Мотивации на предприятии: основные положения понятия, особенности, способы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:24, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении мотивации и разработки конкретных предложений по усовершенствованию механизма ее реализации на конкретном предприятии. Для достижения поставленной цели в процессе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть особенности мотивационных процессов в России, а также в Орловской области;
 раскрыть сущность и значение мотивации персонала предприятия;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА РЕЗИНОВЫХ И ПЛАСТМАССОВЫХ ИЗДЕЛИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………….
1.1 Особенности мотивации персонала предприятия в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий в России ………………………………………...
1.2 Исследование проблем мотивации персонала в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий в Орловской области………………………......
1.3 Сущность и значение мотивации персонала в экономике предприятия……….
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ПРОМУПАКОВКА» ЗА 2007-2009 Г.Г…………………………………….......
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………..
2.2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Оценка системы мотивации персонала предприятия……………………………
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ПРОМУПАКОВКА»……………………………………………………………………...
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала предприятия………………………………………………………………………………..
3.2 Оценка эффективности предложенных мер………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………....
Список использованных источников……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Методы управления мотивацией персонала……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Организационная структура ООО «ПромУпаковка»…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Сильные слабые стороны внутренней деятельности …………
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Финансово-экономические показатели предприятия ООО «ПромУпаковка» за 2007-2009 гг………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Предложенная система мотивации для ООО «ПромУпаковка».

Файлы: 1 файл

мотивация .docx

— 240.07 Кб (Скачать)

 

Изучая трудовые ресурсы  ООО «ПромУпаковка» можно отметить незначительную текучесть кадров за рассматриваемый период, а именно снижение среднесписочной численности на 3 человека в 2009 году по сравнению с 2008 годом и ростом штата на 7 человек по сравнению с 2007 годом.

При этом доля рабочих в  общей численности увеличилась  на 8,6%. Численность рабочих составляет примерно половину от всего штата  сотрудников предприятия. Производительность труда характеризуется отрицательной  динамикой, а именно ее значение в 2008 году снизилось на 18,01%, в 2009 году произошел незначительный рост производительности на 4,91% по сравнению с 2008.

Необходимым условием организации  производства продукции является обеспечение  его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами  и т.д. Поэтому следующим этапом экономического анализа ООО «ПромУпаковка» станет анализ эффективности использования  ее материальных ресурсов (таблица 6).

 

Таблица 6 – Показатели себестоимости и материальных затрат предприятия

Показатель

2007

2008

2009

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

год

год

год

2008 -

2009 -

2008/

2009/

     

2007

2008

2007

2008

Объем выпускаемой продукции, тыс. руб.

10793

10437

10451

-356

14

-3,30

0,13

Материальные затраты, тыс. руб.

541

537

541

-4

4

-0,74

0,74

Материалоотдача, руб./руб.

19,95

19,44

19,32

-0,51

-0,12

-2,58

-0,61

Материалоемкость, руб./руб.

0,050

0,051

0,052

0,001

0,001

2

1,96

Себестоимость производимой продукции, тыс.руб.

9602

9084

9001

-518,00

-83,00

-5,39

-0,91

Себестоимость на 1 руб. выпущенной продукции, коп.

0,890

0,870

0,861

-0,019

-0,009

-2,25

-1,03


 

Анализируя показатели использования  материальных ресурсов, следует отметить отрицательную динамику их изменения. Данный факт обусловлен, прежде всего, снижением объема товарной продукции в 2008 году на 3,3% по сравнению с 2007 годом. В этой связи уменьшились и объемы материальных затрат в себестоимости продукции. Материалоемкость в среднем за период составила 0,05 руб./руб., данный показатель невелик, что отражает эффективное использование материальных ресурсов.

Для анализа результатов  деятельности предприятия необходимо исследовать факторную цепочку, формирующую прибыль, а именно, взаимосвязь  затрат, объёма производства и  прибыли. Следует  изучить в тесной взаимосвязи  показатели финансовых результатов  деятельности и реализации продукции (таблица 7).

 

 

Таблица 7 - Оценка показателей прибыли и рентабельности предприятия

Показатель

2007

2008

2009

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

год

год

год

2008 -

2009 -

2008/

2009/

     

2007

2008

2007

2008

Выручка от реализации, тыс. руб.

10793

10437

10451

-356

14

-3,30

0,13

Прибыль от продаж, тыс.руб.

147

101

97

-46

-4

-31,29

-3,96

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

120

90

86

-30

-4

-25,00

-4,44

Чистая прибыль, тыс. руб.

87

76

73

-11

-3

-12,64

-3,95

Себестоимость производимой продукции, тыс.руб.

9602

9084

9001

-518

-83

-5,39

-0,91

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

18

47

30

29

-17

161,11

-36,17

Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

2572

2659

2714

87

55

3,38

2,07

 Рентабельность продаж, %

1,36

0,97

0,93

-0,39

-0,04

-28,95

-4,09

Рентабельность продукции, %

1,53

1,11

1,08

-0,42

-0,03

-27,45

-2,70

Общая рентабельность, %

4,63

3,33

3,13

-1,30

-0,20

-28,08

-6,01


 

Период 2007-2009 годы характеризуется снижением величины объема реализованной продукции. Величина балансовой прибыли снизилась в 2008 году на 25% при сопоставлении с 2007 годом. Такие изменения в величине прибыли связаны со многими факторами. Основными же причинами, ведущими к росту прибыли являются: увеличение объёмов производства, благодаря которому сокращаются условно-постоянные расходы на единицу продукции; внедрение более прогрессивного оборудования, что способствует экономии живого труда; снижение расхода материальных ресурсов на единицу продукции в результате приближения размера заготовки к размеру детали. В связи с уменьшением объема производства также вслед за балансовой прибылью изменились показатели чистой прибыли. Средний темп прироста данный величины за 2008 год составил -12,64% , за 2009 год составил -3,95%. На величину чистой прибыли оказывают, как правило, влияние доходы, облагаемые по специальным, отличным от налога на прибыль, ставкам и вычитаемые из валовой прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли. Это факторы второго уровня, влияющие на величину прибыли: доходы, облагаемые по ставкам, отличным от налога на прибыль; размер отчислений в резервный фонд, размер льготируемых отчислений из прибыли.

Общая рентабельность тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота текущих активов; чем ниже затраты на рубль продукции. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок, или интегральному методу оценки факторных влияний.

Как видно из расчета, рентабельность фондов снизилась в 2008 году на -28,08% по отношению к 2007 году, и на 6,01% в 2009 году по отношению к 2008 году. В целом за анализируемый период рентабельность снизилась на 32,4%.

Рентабельность продукции (окупаемость затрат) - это один из основных показателей который отражает доходность вложения средств в основное производство. Принято считать организацию сверхрентабельной, если рентабельность производства 30%. Когда данный показатель принимает значения от 20 до 30%, организация считается высокорентабельной, в интервале от 5 до 20% - средняя рентабельность, в пределах от 1 до 5% - низкая.

Как видно из расчета рентабельность продукции снизилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 2,70%, по сравнению с 2007 годом на 29,41% и предприятия по-прежнему осталось в группе низкорентабельных.

Рентабельность продаж характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет  предприятие с рубля продаж.

Как видно из расчета, в  целом за анализируемый период показатель рентабельности продаж снизился на 31,6%

Уровень рентабельности производственной деятельности и продаж зависит от основных факторов первого порядка: изменения объема производства и  структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен  реализации.

Таким образом, проведя комплексный  анализ деятельности предприятия, следует  сделать вывод, что в целом  деятельность ООО «ПромУпаковка» можно  считать удовлетворительной. Однако в ходе анализа было выявлен ряд проблем, главная из которых – это уменьшение объема реализованной продукции, которая ведет к снижению прибыли предприятия.

 

2.3 Оценка системы мотивации  персонала предприятия  

 

В исследуемой организации  укрупнено можно выделить материальные и нематериальные способы мотивации. Рассмотрим методы материального мотивирования  работников в данной организации (таблица 8).

 

Таблица  8 - Материальное стимулирование персонала в ООО «ПромУпаковка».

Категория персонала

Вид вознаграждения

Управляющий производством

 Вознаграждение за сверхурочную  работу 

 Часть групповой производственной  премии

Производственные рабочие

Сдельная система оплаты труда

 Премии за досрочное завершение  работы

Торговая группа

Индивидуальная премия за вклад  в общую прибыль 

Вознаграждение за сверхурочную работу

Прочие служащие

Премия из прибыли организации  за отчетный месяц

Индивидуальная премия


 

На основании табличных  данных можно сделать вывод, о  том, что материальное стимулирование в ООО «ПромУпаковка» не имеет  системного характера. Кроме того, существующие премии и вознаграждения условны, т.е. не зависят от вида выполняемой работы, а, следовательно, могут выступать демотивирующим фактором. Ведь каждый работник оценивает не только непосредственно свою деятельность, но также негласно контролирует  работу коллег, в связи с этим необходимо пересмотреть премирование сотрудников в соответствии с типом (степень сложности, ответственности) выполняемой им работы.

Однако вне зависимости  от занимаемой должности и от вида выполняемой работы в ООО «ПромУпаковка» широко распространена система социальной поддержки, выраженная в предоставлении льгот (единовременных выплат), связанных  с юбилеем, несчастным случаем, смертью  родственника и т.д. Выплаты такого рода повышают корпоративный дух  и увеличивают реализацию потребности признания в коллективе.

К нематериальным факторам мотивации, существующим в ООО «ПромУпаковка» относятся следующие:

1. Соблюдение законов.  Соблюдение требований о предоставлении  отпусков (учебных, декретных, очередных), предоставлении всех льгот. Отсутствие  двойной бухгалтерии по зарплате. Удовлетворение потребности в  безопасности и стабильности.

2. Гибкий график работы. Гибкий график отпусков, возможности  срочных отгулов и «отлучек»  с работы по семейным обстоятельствам  и прочее.

3. Прозрачность деятельности  подразделения для собственных  работников. Деятельность производственного  подразделения прозрачна для  собственных работников – постоянно  проводятся совещания, общения  в неформальной обстановке, что  способствует создание благоприятного  климата в коллективе.

4. Поздравления ко дню  рождения, юбилею, иных праздников. К приуроченной дате выпускается  плакат-открытка с поздравлением,  что повышает удовлетворение  человека в потребности признания. 

Помимо вышеперечисленных  факторов необходимо отметить, что  наряду с позитивными методами стимулирования работников на предприятии имеются, так называемые нематериальные демотиваторы. Это система выговоров и увольнений, а также отсутствие корпоративного духа, что выражается в отсутствии единой цели: различие личных целей и целей организации. Данная проблема несоответствия личных и организационных целей является серьезной ошибкой деятельности руководства ООО «ПромУпаковка». Ведь чем  в большей степени будут совпадать интересы, установки персонала непосредственно с целями организации, тем выше будет производительность труда, тем лучше будет реализована миссия предприятия.

Таким образом, проанализировав  методы мотивирования персонала, которые   используются в данной организации, можно сделать вывод об отсутствии четкой, эффективной, рациональной и оптимальной системы мотивации. Отсюда, как следствие, возникает неудовлетворенность работников трудом, которая выражается в  текучести кадров (до 0,08% в 2008 году по сравнению с 2009 годом). Возрастной состав работников организации неоднороден, в него входят как лица предпенсионного возраста, так и молодежь (25-40лет). Преобладание молодого персонала требует от организации особенного внимания к методам его мотивирования, как более перспективной возрастной рабочей группы.

В связи со всем вышеперечисленным, руководству ООО «ПромУпаковка» необходимо разработать новую систему  мотивации, направленную на устранение имеющихся недостатков в области  управления персоналом, а также повышающую удовлетворенность и заинтересованность  конкретного работника в труде.

Информация о работе Мотивации на предприятии: основные положения понятия, особенности, способы организации