Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Файлы: 1 файл

экомика предприятия.docx

— 252.91 Кб (Скачать)

ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ 

2.1. Понятие, признаки и задачи  предприятия в рыночной экономике 

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих  субъектов: предприятий, государства  и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и  услуги, сосредоточивают в своей  собственности большую часть  общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют  бюджет страны.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Характеристика предприятия предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом  рыночных отношений:

• организационное единство подразумевает  наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и  порядком управления;

• производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие  объединяет экономические ресурсы  для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;

• наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;

• имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность  своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;

• оперативно-хозяйственная и экономическая  самостоятельность выражается в  том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет  убытки.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ главной целью коммерческого  предприятия является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над  затратами. Так как экономика  представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют «дерево» целей данного предприятия.

Функционирование предприятий  в рыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

• бесперебойный и ритмичный  выпуск высококачественной продукции  в соответствии с имеющимися производственными  возможностями;

• удовлетворение общественных потребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формирование эффективной  маркетинговой политики;

• эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение  эффективности производства;

• разработка стратегии и тактики  поведения предприятия на рынке;

• обеспечение конкурентоспособности  предприятия и продукции, поддержание  высокого имиджа предприятия;

• совершенствование организации  производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве;

• обеспечение социальной эффективности  производства (рост квалификации и  большей содержательности труда  работников, повышение их уровня жизни, создании благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).

 

Задачи предприятия определяются интересами его собственников, потенциалом  и другими факторами внешней  и внутренней среды. В современных  условиях перед многими отечественными предприятиями нередко стоят  совершенно иные цели и задачи. Так, основной целью может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции или своевременная выплата достойной заработной платы работникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Типы предприятий 

 

Одним из методов познания процессов и  явлений служит классификация, т. е. разделение совокупности на группы по различным признакам. В экономической  теории и практике существуют различные  классификации, в соответствии с  которыми предприятия подразделяются на типы. Основными признаками классификации  предприятий являются:

 

• отраслевая принадлежность;

 

• структура производства;

 

• используемые ресурсы;

 

• назначение готовой продукции;

 

• размеры;

 

• форма собственности;

 

• организационно-правовая форма;

 

• технологическая и техническая  общность;

 

• время работы в течение года.

 

Важнейшей характеристикой предприятия выступает  его отраслевая принадлежность, по которой все предприятия группируются в соответствии с принятой в Общероссийском классификаторе отраслей народного  хозяйства (ОКОНХ) классификацией отраслей (промышленные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия строительной индустрии и т. д.). Однако на практике не всегда можно точно определить отраслевую принадлежность предприятия, так как большинство их них имеет межотраслевую структуру производства. Поэтому по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированныге (изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства), многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента и назначения) и комбинированные (имеющие целью комплексное использование сырья: один вид сырья на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем – в третий вид; чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности).

 

В зависимости от используемых ресурсов предприятия делятся на:

 

• предприятия, использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие);

 

• предприятия, интенсивно использующие средства производства (фондоемкие);

 

• предприятия, интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

 

По  назначению готовой продукции предприятия  классифицируются на предприятия, производящие средства производства (машины, оборудование, транспорт), и предприятия, производящие предметы потребления (продукты питания, одежду и т. д.).

 

В зависимости от мощности производственного  потенциала (размеров) предприятия  делятся на крупные, средние и  малые. В настоящее время в  России существует два критерия отнесения  предприятий к малому бизнесу: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работников (в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в научно-технической  сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30, в других отраслях – 50 человек).

 

По  форме собственности различают  частные, государственные, муниципальные  предприятия.

 

По  организационно-правовой форме в  соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятия подразделяются на хозяйственные  товарищества (полное товарищество и  товарищество на вере), хозяйственные  общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), государственные и муниципальные унитарные предприятия и производственные кооперативы.

 

По  характеру потребляемого сырья  все предприятия группируются на предприятия добывающей промышленности (нефте-, угледобывающие предприятия) и предприятия обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка).

 

По  признаку технической и технологической  общности выделяют четыре типа предприятий:

 

• с непрерывным процессом производства (предприятие работает 24 часа в сутки, например хлебокомбинат);

 

• с дискретным (прерывным) процессом  производства;

 

• с преобладанием механических процессов  производства (предприятия мебельной, легкой промышленности);

 

• с преобладанием химических процессов  производства (фармацевтическая, химическая отрасли промышленности).

 

В зависимости от времени работы в  течение года выделяют предприятия  сезонного действия и предприятия  круглогодичного действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11  Внешняя и внутренняя среда предприятия

Любое предприятие находится и  функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает  его. Предприятие находится в  состоянии постоянного обмена с  внешней средой, обеспечивая тем  самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и  поддержания производственного  потенциала. Факторы внешней среды  являются неконтролируемыми со стороны  предприятия и его служб. Под  влиянием событий, происходящих вне  предприятия, во внешней среде, руководителям  приходится изменять внутреннюю организационную  структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Факторыг косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

• политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные  изменения в законодательной  и нормативно-технической базе, заключаемые  правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;

  • экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д.
  • социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;
  • технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды предприятия  затрудняется тем, что основными  характеристиками внешней среды  являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность  ее факторов. Окружение современных  предприятий изменяется с нарастающей  скоростью, что предъявляет все  более возрастающие требования к  анализу внешней среды и выработке  такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности  и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций  включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:

• информация о внутренней среде  необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

• анализ внутренней среды позволяет  лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды  предприятия являются:

• производство (в зарубежной экономической  литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;

• персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость  рабочей силы, интересы и потребности  работников;

• организация управления: организационная  структура, методы управления, уровень  менеджмента, квалификация, способности  и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

• маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том  числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта  продукции, маркетинговый бюджет и  его исполнение, маркетинговые планы  и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

• финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная  деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить  источники проблем на качественном и количественном уровне;

• культура и имидж предприятия  – слабоформализу-емые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики