Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Файлы: 1 файл

экомика предприятия.docx

— 252.91 Кб (Скачать)

 

Функциями экономического механизма хозяйствования являются:

обеспечение благоприятных экономических условий  хозяйствования для расширенного воспроизводства  каждому нормально функционирующему субъекту хозяйствования с учетом запросов рынка

создание  необходимых организационно-экономических  условий для здоровой рыночной конкуренции  благодаря обеспечению благоприятной  рыночной среды

превращение всех работников материально-призводственной сферы в реальных собственников средств и результатов производства, равноправного и взаимовыгодного их партнерства на рынке

формирование  благоприятных организационно-экономических  предпосылок для выхода отечественных  товаропроизводителей на внешний рынок, их интеграции с партнерами ближнего и дальнего зарубежья

поддержание среды, необходимой для формирования современного экономического мышления у трудовых коллективов отечественных  субъектов хозяйствования и всего  населения, устойчивой заинтересованности каждого работника в росте  квалификации и творческого потенциала

 

 

  Составными элементами современного  экономического механизма хозяйствования в АПК являются:

Механизм  трансформации традиционных предприятий  общественного сектора в современные  рыночные структуры и реформирования экономического уклада на селе.

Механизм  реализации продукции и приобретения средств производства субъектами хозяйствования (юридическими и физическими лицами) на соответствующем рынке.

Механизм  ценообразования, формирования государственных  закупочных, договорных и оптовых  цен при регулирующем воздействии  государства.

Механизм  договорных экономических (хозрасчетных) взаимоотношений хозяйствующих  партнеров на свободном и регулируемом рынке.

Финансово-налоговый  механизм формирования платежей хозяйствующих  субъектов в государственный  бюджет и в централизованные фонды  социального обеспечения, страхования  и поддержки сельских товаропроизводителей.

Механизм  банковского кредитования и расчетно-кассового  обслуживания субъектов хозяйствования.

Механизм  инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий АПК.

Механизм  мотивации и стимулирования труда  коллективов предприятий и их работников.

Механизм  внешних экономических связей, создания и функционирования совместных отечественных  предприятий с зарубежными фирмами.

Механизм  внутрипроизводственных экономических  отношений предприятий со своими структурными подразделениями и  их трудовыми коллективами на основе внутрихозяйственного расчета.

Механизм  развития предпринимательства и  агробизнеса в АПК.

Все указанные элементы органически  взаимосвязаны и образуют целостную  организационно-экономическую систему, принимаемую за основу экономической  политики национального государства, включающую и аграрную.

Современный экономический механизм хозяйствования в АПК по формам проявления имеет ряд специфических особенностей в сравнении с другими межотраслевыми комплексами:

Во-первых, этот механизм сохраняет унаследованные черты от прежнего, административно-командного механизма, и притом в большей  мере, чем в отношении других народнохозяйственных комплексов (более высокая степень  государственного регулирования и  др.).

Во-вторых, экономический механизм хозяйствования в АПК призван учитывать взаимосвязь и зависимость условий воспроизводства от природного фактора.

В-третьих, многоукладность  экономики АПК требует дифференцированного  учета характера хозяйствования связей предприятий различных форм имущественной собственности (государственной, частной и личной) с преобладанием государственной земельной собственности в переходный период.

В-четвертых, в агропромышленном производстве, как  никакой другом, учитывается специфика отношений переходного периода становления рыночного механизма хозяйствования, формирование которого требует значительно большего исторического периода.

В-пятых, экономический механизм в АПК должен учитывать специфическую социально-экономическую роль сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в формировании фонда потребления населения и росте его благосостояния (государственное регулирование насыщения национального рынка продовольствием собственного производства и цен на социально значимые товары, защита отечественных товаропроизводителей на селе).\

 

 

 

Управление  качеством продукции

 

 

 

Под управлением качеством продукции  понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях  на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование1.

 

До  недавнего времени при решении  проблем качества предприятия ориентировались  на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.

 

Вместе  с тем, следует отметить, что отечественная  система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции  во всем мире. В этом вопросе отечественный  опыт учтен при разработке международных  стандартов по системам качества.

 

Система качества, регламентированная международным  стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный  цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие  элементы системы, как маркетинг, материально-техническое  обеспечение, сбыт, обслуживание.

 

Системный подход к управлению качеством продукции  предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.

 

Система управления качеством продукции  представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание  высокого уровня качества продукции. Система  управления качеством продукции  включает следующие функции:

Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

Функции специализированные и общие для  всех стадий жизненного цикла продукции.

Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

 

В соответствии с международными стандартами  ИСО серии 9000 выделяются политика в  области качества и непосредственно  система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством  продукции.

 

Политика  в области качества может быть сформулирована в виде направления  деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение  или завоевание новых рынков сбыта;

достижение  технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;

ориентацию  на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;

освоение  изделий, функциональные возможности  которых реализуются на новых  принципах;

улучшение важнейших показателей качества продукции;

снижение  уровня дефектности изготавливаемой  продукции;

увеличение  сроков гарантии на продукцию;

  развитие сервиса.

 

В соответствии со стандартами ИСО  жизненный цикл продукции, который  обозначается как петля качества, включает 11.

 

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции  с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством  продукции.

 

Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и  систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия  для выполнения каждого этапа "петли  качества", чтобы продукция удовлетворяла  требованиям к качеству.

 

В условиях конкурентной борьбы предприятия  смогут успешно развиваться, внедряя  системное управление качеством  продукции. В настоящее время  растущая требовательность к улучшению  качества изделий - одна из характерных  черт развития мирового рынка.

 

Всеобщее (тотальное) управление качеством (TQC), осуществляемое фирмами Западной Европы, США и Японии, предполагает три  обязательных условия.

Качество  как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для  их решения. Поскольку требования к  качеству определяет потребитель, не может  существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Качество должно постоянно возрастать, ибо качество -это постоянно меняющаяся цель.

Мероприятия по повышению качества должны затрагивать  все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80-90% мероприятий  не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется  повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых  изделий.

Не  прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и  повышение мотивации персонала.

 

Современное развитие системы управления качеством  получило в результате перехода от тотального управления качеством (TQC) к  тотальному менеджменту качества (TQM).

 

Если TQC - это управление качеством с  целью выполнения установленных  требований, то TQM - еще и управление целями и самими требованиями. В TQM также  включается и обеспечение качества, которое трактуется как система  мер, вызывающая у потребителя уверенность  в качестве продукции.

 

Система TQM является комплексной системой, ориентированной  на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно  к качеству действует целевая  установка - стремление к "0 дефектов", к "0 непроизводительных затрат", к поставкам точно в срок. При  этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, однако необходимо постоянно к этому стремиться и не останавливаться на достигнутых  результатах. Эта идеология имеет  специальный термин - "постоянное улучшение качества" (quality improvement).

 

В системе TQM используются методы управления качеством, адекватные целям. Одними из ключевых особенностей системы являются использование коллективных форм и  методов поиска, анализа и решения  проблем, постоянное участие в улучшении  качества всего коллектива.

 

Особое  место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения  работников предприятия к осознанному  участию в процессе повышения  качества продукции, имиджа фирмы и  собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным фактором повышения  качества и конкурентоспособности  продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в  число лидеров на мировом рынке  товаров. С конца 70-х гг. движение по созданию кружков качества приняло  массовый характер во многих странах  мира (Венгрия, США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия и др.). Их широкому распространению  способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.

 

Кружок  качества - это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в  неделю) собираются и в течение  часа (в рабочее или нерабочее  время) обсуждают проблемы, возникшие  в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и сами претворяют их в жизнь или с помощью специалистов.

 

Основными целями кружков качества являются:

содействие  вкладу в рост и развитие компании;

создание  атмосферы, в которой проявляется  уважение к каждому члену трудового  коллектива;

активизация использования человеческого фактора.

 

В последние годы в развитых странах  усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это  привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

 

Сертификация  систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние  гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей  предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

 

 

 

Экономические ресурсы предприятия

 

Понятие об экономических  ресурсах является одной из основополагающих экономических категорий. В общем  случае экономические ресурсы выражают собой совокупность источников, обеспечивающих осуществление конкретной хозяйственной  деятельности вне зависимости от того, какие субъекты ее осуществляют, и в чем состоят их цели. Ресурсы  используются коммерческими и некоммерческими  организациями, индивидуальными предпринимателями. Они используются также и домашними  хозяйствами, функционирующими в качестве основной единицы в сфере потребления.

 Оценивания  важность экономических ресурсов, без использования которых хозяйствование  не представляется возможным,  следует определить их как  фактор не только производства, но и потребления. В переводе "фактор" означает "делающий". Интерес темы обращен к факторам  производства, необходимым для выпуска  продукции. 

 В экономических  учениях прошлых периодов многие  авторы выделяли в первую очередь  такие факторы как труд, понимая  под ним целенаправленную деятельность  людей, и капитал, олицетворяющий  собой некоторое имущество как  сумму накопленных за истекшее  время ценностей. К этому перечню  добавляются природно-естественные  факторы, представленные объектами  и явлениями органического и  неорганического мира. Такой состав  факторов неоспорим, но воспринимается  лишь номинально, поскольку не  наполнен конкретным содержанием. 

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики