Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Файлы: 1 файл

экомика предприятия.docx

— 252.91 Кб (Скачать)

 

Следует иметь в виду, что даже в условиях значительного масштаба производства и устойчивой номенклатуры выпуска  предметная специализация цехов  полностью не вытесняет технологическую. Особенности технологического процесса приводят к тому, что заготовительные цехи (например, литейный, штамповочный) строятся по технологической специализации.

 

Наряду  с технологической и предметной структурами на промышленных предприятиях широкое распространение получил  смешанный (предметно-технологический) тип производственной структуры. Этот тип структуры часто встречается  в легкой промышленности (например, обувное и швейное производство), в машиностроении и ряде других отраслей.

 

Смешанный тип производственной структуры  имеет ряд преимуществ: он обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых  перевозок, сокращение длительности производственного  цикла изготовления продукции, улучшение  условий труда, высокий уровень  загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

 

Совершенствование производственной структуры должно идти по пути расширения предметной и  смешанной специализации, организации  участков и цехов при высокой  загрузке оборудования, централизации  вспомогательных подразделений  предприятия.

  

Функциональные  подразделения предприятия

 

Промышленные  предприятия могут быть организованы с полным и неполным циклом производства. Предприятия с полным циклом производства имеют все необходимые цехи и  службы для изготовления сложного изделия, а на предприятиях с неполным циклом производства отсутствуют некоторые  цехи, относящиеся к определенным стадиям производства. Так, машиностроительные заводы могут не иметь своих литейных и кузнечных цехов, а получать литье и поковки по кооперации от специализированных предприятий.

 

Все цехи и хозяйства промышленного  предприятия можно разделить  на цехи основного производства, вспомогательные  цехи и обслуживающие хозяйства. На отдельных предприятиях могут  быть подсобные и побочные цехи.

 

К цехам основного производства относятся  цехи, изготовляющие основную продукцию  предприятия. Основные цехи делятся на заготовительные (кузнечные, литейные), обрабатывающие (механический, термический, деревообрабатывающий) и сборочные (комплектация изделий).

 

Главными  задачами основного производства являются обеспечение движения продукта в  процессе его изготовления, организация  рационального технико-технологического процесса.

 

Задача  вспомогательных цехов – изготовление инструментальной оснастки для производственных цехов предприятия, производство запасных частей для заводского оборудования и энергетических ресурсов. Важнейшими из этих цехов являются инструментальные, ремонтные, энергетические. Количество вспомогательных цехов и их размеры  зависят от масштаба производства и  состава основных цехов.

 

К подсобным цехам относятся, как  правило, цехи, осуществляющие добычу и обработку вспомогательных  материалов, например тарный цех, изготовляющий  тару для упаковки продукции.

 

Побочные  цехи –это цехи, в которых изготавливается продукция из отходов производства либо осуществляется восстановление использованных вспомогательных материалов для нужд производства (например, цех по регенерации отходов и обтирочных материалов).

 

Назначение  обслуживающих хозяйств –обеспечение всех звеньев предприятия различными видами обслуживания; инструментальным, ремонтным, энергетическим, транспортным, складским и т.п. Важное место в производственной структуре предприятия занимают службы снабжения и подготовки новых изделий и прогрессивной технологии. Последняя включает экспериментальный цех, различные лаборатории по испытанию новых материалов, готовой продукции, технологических процессов.

 

Система обслуживания производственного процесса имеет целью обеспечение его  бесперебойного и эффективного функционирования.

 

При усилении ориентации предприятий на нужды потребителя в значительной мере расширился состав подразделений  сервисного обслуживания, изучающих  конъюнктуру спроса на продукцию, занимающихся комплектацией готовой продукции, обеспечивающих надзор и контроль за использованием продукции, проводящих монтаж, наладку и гарантийный ремонт продукции у потребителя. Сервисные службы имеют необходимый запас деталей, узлов и агрегатов, позволяющих ремонтировать реализованную продукцию.

 

Также большую роль на предприятии имеют  подразделения социальной инфраструктуры, которые призваны обеспечить социальное обслуживание рабочих, прежде всего  реализацию мероприятий по улучшению  охраны труда, технике безопасности, медицинскому обслуживанию, организации  отдыха, спорта, бытового обслуживания и т.п.

 

На  рис. 8.1. приведена производственная структура машиностроительного  предприятия.

  

Факторы, влияющие на производственную структуру

 

Анализ, оценка и обоснование направлений  совершенствования структур предприятий  должны проводиться с учетом факторов и условий их формирования.

 

Факторы, влияющие на формирование производственной структуры предприятия, можно разделить  на несколько групп.

 

Общеструктурные (народнохозяйственные) факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними, степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи и т.п. К числу отраслевых факторов относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.

 

Региональные  факторы определяют обеспеченность предприятия различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными  магистралями, средствами связи и  т.п.

 

Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования предприятий. Эти факторы необходимо учитывать при формировании структуры предприятия.

 

Значительное  число факторов, влияющих на производственную структуру и инфраструктуру, являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них обычно выделяются:

 

• особенности зданий, сооружений, используемого  оборудования, земли, сырья и материалов;

 

• характер продукции и методы ее изготовления;

 

• объем выпуска продукции и ее трудоемкость;

 

• степень развития специализации  и кооперации;

 

• мощность и особенности организации  транспорта;

 

• оптимальные размеры подразделений, обеспечивающих управляемость ими  с наибольшей эффективностью;

 

• специфика принимаемой рабочей  силы;

 

• степень развития информационных систем и т.д.

 

При переходе предприятий к рыночным условиям возрастает значение факторов, обеспечивающих коммерческую эффективность  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ритмичность производства, снижение издержек.

 

 

 

Тип производства – классификационная  категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности объема выпуска  изделий, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, трудоемкости операций и длительности производственного  цикла. Обычно различают единичное, серийное и массовое производства.

 

 

 

 

 

Организационная структура  предприятия

 

 Постороение организации

 

 

Существуют три главных  этапа в построении любой организации:

определение характера выполняемой  работы;

распределение работы между  отдельными позициями менеджмента;

классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.

 

Определение характера выполняемой  работы. Для выполнения этой задачи данную стадию создания организации  полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы  и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ  для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и  дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы).

 

Автор известных книг по вопросам предпринимательства профессор  Друкер выделяет три этапа и направления анализа, который необходимо провести на рассматриваемом нами этапе построения организации. Они включают анализ: деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;

решений, какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;

отношений, то есть определение того вклада в общее  дело, который должен внести менеджер;

лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;

влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.

 

 

Распределение работ между  отдельными элементами менеджмента. Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого  объема должностных обязанностей для  каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных  методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов  и организации труда и т. п.); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.

 

Классификация элементов  менеджмента, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы  элементы управления были сгруппированы  согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей). Этот способ известен как "принцип  ориентации".

 

Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), то есть коллективов людей, выполняющих  некоторую аналогичную работу, как  правило, под единым руководством начальника отдела (подразделения).

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА  ПРЕДПРИЯТИЯ

Место и роль подразделений  в организационной структуре

 

Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных  производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства  компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.

 

Методы распределения  обязанностей по отделам зависят  от положенных в основу признаков.

 

Во-первых, по принципу деления  на равные по размеру группы. Этот метод  применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.

 

Во-вторых, по функциональному  признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т. д. Их число зависит от потребностей самой организации.

 

В-третьих, по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен  в случаях, когда предприятие  осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.

 

В-четвертых, на основе выпускаемой  продукции. Этот способ в настоящее  время получает все большее распространение  на крупных предприятиях, расширяющих  ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

 

В-пятых, на основе интересов  потребителя. В тех отраслях, где  покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

 

В крупных по масштабам  деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных  способов.

 

При формировании структур управления во внимание принимаются следующие  вопросы: стратификация, то есть сколько может потребоваться уровней управления;

формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и  системной должна быть внутренняя структура;

централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;

сложность организационной  структуры, то есть насколько сложным  должно быть управление с организационной  точки зрения.

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА  ПРЕДПРИЯТИЯ

Определение обязанностей и  полномочий. Схемы организации

 

Для эффективной работы организации  важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношения. Существуют три метода определения обязанностей и полномочий и их передачи в рамках организации.

 

Каждый сотрудник компании должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения  с другими служащими.

 

Это достигается с помощью  схемы организации, дополненной  соответствующими справочниками (инструкциями), и распределения обязанностей.

 

Организационные схемы, таблицы. При построении таких схем необходимо учитывать следующее: схема дает лишь общие контуры структуры  организации; она должна быть доступна для понимания, содержать минимальное  количество деталей; не существует стандартных  построений организационной структуры, каждая фирма имеет свои особенности. Схема должна отражать реальную структуру  фирмы и не являться своего рода теоретическим стандартом. Если схему  структуры трудно составить, то причина  может заключаться в том, что  сама организация дефектна, то есть с течением времени ее структура  стала неэффективной, громоздкой, а  линии взаимоотношений стали  искаженными.

 

Позитивная сторона использования  схематичных построений. На подготовительном этапе построения схемы организации  последняя должна быть повергнута тщательному  анализу. Такое исследование само по себе принесет большую пользу, поскольку  она обнаруживает слабые места, накладки полномочий, недостаточно управляемые  звенья производственного процесса и т.п.

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики