Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Функциями экономического механизма хозяйствования являются:
обеспечение
благоприятных экономических
создание
необходимых организационно-
превращение всех работников материально-призводственной сферы в реальных собственников средств и результатов производства, равноправного и взаимовыгодного их партнерства на рынке
формирование
благоприятных организационно-
поддержание среды, необходимой для формирования современного экономического мышления у трудовых коллективов отечественных субъектов хозяйствования и всего населения, устойчивой заинтересованности каждого работника в росте квалификации и творческого потенциала
Составными элементами
Механизм
трансформации традиционных предприятий
общественного сектора в
Механизм реализации продукции и приобретения средств производства субъектами хозяйствования (юридическими и физическими лицами) на соответствующем рынке.
Механизм ценообразования, формирования государственных закупочных, договорных и оптовых цен при регулирующем воздействии государства.
Механизм договорных экономических (хозрасчетных) взаимоотношений хозяйствующих партнеров на свободном и регулируемом рынке.
Финансово-налоговый механизм формирования платежей хозяйствующих субъектов в государственный бюджет и в централизованные фонды социального обеспечения, страхования и поддержки сельских товаропроизводителей.
Механизм банковского кредитования и расчетно-кассового обслуживания субъектов хозяйствования.
Механизм инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий АПК.
Механизм мотивации и стимулирования труда коллективов предприятий и их работников.
Механизм
внешних экономических связей, создания
и функционирования совместных отечественных
предприятий с зарубежными
Механизм внутрипроизводственных экономических отношений предприятий со своими структурными подразделениями и их трудовыми коллективами на основе внутрихозяйственного расчета.
Механизм развития предпринимательства и агробизнеса в АПК.
Все
указанные элементы органически
взаимосвязаны и образуют целостную
организационно-экономическую
Современный экономический механизм хозяйствования в АПК по формам проявления имеет ряд специфических особенностей в сравнении с другими межотраслевыми комплексами:
Во-первых, этот механизм сохраняет унаследованные черты от прежнего, административно-командного механизма, и притом в большей мере, чем в отношении других народнохозяйственных комплексов (более высокая степень государственного регулирования и др.).
Во-вторых, экономический механизм хозяйствования в АПК призван учитывать взаимосвязь и зависимость условий воспроизводства от природного фактора.
В-третьих, многоукладность
экономики АПК требует
В-четвертых, в агропромышленном производстве, как никакой другом, учитывается специфика отношений переходного периода становления рыночного механизма хозяйствования, формирование которого требует значительно большего исторического периода.
В-пятых, экономический механизм в АПК должен учитывать специфическую социально-экономическую роль сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в формировании фонда потребления населения и росте его благосостояния (государственное регулирование насыщения национального рынка продовольствием собственного производства и цен на социально значимые товары, защита отечественных товаропроизводителей на селе).\
Управление качеством продукции
Под
управлением качеством
До
недавнего времени при решении
проблем качества предприятия ориентировались
на технический уровень качества
продукции без учета
Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.
Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.
Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством продукции включает следующие функции:
Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:
улучшение экономического положения предприятия;
расширение или завоевание новых рынков сбыта;
достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;
освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
улучшение важнейших показателей качества продукции;
снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
увеличение сроков гарантии на продукцию;
развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который обозначается как петля качества, включает 11.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа "петли качества", чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции. В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий - одна из характерных черт развития мирового рынка.
Всеобщее (тотальное) управление качеством (TQC), осуществляемое фирмами Западной Европы, США и Японии, предполагает три обязательных условия.
Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Качество должно постоянно возрастать, ибо качество -это постоянно меняющаяся цель.
Мероприятия
по повышению качества должны затрагивать
все подразделения без
Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.
Современное развитие системы управления качеством получило в результате перехода от тотального управления качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM).
Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - еще и управление целями и самими требованиями. В TQM также включается и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к "0 дефектов", к "0 непроизводительных затрат", к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, однако необходимо постоянно к этому стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин - "постоянное улучшение качества" (quality improvement).
В системе TQM используются методы управления качеством, адекватные целям. Одними из ключевых особенностей системы являются использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.
Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. С конца 70-х гг. движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (Венгрия, США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия и др.). Их широкому распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.
Кружок
качества - это небольшая группа
(от 3 до 12 человек) рабочих или служащих
одного производственного
Основными целями кружков качества являются:
содействие вкладу в рост и развитие компании;
создание атмосферы, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива;
активизация
использования человеческого
В последние годы в развитых странах усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.
Экономические ресурсы предприятия
Понятие об экономических
ресурсах является одной из основополагающих
экономических категорий. В общем
случае экономические ресурсы выражают
собой совокупность источников, обеспечивающих
осуществление конкретной хозяйственной
деятельности вне зависимости от
того, какие субъекты ее осуществляют,
и в чем состоят их цели. Ресурсы
используются коммерческими и
Оценивания
важность экономических
В экономических
учениях прошлых периодов