Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
• наиболее ликвидные средства (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);
• легко реализуемые активы (дебиторская задолженность, готовая продукция и товары);
• медленно реализуемые активы (производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП), незавершенное производство, издержки обращения);
• трудно реализуемые или неликвидные активы (нематериальные активы, основные средства и оборудование к установке, капитальные долгосрочные финансовые вложения).
Пассивы по срокам их погашения подразделяются на:
• наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность; ссуды, не погашенные в срок);
• краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты банков);
• долгосрочные и среднесрочные пассивы (долгосрочные и среднесрочные кредиты банков);
• постоянные пассивы (источники собственных средств).
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
• наиболее ликвидные средства больше или равны наиболее срочным обязательствам;
•
легко реализуемые активы больше
или равны краткосрочным
• медленно реализуемые активы больше или равны долгосрочным и среднесрочным пассивам;
• трудно реализуемые, или неликвидные, активы больше или равны постоянным пассивам.
Если нарушается хотя бы одно неравенство, то ликвидность баланса считается недостаточной.
В рамках более детального анализа ликвидности используется комплекс приведенных ниже показателей:
• величина собственных оборотных средств, характери-зирующая ту часть собственного капитала предприятия, которая служит источником покрытия текущих активов. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Основным и постоянным источником увеличения собственных оборотных средств является прибыль;
•
маневренность функционирующего капитала.
Характеризует часть
• коэффициент покрытия (общий) дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Поскольку предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов, то, следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие рассматривается как успешно функционирующее. Значение показателя может сильно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно воспринимается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя – 2; однако это лишь ориентировочное значение;
коэффициент быстрой ликвидности. Данный показатель по смысловому назначению аналогичен коэффициенту покрытия; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов (из расчета исключена наименее ликвидная их часть – производственные запасы). Логика такого исключения состоит в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. В условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40 % и менее от учетной стоимости запасов. По международным стандартам уровень показателя должен превышать 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7–0,8, вместе с тем эта оценка носит условный характер;
коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2–0,25;
доля собственных оборотных средств в покрытии запасов – показатель, характеризующий ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Рекомендуемая нижняя граница показателя – 50 %;
коэффициент покрытия запасов. Показатель рассчитывается соотнесением величины «нормальных» источников покрытия запасов (собственные оборотные средства, краткосрочные ссуды и займы, кредиторская задолженность по товарным операциям) и суммы запасов. Если значение этого показателя меньше единицы, то текущее финансовое состояние предприятия рассматривается как неустойчивое.
Расчет
вышерассмотренных показателей
ликвидности организации
Таблица 8 Расчет показателей ликвидности организации
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ, или ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО.
КООПЕРАЦИЯ (от лат. cooperatio сотрудничество) - первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, осуществляющее посреднические функции (сбыт продукции, ее транспортировка и т. д.). В зависимости от местных особенностей и специфики национальных законодательств кооперация в разных странах может существовать в разных формах, принимая вид преимущественно потребительской, промысловой, финансово-кредитная, посредническо-сбытовой кооперации. Но устойчивость и развитость кооперативные организации получают там, где кооперация становится интегратором производства и потребления, независимо от того, называется ли она при этом производственной, потребительской или посреднической. В Украине в силу исторических особенностей развития и под влиянием действующего законодательства большая часть кооперативного движения происходит в форме потребительской кооперации. Несмотря на зафиксированный в названии акцент на ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ сторону, реальная экономическая основа такого явления состоит как в соорганизации потребителей, так и в установлении прямых связей потребителей и производителей - в форме создания своего производства потребителями, либо размещения заказа, либо в форме сотрудничества с производителем для обеспечения его материальными или трудовыми ресурсами. Соответствующая организационная форма имеет название ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ, или ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО. Потребкооперация - явление существенно более древнее, чем маркетинг вообще и сетевой маркетинг в частности. Мировая история начинается на рубеже XVIII и XIX веков, российская - со второй половины XIX века. Одной из крупнейших международных неправительственных организаций является учрежденный в 1895 г. Международный кооперативный альянс (МКА), признанный мировой центр кооперативного движения. По данным МКА, в настоящее время в кооперативном движении задействовано более 800 млн человек, 222 организации из 90 стран являются членами МКА. В США в кооперативах участвует четверть населения, в Канаде - треть. Кооперативами создано 100 млн рабочих мест в мире; в производстве, например, молочных продуктов в Уругвае, Финляндии и Норвегии кооперативы обеспечивают более 90%. Наиболее заметны кооперативы в производстве пищевой продукции и торговле. 1. Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.. 2. Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;Обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;Демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;ограничения размеров кооперативных выплат;Доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;Наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля; Заботы о повышении культурного уровня пайщиков.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО - добровольное объединение пайщиков, являющееся юридическим лицом. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими. Высшим органом ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает вопросы о создании союзов, ассоциаций и других объединений, о вступлении в них и о выходе из них, о делегируемых союзам правах, а также иные вопросы, отнесенные к его компетенции законодательством и уставом общества. Деятельность ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА прекращается по решению общего собрания пайщиков (или уполномоченных). Имущество ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой или общей совместной) собственности. Собственность ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА образуется за счет взносов пайщиков, дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Собственность ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА может быть отчуждена только по решению пайщиков.
. 9 Производственная структура предприятия
Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции.
Производственная
структура характеризует
Производственная
структура предприятия
Совершенствование производственной структуры создает условия для интенсификации производства, эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышения качества продукции.
В
отличие от производственной структуры
общая структура предприятия
включает различные общезаводские
службы и хозяйства, в том числе
и связанные с культурно-
Элементы производственной структуры
Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи.
Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.
Рабочим
местом называется неделимое в организационном
отношении (в данных конкретных условиях)
звено производственного
Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса. Значение комплексных рабочих мест увеличивается с повышением уровня механизации и автоматизации производства.
Рабочее
место может быть стационарным и
подвижным. Стационарное рабочее место
расположено на закрепленной производственной
площади, оснащенной соответствующим
оборудованием, а предметы труда
подаются к рабочему месту. Подвижное
рабочее место передвигается
с соответствующим
В
зависимости от особенностей выполняемых
работ рабочие места
От
уровня организации рабочих мест,
обоснованного определения их количества
и специализации, согласования их работы
во времени, рациональности расположения
на производственной площади существенно
зависят конечные результаты работы
предприятия. Именно на рабочих местах
осуществляется непосредственное взаимодействие
материальных, технологических и
трудовых факторов производства. На уровне
рабочего места используются основные
факторы роста
Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.
На
производственном участке помимо основных
и вспомогательных рабочих
Производственные
участки специализируются подетально
и технологически. В первом случае
рабочие места связаны между
собой частичным
Участки,
связанные между собой
Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.
Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое плановое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.
Специализация цехов
Цехи предприятия могут быть организованы по технологическому, предметному и смешанному типам.
При технологическом типе структуры цех специализируется на выполнении однородных технологических операций (например, на текстильном предприятии – прядильный, ткацкий, отделочный цехи; на машиностроительном – штамповочный, литейный, термический, сборочный).
Технологическая специализация приводит к усложнению взаимосвязей между участками и цехами, к частым переналадкам оборудования. Расположение оборудования по группам, выполняющим однородные работы, приводит к встречным перевозкам предметов труда, увеличивает протяженность транспортировки, затраты времени на переналадку оборудования, длительность производственного цикла, объем незавершенного производства, оборотных средств, существенно усложняет учет. Вместе с тем технологическая специализация цехов имеет и определенные положительные моменты: она обеспечивает высокую загрузку оборудования и отличается относительной простотой руководства производством, занятым выполнением одного технологического процесса. Построение цехов по технологическому принципу характерно для предприятий, производящих разнообразную продукцию.
При предметном типе цехи специализируются на изготовлении определенного изделия или его части (узла, агрегата), применяя при этом различные технологические процессы.
Подобное
построение создает возможность
организации предметно-
Предметная
специализация имеет