Предприятие – основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить экономическую деятельность предприятия ее основу и сформулировать пути ее оптимизации.
Задачи исследования:
Выявить внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
Указать на государственное регулирование торговли.
Выявить методы государственного регулирования торговли.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Внешняя и внутренняя среда предприятия……………………5
§1 Характеристика внутренней среды предприятия………………………………5
§2 Характеристика внешней среды предприятия…………………………..…….11
Глава 2 Государственное регулирование торговой деятельности предприятия………………………………………………………..… …22
§1 Теоретические основы государственного регулирования торговли……. .…23
§2 Основные направления и принципы государственного регулирования торговли…………………………………………………………………………. …23
§3 Методы государственного регулирования торговли………………….…… ..33
Заключение…………………………………………………………… ...41
Глоссарий…………………………………………………………..…….43
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Российский  Государственный Социальный Университет

филиал  в г. Электростали

специальность: «Финансы и кредит» 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине:

«Экономика  предприятия» 
 

на тему:

«Предприятие  – основное звено экономики» 
 
 

                      Выполнил:

                      студент 2 курса

                      Тимонин А.С.

                      Научный руководитель:

                      к.э.н., доцент

                      Матусевич А.П. 
                       
                       
                       
                       

Электросталь

2006г.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………..3 

Глава 1 Внешняя  и внутренняя среда предприятия……………………5 

§1 Характеристика внутренней среды предприятия………………………………5

§2 Характеристика внешней среды предприятия…………………………..…….11 

Глава 2 Государственное  регулирование торговой деятельности предприятия………………………………………………………..… …22 

§1 Теоретические основы государственного регулирования торговли……. .…23

§2 Основные направления и принципы государственного регулирования торговли…………………………………………………………………………. …23

§3 Методы государственного регулирования торговли………………….…… ..33 

Заключение…………………………………………………………… ...41 

Глоссарий…………………………………………………………..…….43 

Список литературы………………………………………………...……45 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

          Актуальность  темы: Неотвратимо осуществляются экономические реформы. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).1

          Объект  исследования: Предприятие – основное звено экономики.

          Предмет исследования: Экономическая деятельность предприятий

          Цель  исследования: Определить экономическую деятельность предприятия ее основу и сформулировать пути ее оптимизации.

          Задачи  исследования:

  1. Выявить внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
  2. Указать на государственное регулирование торговли.
  3. Выявить методы государственного регулирования торговли.

        Элементы  новизны:   Реалии наших дней свидетельствуют, что и в кругах экономической общественности, и среди практиков закрепилось упрощенное толкование экономической сущности предпринимательства, отождествляющее последнее с любым бизнесом. При таком подходе и в разработке законов, и в регулировании предпринимательства едва ли могут быть выбраны правильные ориентиры. Вот почему сегодня так остро стоит проблема теоретического осмысления сущности, организационных форм и принципов предпринимательства применительно к условиям России.2

     Нормативно  правовая база:

1. Конституция Российской Федерации [Текст] – Спб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 48с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3-х ч. – 3-е изд.[Текст] – М.: Ось-89, 2005. – 384с.

3. Налоговый  кодекс Российской Федерации:  1-2 ч.[Текст] – М.: Юрайт-М, 2001 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ 

§1 Характеристика внутренней среды предприятия 

     В качестве внутренней среды предприятия  принято рассматривать все внутрифирменные составляющие, формирующие ее в единую систему и поддающиеся некоторому определенному управляющему воздействию со стороны сотрудников фирмы (руководителей и исполнителей). 

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений.  

     Основные переменные в организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди. Взаимосвязь внутренних переменных в организации изображена в приложении 1. 

     Цели — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться определенная группа, работая вместе. 

     Цели  обладают свойством быть долговременно  постоянным и определенным уровнем  объективности. К эффективным результатам ведут только ясные, четко сформулированные цели, совокупность которых  имеет системный характер.3  

     Организация имеет всегда хотя бы одну общую  цель, достичь которую стремятся  все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются  организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько  взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми.4  

     В основу своей планируемой или  осуществляемой деятельности фирма в лице руководства «закладывает» (определяет) главную цель, достижение которой просто невозможно из ряда подцелей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из подцелей очередного уровня (подуровня) и т.д., которые в конечном итоге составляют «дерево целей» (приложение 2). 

     В результате формирования и формулирования всей системы «дерева целей» должны быть получены «главная цель» как результат окончательной деятельности фирмы (организации), совокупность подуровней до самого «нижнего», которая должна представлять собой конкретные задания, обеспечивающие достижение непосредственных (соседних) для заданий подцелей (n-1). Под «n» понимается общее число подуровней в «дереве целей».5 

     Структура организации отражает сложившееся  в организации выделение отдельных  подразделений, связи между этими  подразделениями и объединение подразделений в единое целое. 

     Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. 

     В процессе анализа внутренней среды необходимо выявлять соответствия между структурой организации и анализируемой ею стратегией, между которыми существует определенная связь. А.Чандлер обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению структуры и выделил несколько важных предположений:

  • Организация с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.
  • По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.
  • По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.
 

     Средствами  решения таких задач является создание матричных и сетевых  структур. 

     Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры – это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами.6 

     Задачи. Под задачей в менеджменте понимается предписанная (заданная) работа, серия работ (совокупность) или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не личности, а должности, в которой данное лицо состоит. Руководство организации, создавая структуру (организационно-функциональную) для каждой должности определяет сотруднику ряд задач (задания, операции, действия), которые рассматриваются как необходимая деятельность для достижения целей организации. Считается, что задача, выполненная предписанным способом и в заданные сроки, обеспечивает успешность деятельности организации и подразделений. 

     Традиционно задачи организации принято делить на три категории: работа с людьми, техникой (в т.ч. сырьем и инструментами) и с информацией. Частота и совокупность выполняемых в операциях действий вместе со временем формируют технологию процессов работы. Задачи руководителей по управлению работами подразделений и организации в целом не составляют исключения.7 

     Технологии. По определению Люиса Дейвиса «технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях». Совершенно очевидно, что задачи и технология тесно взаимосвязаны. 

     Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность требует тщательного изучения и классификации. Существует несколько способов классификации. Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий: 

     Единичное, мелкосерийное или  индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие. 

     Массовое  или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. 

     Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций. 

     Нельзя  назвать какой-то один тип технологии лучше другого. В одном случае  может быть более приемлем один тип, а в другом более подойдет противоположный. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.8 

     Люди. Если руководство и/или даже отдельные менеджеры не признают того, что каждый сотрудник является (или должен представлять собой) личностью со своей индивидуальностью и специфичными запросами, то способность и возможность организации достичь поставленных целей будет находиться под угрозой. В настоящее время уже никто не возражает, что руководство достигает целей организации через других людей. Стало очевидно, что люди являются центральным фактором в любой модели управления внутренней средой (внутренним фактором и/или основными «болевыми точками» организации). Таким образом, в системе кадров необходимо заниматься людьми, причем по трем составляющим: поведением отдельных людей, поведением людей в группах и составляющими поведения руководителей, функционированием менеджеров, особенно в роли лидеров, и спецификой их влияния на поведение отдельных людей и групп. 

Информация о работе Предприятие – основное звено экономики