Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Файлы: 1 файл

экомика предприятия.docx

— 252.91 Кб (Скачать)

 Термин "ресурс" означает в переводе "вспомогательное  средство".

Ресурсы предприятия - это имеющиеся в наличии средства, обеспечивающие осуществление предпринимательской  деятельности. Они используются и, в  конце концов, потребляются субъектом  для достижения поставленных целей. В литературе можно встретить  укрупненную классификацию ресурсов. В ней выделяется две их категории. Материально-вещественные ресурсы  представлены в предметной форме, в  обозримых образах. Людские ресурсы  имеют личностный характер, проявляющийся  в способности к действиям  и не сопровождаемый воплощением  в каком-либо вещном образе.

 С позиций  субъекта предпринимательской деятельности, ориентированной на выработку  определенной продукции, экономическими  ресурсами являются те источники,  которые конкретно необходимы  для осуществления дела и решения  хозяйственных задач. В этом  случае в основе суждения лежат  количественные характеристики  конкретных ресурсов. Отношение  к ресурсам приобретает

. большую значимость, поскольку они рассматриваются не только как расходуемые, потребляемые, ложащиеся в основу создаваемой продукции, но, что гораздо важнее, как существенно и многократно влияющие на успех процесса создания продукции.

 Ресурсы в составе  труда, капитала и природы целесообразно  определить как первичные. Это  означает, что они независимы  друг от друга и допускают  различное комбинирование в предпринимательской  деятельности с приданием им  в этих комбинациях различного  удельного веса.

 Комбинирование, установление  целесообразных пропорций выполняется  управленческими органами предприятия,  что составляет функцию менеджмента  и в свою очередь нуждается  в специфических ресурсах. Такой  взгляд позволяет ставить вопрос  о достаточно широком перечне  необходимых для деятельности  предприятия ресурсов. Второй вопрос  состоит при этом в установлении  оптимального соотношения в количественных  и качественных параметрах ресурсов.

 Основой второго вопроса,  причиной, побуждающей ставить его  сразу и жестко, является неизбежная  ограниченность ресурсов. Постоянно  возрастающие и изменяющиеся  общественные потребности побуждают  предпринимателя развивать дело, увеличивать состав и объем  выпускаемой продукции. Для этого  необходимо привлечение дополнительных  ресурсов. Такую задачу решают  и другие предприятия. 

 В то же время  источники ресурсов объективно  имеют предельные размеры, идет  ли речь о возможностях природы,  количестве вовлекаемых в деятельность  работников или накопленном ранее  имуществе. Для разрешения складывающегося  противоречия между планами и  возможностями их выполнения, между  потребностями и возможностями  их удовлетворения возникает  со всей значимостью и во  всем величии задача наиболее  эффективного использования имеющихся  ресурсов.

 Какие же ресурсы  следует назвать, чтобы охватить  интересы всего многообразия  сфер предпринимательской деятельности? Отвечая на этот вопрос, можно  предложить следующий перечень  ресурсов:

-природные ресурсы- естественные, имеющие в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира.

-трудовые ресурсы- трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интелектуальными возможностями к трудовой деятельности и производящая материальные блага или оказывающая услуги.

-финансовые ресурсы- представленные денежными средствами, принадлежащими субъекту, учитывая в том числе и средства в иностранной валюте;

-капитальные средства- олицетворяемые вещной формой недвижимого и приравниваемого к нему имущества в виде техники, технологии;

-материальные ресурсы- предметы труда; сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, незавершенное строительство и отходы производства, а также запасные части машин, предназначенные для ремонта оборудования, тара и тарные материалы.

-научно-информационные ресурсы,  выраженные в сведениях о знаниях  человечества, о ситуации в рыночной  сфере, состоянии законодательства  и т. п. ;

-личностные параметры  предпринимателя, отражающие его  возможности на основе знаний  и опыта;

-организационные параметры  предпринимательской структуры,  состоящие в возможностях как мобилизации внутренних сил предприятия, так и привлечения сил извне.

 В дополнение к этому  перечню следует отметить, что  природные ресурсы подразделяются  на восполнимые и невосполнимые, что диктует внимание общества к их расходованию. Что касается материальных ресурсов, то предприятие может иметь в качестве дополнительного источника использование отходов своего производства, т. е. обращаться к вторичным ресурсам.

 В общей постановке  вопроса справедливо утверждение,  что все виды ресурсов необходимы  и используются во всех видах  предпринимательства. Различие состоит  не в перечне видов потребляемых  ресурсов, а в их конкретных  проявлениях, в масштабах потребления  каждого из них, в соотношении  этих масштабов. Еще одно отличие  обнаруживается в возможности  непосредственно-го из природы либо опосредованного привлечения ресурсов. Все экономические ситуации состоят не только во взаимодействии человека с природой, но и людей между собой. Это вызывает в самом широком масштабе приобретение ресурсов у их собственников.

 Приведенный перечень  ресурсов побуждает дополнить  некоторые суждения. Можно рассмотреть  перечень позиций важности ресурсов  в различных сферах предпринимательской  деятельности.

 Природа предоставляет  для производственного использования  земельные угодья, недра, водные  бассейны и богатства их, воздушный  бассейн, растительный и животный  мир, климатические особенности  регионов. Все эти проявления  природы иногда для краткости  терминологии обобщают в одном  слове - "земля". Очевидно, что  некоторые природные факторы  напрямую лежат в основе организации  предпринимательства. Это относится  к добыче природных ископаемых, запасы которых, как бы ни  были велики, в конце концов, ограничены, охоте, рыболовству, звероводству, лесозаготовкам, производству электроэнергии  с использованием силы движения  воды или воздуха, а также  солнечной энергии. 

 В иных случаях природные  факторы обеспечивают возможность  осуществления деятельности, иногда  в зависимости от сезона года  или состояния погоды, например, в части организации водного  (речного и морского) или воздушного  транспорта, спортивного или медицинского  использования климатических характеристик  регионов. Сельскохозяйственное производство  целиком базируется на использовании  продуктивной функции земельных  угодий.

 Наряду с этим надо отметить, что для осуществления любой предпринима-тельской деятельности, а для производственной особенно, необходима определенная площадь земельного участка, подчас весьма значительная. Отсутствие возможности занять такой участок исключает возможность осуществления предпринимательства на этой территории даже при наличии всех других ресурсов.

 Природные ресурсы  требуют их бережного сохранения. Производственные предприятия должны  принимать меры по их защите, предотвращению загрязнения воздушного  пространства, водных бассейнов,  земельных территорий путем создания  очистных сооружений, использования  оборотного водоснабжения, утилизации  отходов. 

 Трудовые ресурсы определяются  совокупностью физических и духовных  способностей населения, находящегося  в трудоспособном возрасте и  состоянии принимать участие  в трудовых процессах. Эти способности  определяются рядом факторов, среди  которых в первую очередь отмечаются  демографические -численность, средний возраст жизни, половозрастная структура, распределение по территории страны, миграционная мобильность. Большое значение имеет образовательный уровень и уровень профессиональной подготовки. Проблема трудовых ресурсов тесно связана с уровнем безработицы, явной или скрытой. Трудовые ресурсы относятся к числу воспроизводимых.

 Вопросы финансовых ресурсов, капитальных средств и материальных ресурсов рассмотрены в последующих юнитах дисциплины. Оценка личностных

. параметров предпринимателя может быть сделана на основе его психологических черт и философских воззрений. Существенные организационные параметры предприятия зависят от организационно-правовой формы предприятия, размеров уставного капитала и других условий.

.

 

 

ия в управлении

 

То, что я понял, — прекрасно, из этого  я заключаю,

что и остальное, чего я не понял, —  тоже прекрасно.

 

Сократ (ок. 470—399 до н.э.)

 

 

Методы  и задачи планирования 12 вопрос

 

 

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приемов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта.

 

Сущность  планирования в условиях рыночной экономики  заключается в научном обосновании  на предприятиях предстоящих экономических  целей их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью и сущностью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

 

Рыночное  планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного  менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

 

План  – это документ, отражающий систему  взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание  пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию  выполнения плана и контроль. Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции  управления непосредственно относятся  к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п. Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах. Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.

 

Планирование  на предприятии – это взаимосвязанная  научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой  выступает система свободных  рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления  материальных и духовных ценностей.

 

В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет  планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого  планирования. Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических  положений, современных требований рынка и признанных передовой  практикой методов разработки планов. Методика планирования характеризует  состав применяемых на том или  ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана. Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия  весьма сложным и трудоемким предметом  деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией  планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое  содержание, требуемую последовательность процедур составления различных  разделов плана и обоснование  его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов  и плановых служб и совместной повседневной деятельности.

 

Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет  планирования.

 

Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят  различные названия: комплексный  план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

 

задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

 

- формулирование состава предстоящих  плановых проблем, определение  системы ожидаемых опасностей  или предполагаемых возможностей  развития предприятия; 

 

- обоснование выдвигаемых стратегий,  целей и задач, которые планирует  осуществить предприятие в предстоящий  период, проектирование желаемого  будущего организации; 

 

- планирование основных средств  достижения поставленных целей  и задач, выбор или создание  необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

 

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры  необходимых ресурсов и сроков  их поступления; 

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики