Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
-
проектирование внедрения
По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.
Реактивное
планирование базируется на анализе
предшествующего опыта и
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность произ-водства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в ад-министративных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
Преактивное
планирование направлено на осуществление
непрерывных изменений в
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.
Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем: формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
обоснование
выдвигаемых стратегий, целей и
задач, которые планирует осуществить
предприятие в предстоящий
планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
определение
потребности ресурсов, планирование
объемов и структуры
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:
1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
2)
организация выполнения
3)
контроль и анализ конечных
результатов, корректировка
Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.
Принципы и методы планирования
Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все при-нятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:
-
принцип необходимости
-
принцип единства планов
-
принцип непрерывности планов
заключается в том, что на
каждом предприятии процессы
планирования, организации и управления
производством, как и трудовая
деятельность, являются взаимосвязанными
между собой и должны
-
принцип гибкости планов тесно
связан с непрерывностью
-
принцип точности планов
В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.
1.
Принцип комплексности. На
2.
Принцип эффективности требует
разработки такого варианта
3.
Принцип оптимальности
4.
Принцип пропорциональности, т.е.
сбалансированный учет
5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
6.
Принцип детализации, т.е.
7.
Принцип простоты и ясности,
т.е. соответствия уровню
16 Формирование производственной программы состоит из пяти этапов.
Этап 1. Вся продукция ранжируется
с учетом интересов
Этап 2. Оцениваются параметры (показатели), которые зависят от назначения продукции и конъюнктуры, например, вид, надежность в работе, экономичность, безопасность, эффективность, соответствие моде, дизайн.
Величина параметров заносится
в таблицу в той
Получивший оценку
Этап 3. Определяется степень спроса
продукции на рынке.
Этап 4, Продукция оценивается по
степени конкурентоспособности.
Этап 5. Изучают факторы, влияющие
на конкурентоспособность, и
Правильное определение
Формирование производственной
программы начинается с
Производственная программа
При формировании
Управление производственной
— формирование
— распределение
— расчеты календарно-плановых
нормативов движения
— формирование номенклатурно-