Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Файлы: 1 файл

экомика предприятия.docx

— 252.91 Кб (Скачать)

 

повышение интенсивности труда (до нормальных пределов);

 

устранение  брака и т. д.

6.3. Управление персоналом предприятия 

 

Управление  персоналом является частью управления предприятием в целом, но занимает в  нем особое положение в связи  со спецификой данного фактора производства. Управление персоналом на предприятии  – это деятельность, выполняемая  в организации, которая позволяет  реа-лизовывать и обобщать широкий спектр вопросов учета личного фактора в системе управления предприятием.

 

Управление  персоналом имеет два основных аспекта: функциональный и организационный. При функциональном подходе в  системе управления персоналом выделяют основные элементы:

 

! определение общей стратегии,  планирование персонала, привлечение,  отбор и оценку персонала, повышение  квалификации и переподготовку  кадров, определение условий труда,  разработку политики заработной  платы персонала. Поэтому на  каждом предприятии должна быть  разработана кадровая политика, которая включает в себя:

 

отбор и продвижение кадров;

 

подготовку  кадров и их непрерывное обучение;

 

процедуру найма работников;

 

расстановку работников в соответствии со сложившейся  системой производства;

 

стимулирование  труда;

 

совершенствование организации труда; создание благоприятных  условий для работников предприятия.

 

Структура службы управления персоналом во многом определяется характером деятельности и размерами предприятия, особенностями  выпускаемой продукции и другими  факторами. На мелких и средних предприятиях многие функции по управлению персоналом выполняются преимущественно линейными  руководителями, а на крупных предприятиях создаются самостоятельные структурные  подразделения по выполнению этих функций.

 

Обобщая опыт зарубежных и отечественных  предприятий, можно сформулировать следующие цели системы управления персоналом:

 

• обеспечение кадрами;

 

• организация их эффективного использования;

 

• профессиональная подготовка;

 

• социальное развитие коллектива.

 

В соответствии с этими целями формируется  система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения могут быть использованы различные  методы. Методы управления персоналом – это способы воздействия  на коллективы и на отдельных работников с целью координации их деятельности в процессе производства. Различают  административные, экономические и  социально-психологические методы.

 

Административныге методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознание необходимости дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенных организациях и т. п. Эти методы отличает прямой характер их воздействия, т. е. любой регламентирующий или администрирующий акт подлежит обязательному исполнению. Для данных методов также характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

 

 

Экономические методыг используются путем осуществления материальной стимуляции коллектива и отдельных работников, т. е. они основаны на использовании экономического механизма.

 

Социально-психологические  методы заключаются в применении социального механизма – системы  взаимоотношений в коллективе, социальных потребностей и т. д.

 

Общим для экономических и социально-психологических  методов является косвенный характер их воздействия, поэтому нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов  и очень сложно определить силу их воздействия на конечный результат.

 

Управление  персоналом включает и регулирование  режима труда и отдыгха, под которым понимают установленный на предприятии распорядок, регламентирующий рациональное чередование времени работы и отдыха в течение рабочей смены, недели, месяца и года в целях обеспечения наиболее полного использования средств производства, высокой работоспособности рабочей силы и восстановления работоспособности во время отдыха.

 

Режим работы1 на предприятии определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными администрацией по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и при соблюдении установленной продолжительности рабочей недели. Внутрисменныгй режим труда и отдыгха включает перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Время кратковременных перерывов в отличие от обеденного перерыва является частью рабочего времени и учитывается при нормировании труда, т. е. эти перерывы регламентируются. Недельныге режимы труда и отдыха учитывают время работы в течение недели и в выходные дни, годовой режим предусматривает и время отпуска.

 

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, влияющих на здоровье и работоспособность человека в  процессе труда. Они определяются природными, социально-экономическими и организационно-техническими факторами и оказывают существенное влияние на издержки производства и  конкурентоспособность предприятия. В соответствии с действующими санитарно-гигиеническими критериями оценки условия труда  подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (экстремальные). Условия труда на предприятии  являются объектом государственного регулирования. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий и  организаций.

 

Важной  функцией управления персоналом принято  считать умение управлять конфликтами  в трудовом коллективе. Конфликт представляет собой столкновение противоположных  целей, интересов, мнений двух или нескольких человек. По направленности конфликты  делятся на горизонтальные и вертикальные. Первые в отличие от вторых не затрагивают находящихся в подчинении друг у друга людей. Решением конфликта может быть устранение причин, породивших его, или изменение целей участников конфликта.

6.4. Организация и нормирование труда 

 

Организация труда представляет собой совокупность методов наиболее рационального  соединения рабочей силы со средствами производства с целью достижения высокой производительности труда  и сохранения здоровья работников. На предприятии она осуществляется с целью решения экономических, психофизиологических и социальных задач. В экономической сфере  это повышение производительности труда, рациональное использование  ресурсов, увеличение объема производства продукции и повышение ее качества. Решение психофизиологических задач  должно обеспечить наименьшие затраты  физической и нервной энергии  человека в процессе труда, социальных – повышение привлекательности  и содержательности труда, развитие творческой инициативы работников.

 

Основные  направления совершенствования  организации труда:

 

• совершенствование форм разделения и кооперации труда;

 

• рационализация приемов и методов  труда;

 

• улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

 

• совершенствование нормирования труда;

 

• улучшение подготовки и повышения  квалификации работников;

 

• укрепление дисциплины труда;

 

• совершенствование мотивации труда;

 

• улучшение условий труда.

 

 

Нормирование  труда – определение необходимых  затрат рабочего времени на выполнение определенного объема работ в  конкретных организационно-технических  условиях. Оно является эффективным  элементом управления, при помощи которого осуществляются планирование, организация, руководство и контроль за имеющимися ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми). Это средство повышения производительности труда на предприятии или в подразделении, не требующее значительных капитальных вложений.

 

Рабочее время – установленная законодательством  продолжительность рабочего дня (рабочей  недели), в течение которого рабочий  выполняет порученное ему. Все рабочее  время содержит две части: время, связанное с выполнением задания (нормируемое время), и время потерь (ненормируемое время). Таким образом, все рабочее время делят на нормируемое и ненормируемое. Нормируемое время (Нвр) складывается из подготовительно-заключительного времени (Тпз), времени оперативной работы (Топ), времени обслуживания рабочего места (Том), перерывов на отдых и личные надобности (Тотл), перерывов по организационно-техническим причинам (Тпт). В свою очередь оперативное время (Топ) состоит из основного (технологического) (То) и вспомогательного времени (Тв). Время обслуживания рабочего места также подразделяется на время организационного обслуживания (Тоо) и время технического обслуживания (Тто). В общем виде величина нормы времени рассчитывается по формуле:

 

Нвр=Тпз+Топ+Том+Тотл+Тпт,

 

где Тпз – нормируется с помощью нормативов или специальных исследований методом фотографирования рабочего дня. Его состав и продолжительность непосредственно зависят от типа производства;

 

Топ – применяют непосредственно  для выполнения заданной работы;

 

Том – используется рабочим для ухода  за своим рабочим местом и поддержании  его в рабочем состоянии на протяжении смены. Оно обычно выражается в процентах от оперативного времени;

 

Тотл – состоит из времени перерыва на отдых, которое включается в норму в соответствии с существующими нормативами в зависимости от факторов утомляемости, а также времени перерыва на личные надобности (обычно в размере 8-10 мин на смену, на стройплощадках – 15 мин), которое во всех случаях включается в норму времени;

 

Тпт – перерывы, связанные с ремонтом механизмов по графику, ожиданием обслуживания из-за совпадения занятости рабочего на другом станке, затраты времени на изготовление продукции, забракованной не по вине рабочего.

 

Методы  изучения рабочего времени – это  способы получения информации о  состоянии использования фонда  рабочего времени, рациональности выполнения производственной операции с целью  повышения производительности труда. К основным видам изучения затрат рабочего времени относятся: хронометраж, фотография рабочего дня (ФРД), фотография методом моментных наблюдений и  фотохронометраж.

 

Хронометраж – измерение затрат рабочего времени  на операции путем измерения затрат на выполнение отдельных их элементов. Фотография рабочего дня (ФРД) изучает  и фиксирует все затраты рабочего времени, которые возникают на рабочем  месте в течение смены или  части смены. Она применяется  к рабочим и служащим, к руководителям  и специалистам. ФРД состоит из четырех частей: подготовка к наблюдению, непосредственное наблюдение, обработка  и анализ данных наблюдений, разработка мероприятий по устранению потерь рабочего времени. При самофотографии рабочего дня рабочий сам записывает в специальную карточку размеры потерь рабочего времени с указанием причин, их вызвавших.

 

Метод моментных наблюдений также применим как для рабочих, так и для  служащих. Моментные наблюдения осуществляют в процессе обхода, когда наблюдатель, следуя определенным маршрутом, фиксирует  в виде точки, линии или индекса  то, что происходит на данном рабочем  месте в момент его посещения.

 

Фотохронометраж – это комбинированное изучение операций, когда одновременно в одном измерении проводится и ФРД, и хронометраж.

 

Нормирование  труда является необходимым условием и важнейшим средством организации  труда и производства.

 

Следует различать понятие «норма» и  «норматив для нормирования труда». Норма – это количественный размер максимально допустимого расхода  элементов производственного процесса или минимально необходимого результата использования данных ресурсов.

 

Нормативы для нормирования труда – это  исходные величины, используемые для  расчета продолжительности выполнения отдельных элементов работы при  конкретных организационно-технических  условиях производства. Так, нормативы  времени устанавливают необходимые  затраты времени на выполнение отдельных  элементов технологического (и трудового) процесса.

 

Под методом нормирования труда понимается способ исследования и проектирования трудового процесса для установления норм затрат труда.

 

Различают два основных вида методов нормирования затрат рабочего времени: суммарныге и аналитические. При первом (опытный, опытно-статистический методы и метод сравнения) предполагают установление норм времени на операцию в целом (суммарно), а не на ее составные элементы. При втором (исследовательский, расчетный и мате-матико-статистический) анализируют конкретный трудовой процесс, разделяют операции на элементы (приемы и трудовые движения), на них и устанавливают нормы времени. Последний метод является более трудоемким.

6.5. Оплата труда персонала 

 

Заработная  плата является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников. Она выполняет следующие функции:

 

воспроизводственную – обеспечивает возможность воспроизводства  рабочей силы;

 

стимулирующую (мотивационную) – направлена на повышение заинтересованности работников в развитии производства;

 

социалъную – способствует реализации принципа социальной справедливости;

 

учетную – характеризует меру участия  живого труда в процессе образования  цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

 

Основные  принципы организации оплаты труда  на предприятии включают:

 

учет  размера минимальной оплаты труда, установленной государством;

 

осуществление оплаты по конечным результатам производства и в зависимости от количества и качества затраченного труда;

 

систематическое повышение реальной заработной платы, т. е. превышение темпов роста номинальной  заработной платы над темпами  инфляции;

 

превышение  темпов роста производительности труда  над темпами роста средней  заработной платы.

 

По  способу формирования основной заработной платы выделяют тарифные и бестарифные  системы оплаты труда. Тарифная позволяет  соизмерять разнообразные конкретные виды труда, учитывая их сложность и  условия выполнения, т. е. качество труда. Она состоит из следующих элементов:. тарифной сетки, тарифных ставок, тарифно-квалификационных справочников, с помощью которых  можно определить разряд работы и  работающего в соответствии с тарифной сеткой. Минимальные размеры тарифных часовых ставок 1-го разряда устанавливаются исходя из минимальной заработной платы и средней продолжительности рабочего времени.

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики