Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:24, реферат
Цель данной курсовой работы заключается в изучении мотивации и разработки конкретных предложений по усовершенствованию механизма ее реализации на конкретном предприятии. Для достижения поставленной цели в процессе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности мотивационных процессов в России, а также в Орловской области;
раскрыть сущность и значение мотивации персонала предприятия;
Введение………………………………………………………………………………….
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА РЕЗИНОВЫХ И ПЛАСТМАССОВЫХ ИЗДЕЛИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………….
1.1 Особенности мотивации персонала предприятия в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий в России ………………………………………...
1.2 Исследование проблем мотивации персонала в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий в Орловской области………………………......
1.3 Сущность и значение мотивации персонала в экономике предприятия……….
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ПРОМУПАКОВКА» ЗА 2007-2009 Г.Г…………………………………….......
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………..
2.2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Оценка системы мотивации персонала предприятия……………………………
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ПРОМУПАКОВКА»……………………………………………………………………...
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала предприятия………………………………………………………………………………..
3.2 Оценка эффективности предложенных мер………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………....
Список использованных источников……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Методы управления мотивацией персонала……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Организационная структура ООО «ПромУпаковка»…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Сильные слабые стороны внутренней деятельности …………
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Финансово-экономические показатели предприятия ООО «ПромУпаковка» за 2007-2009 гг………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Предложенная система мотивации для ООО «ПромУпаковка».
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 |
|
6 |
|
6 |
|
10 |
|
16 |
|
23 |
|
23 |
|
29 |
|
38 |
|
41 |
|
41 |
|
48 |
Заключение…………………………………………………… |
54 |
Список использованных источников…………………………………………………… |
56 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Методы управления мотивацией персонала…………………… |
58 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Организационная структура ООО «ПромУпаковка»……………. |
59 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Сильные слабые стороны внутренней деятельности ………… |
60 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Финансово-экономические показатели предприятия ООО «ПромУпаковка» за 2007-2009 гг…………………………………………………. |
62 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Предложенная система мотивации для ООО «ПромУпаковка». |
64 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений
повышение эффективности
Проблемы мотивации работников предприятий всегда были и остаются наиболее актуальными. От четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников управленческого труда, но и конечные результаты деятельности предприятий.
Разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно на самих предприятиях позволяют привлекать новых высококвалифицированных специалистов, способных на деле управлять как малыми, так и большими коллективами, ориентируясь преимущественно при этом на индивидуальное мотивирование в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного индивидом.
Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления сверху вниз. Хотя за последние годы сделаны определенные предпосылки к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Очевидно, именно этими обстоятельствами можно объяснить появление за последние годы значительного количества фундаментальных и прикладного характера публикаций, посвященных данной проблеме.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении мотивации и разработки конкретных предложений по усовершенствованию механизма ее реализации на конкретном предприятии. Для достижения поставленной цели в процессе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
Предметом исследования курсовой работы является мотивация персонала в отрасли производства резиновых и пластмассовых изделий. Объект исследования: Общество с ограниченной ответственностью «ПромУпаковка».
Выбранная тема курсовой работы, безусловно, является актуальной в условиях господства рынка. Российской экономике, долго находившейся в стагнации, необходимы грамотные управленческие кадры. Ведь изучив искусство мотивирования людей можно добиться большего успеха в управлении на любом сегменте рынка.
1 Роль и значение мотивации персонала в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий в современных условиях
1.1 Особенности мотивации персонала предприятия в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий в России
Исследуемое предприятие, ООО «ПромУпаковка», согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, относится к группе обрабатывающих производств, а именно, к отрасли производства резиновых и пластмассовых изделий, которая включает: производство полуфабрикатов из пластмасс, производство готовых изделий из пластмасс.
Производство пластмассовых и резиновых изделий - довольно крупная отрасль обрабатывающей промышленности России. Продукцию переработки пластмасс можно разделить на следующие виды: изделия производственного назначения, изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения, профильно-погонажные изделия, пленки, листы, трубы, тара и упаковка.
В исследуемой сфере производства заняты 2 тыс. малых и около 1,5 тыс. крупных и средних предприятий. За 10 лет на этом рынке произошло существенное импортозамещение, доля отечественных материалов и изделий составляет более 85% от общего объема упаковки.
Основные тенденции, определившие спрос на упаковку;
В связи с данными фактами за период 2007-2009 года возросло производство изделий из пластмасс и резины – на 7,2%.
Объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных
работ и услуг собственными силами
предприятий производства резиновых
и пластмассовых изделий
Крупными и средними предприятиями производства резиновых и пластмассовых изделий за 2009 год получена сальдированная прибыль в размере 236,3 млн. рублей, превысившая уровень 2008 года в 2,3 раза.
Однако важнейшим компонентом функционирования отрасли, безусловно, является человеческий фактор, т.е. непосредственно персонал, благодаря знаниям, навыкам и умениям которого производятся пластмассовые и резиновые изделия для удовлетворения потребностей общества. Для того чтобы трудовые ресурсы использовались наиболее эффективно существует специальный механизм их мотивации.
Следует отметить, что механизмы мотивации могут отличаться не только по отраслям экономики, но и между конкретными предприятиями, функционирующими в одной сфере деятельности. Однако на сегодняшний день в России мотивации персонала уделяется незначительное внимание, по сравнению с Западными странами.
Рассмотрим особенности
Первой отличительной особенностью развития системы мотивации в данной отрасли является тот факт, что в производственно-хозяйственной деятельности предприятий длительное время широко использовалась преимущественно одна - единственная мотивационная модель "кнута и пряника", которая и сегодня не утратила своего применения. В этой связи персонал трудится ради получения денежного вознаграждения за свой труд, а делает это качественно непосредственно из-за страха быть наказанным.
Вторая отличительная особенность системы мотивации состоит в том, что использующиеся модели мотивации были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы).
Анализируя показатели динамики заработной платы данной отрасли, следует отметить следующее: среднемесячная заработная плата по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2009 году выросла на 2% и составила 11084 рублей. При этом она остается ниже среднереспубликанского показателя на 26%. По итогам года предприятия производства резиновых и пластмассовых изделий не имели задолженности по заработной плате перед своими работниками. Отсюда возникает третья особенность мотивации персонала в отрасли производства пластмассовых и резиновых изделий. Она состоит в том, что мотивационные системы способствуют не только уравнительности в системах оплаты труда и премирования данной категории работников, но и сохраняют тенденцию мотивирования в равном объеме лучшего и худшего, так как размер должностного оклада управленцев одной квалификационной категории оплачивался одинаково, независимо от трудового вклада. Таким же методом осуществлялось премирование. Выплата премии независимо от итогов труда и даже незначительный отрыв премии от достигнутых результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку к основной заработной плате.
Четвертая особенность состоит в том, что, как правило, ни одно предприятие данной отрасли не предусматривает сегодня в системе управления персоналом блока моральных мотивов, так как в них в основном находят отражение мотивы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры. В этом состоит главный недостаток мотивационной системы в России.
По данным социологического опроса (таблица 1) можно сделать вывод, что не только высокая заработная плата является побудительным фактором к труду, работодателю также важно учитывать трудовые нормы и ценности работников.
Таблица 1- Ценностные ориентации работников в процессе труда
Вариант ответа |
% опрошенных |
Интересная, творческая работа |
34,9 |
Работа, дающая возможность повышать квалификацию |
14,6 |
Работа, приносящая пользу людям |
25,3 |
Работа с хорошими условиями труда |
17,4 |
Работа с возможностью сделать карьеру |
20,0 |
Высокооплачиваемая работа |
64,8 |
Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии |
36,8 |
Работа, обеспечивающая социальные льготы |
16,4 |
Работа, дающая возможность улучшить жилищные условия |
20,0 |
Работа, где сложились хорошие отношения в коллективе |
25,0 |
Работа, где руководство хорошо относится к персоналу |
20,9 |
Работа на предприятии, которое близко от дома |
14,9 |
Таким образом, можно сделать вывод, что существующая российская модель мотивации труда во многом впитала в себя элементы советской модели стимулирования труда. Однако резкое изменение экономической ситуации в нашей стране, возникновение рыночных отношений требует кардинальных изменений внутреннего регламента компании, ее инфраструктуры и корпоративной культуры. Также нужно принимать во внимание особенности характера, мышления и поведения российского работника, не учитывать которые при создании различных программ мотивации нельзя.
1.2 Исследование проблем мотивации персонала в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий в Орловской области
Для анализа проблемы мотивации в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий в Орловской области рассмотрим состояние данной отрасли промышленности в целом в регионе.