Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Файлы: 1 файл

экомика предприятия.docx

— 252.91 Кб (Скачать)

 

- проектирование внедрения разработанных  планов и контроль за их выполнением.

 

По  классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.

 

Реактивное  планирование базируется на анализе  предшествующего опыта и истории  развития производства и чаще всего  опирается на старые органи-зационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

 

Инактивное  планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает  как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его  основными целями являются выживание  и стабильность произ-водства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в ад-министративных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

 

Преактивное планирование направлено на осуществление  непрерывных изменений в различных  сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему  преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

 

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании  путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

 

Содержание  рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

 

Всякое  планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько  этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем: формулирование состава предстоящих  плановых проблем, определение системы  ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия  или фирмы;

 

обоснование выдвигаемых стратегий, целей и  задач, которые планирует осуществить  предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

 

планирование  основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

 

определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых  ресурсов и сроков их поступления;

 

проектирование  внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

 

Приведенный порядок планирования широко распространен  на американских фирмах. На отечественных  предприятиях также применяется  подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

 

1) составление планов, принятие решений  о будущих целях организации  и способах их достижения;

 

2) организация выполнения плановых  решений, оценка реальных показателей  деятельности предприятия; 

 

3) контроль и анализ конечных  результатов, корректировка фактических  показателей и совершенствование  деятельности предприятия. 

 

Правильный  выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования  целей и планов, но и повышения  эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

 

Принципы  и методы планирования

 

Планирование  деятельности является на каждом предприятии  наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  при-нятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

 

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

- принцип необходимости планирования  означает повсеместное и обязательное  применение планов при выполнении  любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен  в условиях свободных рыночных  отношений, поскольку его соблюдение  соответствует современным экономическим  требованиям рационального использования  ограниченных ресурсов на всех  предприятиях;

 

- принцип единства планов предусматривает  разработку общего или сводного  плана социально-экономического  развития предприятия, то есть  все разделы годового плана  должны быть тесно увязаны  в единый комплексный план. Единство  планов предполагает общность  экономических целей и взаимодействие  различных подразделений предприятия  на горизонтальном и вертикальном  уровнях планирования и управления;

 

- принцип непрерывности планов  заключается в том, что на  каждом предприятии процессы  планирования, организации и управления  производством, как и трудовая  деятельность, являются взаимосвязанными  между собой и должны осуществляться  постоянно и без остановки; 

 

- принцип гибкости планов тесно  связан с непрерывностью планирования  и предполагает возможность корректи-ровки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

 

- принцип точности планов определяется  многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях  рыночной экономики точность  планов трудно соблюсти. Поэтому  всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

 

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

 

1. Принцип комплексности. На каждом  предприятии результаты эко-номической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим измене-ниям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

 

2. Принцип эффективности требует  разработки такого варианта производства  товаров и услуг, который при  существующих ограничениях используемых  ресурсов обеспечивает получение  наибольшего экономического эффекта.  Известно, что всякий эффект в  конечном итоге заключается в  экономии различных ресурсов  на производство единицы продукции.  Первым показателем планируемого  эффекта может служить превышение  результатов над затратами. 

 

3. Принцип оптимальности подразумевает  необходимость выбора лучшего  варианта на всех стадиях планирования  из нескольких возможных альтернатив. 

 

4. Принцип пропорциональности, т.е.  сбалансированный учет ресурсов  и возможностей предприятия. 

 

5. Принцип научности, т.е. учет  последних достижений науки и  техники. 

 

6. Принцип детализации, т.е. степени  глубины планирования.

 

7. Принцип простоты и ясности,  т.е. соответствия уровню понимания  разработчиков и пользователей

 

 

16  Формирование производственной программы состоит из пяти этапов.

 

  Этап 1. Вся продукция ранжируется  с учетом интересов предприятия  и возможностей ее сбыта. Для  этого на основе экспертных  оценок специалистов разрабатывается  ранговая таблица.

 

  Этап 2. Оцениваются параметры (показатели), которые зависят от назначения продукции и конъюнктуры, например, вид, надежность в работе, экономичность, безопасность, эффективность, соответствие моде, дизайн.

 

  Величина параметров заносится  в таблицу в той последовательности, по которой оценивает рынок.

 

  Получивший оценку определенный  показатель качества продукции  принимается за эталон, которому  присваивается величина, равная  единице. Эксперты оценивают качество  выпущенной продукции и выставляют  соответствующую оценку.

 

  Этап 3. Определяется степень спроса  продукции на рынке. Существует  четыре степени спроса: неограниченный, ограниченный, эпизодический, нулевой.

 

  Этап 4, Продукция оценивается по  степени конкурентоспособности. 

 

  Этап 5. Изучают факторы, влияющие  на конкурентоспособность, и сопоставляют  их с параметрами факторов  главных конкурентов. 

 

  Правильное определение ассортимента  продукции, пользующегося спросом,  обеспечивает устойчивое положение  предприятия-производителя на рынке.

 

  Формирование производственной  программы начинается с использования  данных перспективного плана  выпуска продукции, с учетом  «портфеля заказов», изучения конъюнктуры  рынка и сбыта продукции.

 

  Производственная программа предприятия  формируется с учетом объема  запаса продукции на товарном  складе и остатка продукции  на стадии комплектования заказов,  упаковки и подготовки к отправке  потребителям. Объем запаса продукции  на складе зависит от влияния  следующих факторов: нестабильности  или колебаний рыночного спроса; обеспечения гарантийного послепродажного  обслуживания запасных узлов,  деталей, частей, выходящих из  строя, замены бракованных образцов  для удовлетворения неожиданного  увеличившегося рыночного спроса.

 

  При формировании производственной  программы применяются натуральные,  условно-натуральные, трудовые и  стоимостные величины (показатели).

 

  Управление производственной программой  предприятия включает:

 

  — формирование производственной  программы;

 

  — распределение производственной  программы выпуска изделий по  плановым периодам года между  цехами;

 

  — расчеты календарно-плановых  нормативов движения производства;

 

  — формирование номенклатурно-календарных планов выпуска изделий по основным цехам; формирование производственной программы в цехах с распределением по участкам, бригадам.

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики