъектов аграрного  сектора экономики страны. Для  этого следует обеспечить интеграцию на федеральном и региональном уровнях  имеющегося и приобретенного, в том  числе и за счет различных международных  проектов, компьютерного и телекоммуникационного  оборудования, программного обеспечения  и создать условия для технологического сопряжения указанных ресурсов.

     Одной из приоритетных работ  по реструктуризации службы является  привлечение к  ее деятельности все большего числа  структур АПК. В первую очередь должны быть реструктурированы региональные и районные информационно-консультационные службы, функционирующие в составе  органов управления АПК, как не отвечающие основополагающим принципам формирования и деятельности службы. Необходимо шире использовать систему дополнительного  профессионального образования  в качестве базы региональных филиалов Российского центра сельскохозяйственного  консультирования, практиковать создание отраслевых информационно-консультационных центров в составе вузовских  и научных организаций.

     Всемерную   поддержку должны получать коммерческие информационно-консультационные службы. Однако в ближайшей перспективе  информационно-консультационная служба будет ориентирована на оказание в основном безвозмездных услуг, особенно по общественно-значимым мероприятиям (выставки, обучающие семинары, опытно-демонстрационные участки, подготовка и распространение  информационных материалов и др.). Доля платных услуг будет постепенно возрастать по мере возрастания  авторитета службы и  повышения платежеспособности  сельхозтоваропроизводителей.

     Важное  значение в развитии информационно-консультационной службы будут иметь процессы, связанные  с совершенствованием инновационного обеспечения АПК. Их целью является создание условий для ускоренного  освоения в производство инноваций  и перевод хозяйствующих субъектов  АПК на интенсивный путь развития, что может быть достигнуто посредством:

  • обеспечения условий для ускоренного освоения высокоэффективных и быстро окупаемых инновационных проектов;
  • разработки методов экономической оценки инновационных проектов и создания экономического механизма ускоренного освоения их в производстве;
  • методической,  информационной и консультационной поддержки сельхозтоваропроизводителей при освоении инновационных проектов;
  • разработки методических основ прогнозирования и стратегического планирования инновационной деятельности в АПК;
  • формирования банка инновационных разработок в АПК;
  • разработки системы подтверждения инновационной деятельности в АПК.

     Совершенствование инновационного обеспечения АПК  позволит создать условия заинтересованности разработчиков в более качественном выполнении инновационных проектов, ускоренном продвижении их в производство  и перевести экономику агропромышленного  производства  на более высокий  уровень развития.

     В ближайшие годы предстоит организовать стройную систему подготовки кадров для ИКС и в первую очередь  полевых консультантов, менеджеров, аналитиков, маркетологов,  специалистов по информационным  технологиям, программированию и моделированию. В этих целях  в высших учебных аграрных заведениях необходимо вводить курс по основам  организации и функционирования ИКС, создавать соответствующие  кафедры и магистратуры. Предстоит  реализовать комплекс мер по организации  системы переподготовки и повышения  квалификации специалистов информационно-консультационной службы   на базе наиболее авторитетных региональных ИКС и образовательных  учреждений системы дополнительного  профессионального образования  с широким использованием дистанционных  методов обучения.

     На  Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева возлагается координация  подготовки учебных, учебно-тематических планов и программ, учебно-методических материалов по организации и функционированию ИКС, а также переподготовка соответствующего преподавательского состава высших учебных аграрных  заведений.

     Необходимо  усилить деятельность информационно-консультационной службы в решении социальных проблем  села. В этих целях служба должна  принимать участие в разработке и реализации программ устойчивого  развития сельских территорий и развития личных подворий; подготовке различных экологических программ; создании муниципальных  информационно-консультационных центров по обслуживанию сельского населения, подготовке предложений и оказании помощи в развитии малого бизнеса, агротуризма и других программах альтернативной занятости сельского населения. Важнейшим   направлением деятельности службы в социальной сфере будет являться также участие в реализации мероприятий по повышению доходов сельского населения, содействии по расширению страхования сельскохозяйственной деятельности; организации процессов кооперации в производственной, финансовой и сбытовых сферах.

     В области международного сотрудничества необходимо сделать акцент на формирование единой интегрированной системы  ИКС, включая государства-участников СНГ, на основе: создания единого информационного  пространства и использования Интернет; активной реализации проектов через  международные организации и  фонды, оказывающие техническое  содействие России в аграрном секторе  экономики; получения международных  грандов, выделяемых на поддержку научных  исследований в различных областях сельскохозяйственных знаний; организации  стажировок работников ИКС за рубежом; участия в международных выставках, семинарах и симпозиумах.

     Должен  быть осуществлен комплекс мер по рекламно-пропагандистскому обеспечению  деятельности информационно-консультационной службы, который предусматривает: разработку и реализацию совместно с органами управления АПК специальных программ по пропаганде деятельности ИКС с  широким привлечением радио, телевидения  и других средств массовой информации; активное участие службы в общественно-значимых мероприятиях, организуемых органами управления АПК; организацию собственных  пропагандистских мероприятий в  форме семинаров, выставок, полевых  дней и т.д. с приглашением, наряду  с сельхозтоваропроизводителями, представителей органов власти, рыночных структур, субъектов информационно-консультационной деятельности; широкое использование  возможностей Интернета, открытие специальных web-страниц с размещением материалов, освещающих деятельность службы; развитие редакционно-издательской деятельности,  выпуск нормативно-методических материалов, рекламных проспектов и дайджест-листов. 

 

1.4. Цели и задачи ИКС

     Основной  целью ИКС является повышение  уровня эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе достижений научно-технического прогресса, передового опыта и доведение  до сельскохозяйственных товаропроизводителей научной, технологической и рыночной информации.

     Для реализации поставленной цели предполагается расширение следующих задач ИКС:

    • формирование территориальной структуры межрайонных, районных и сельских информационно-консультационных  центров;
    • распространение знаний среди сельского населения по вопросам организации и ведения производства и торговли, информации о новых методах хозяйствования и технологии, предоставления рекомендаций по их применению;
    • осуществление опытно-демонстрационной деятельности по пропаганде и распространению новых знаний, культурных технологий и видов деятельности в сфере АПК и других секторов экономики;
    • организационно-правовое, гражданское, техническое консультирование, проведение образовательных бесед по охране и оздоровлению окружающей среды, защите насаждений, лесов, водоёмов, растительного и животного мира;
    • организация обучающих семинаров и курсов для сельского населения по организации не сельскохозяйственных видов деятельности в целях альтернативной занятости в сельской местности;
    • профессиональная ориентация учащихся, подготовка и повышении квалификации кадров, работников, специалистов; привлечение преподавателей для проведения семинаров.

1.5. Основные принципы формирования и функционирования ИКС

    ИКС АПК - сложная и многоуровневая система, которая включает в себя федеральные, региональные, районные (межрайонные) информационные центры, а также отдельные  субъекты, осуществляющие информационно-консультационную деятельность. Ее формирование и функционирование должно осуществляться в соответствии с определенными принципами, строгое соблюдение которых обеспечивает эффективную деятельность. Эти принципы призваны определять основы формирования службы, т.е. правила ее организации, позволяющие разрабатывать главные направления деятельности и устанавливать основные параметры экономического механизма функционирования.

Информация о работе Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе