Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:07, реферат
Среди трех основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики: домохозяйства (население), предприятия (фирмы) и государство предприятиям принадлежит особенно важная роль, так как именно предприятия создают экономические блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей. В предыдущих главах анализировалась та среда, в которой функционирует фирма, предметом анализа данной главы является само предприятие.Предпринимательская деятельность организационно выступает в форме предприятия
Предприятие - основное звено рыночной экономики: его организационно-правовые формы
Среди трех основных
хозяйствующих субъектов
Предприятие - это
обособленная, самостоятельная ячейка
экономики, где происходит соединение
факторов производства для изготовления
продукции и оказания услуг в
целях получения прибыли. По определению
Закона “О предприятиях и предпринимательской
деятельности” “Предприятием
Признаками предприятия являются:
* технико-производственная
обособленность. Всякое предприятие
- это технологически связанный
между собой комплекс
* наличие организационного единства, структурная оформленность. Внутренняя структура фирмы носит иерархический характер, т.е. в процессе управления фирмой соблюдаются соподчиненность и сбалансированность функций, строгое следование определенным правилам со стороны участников производственного процесса, которые становятся существенными отличительными признаками предприятия;
* экономическая
обособленность, предполагающая: обособление
кругооборота ресурсов, самоокупаемость
и самофинансирование процесса
воспроизводства,
С юридической точки зрения предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица, признаками которого согласно ГК РФ (ст. 48) являются:
* наличие обособленного
имущества, которое может быть
в собственности,
* самостоятельная
имущественная ответственность,
* самостоятельное
выступление в гражданском
Важный признак
предприятия - его мобильность. Поскольку
сама предпринимательская
Хотя само определение
предприятия содержит в себе характеристику
цели его деятельности, следует отметить,
что в конкретных рыночных условиях
в качестве цели деятельности предприятий
могут выступать: стремление выжить,
предполагающее получение минимальной
прибыли (или даже убытков), увеличение
объема продаж и доли участия на
рынке, повышение качества продукции
и т.п. Например, некоторые японские
фирмы определяют цели деятельности
как стремление “...к производству
продукции наивысшего качества при
наименьших ценах посредством наиболее
полного использования
Каждое коммерческое предприятие может быть охарактеризовано по разным признакам:
* по форме
собственности: индивидуальное
* по принадлежности капитала: национальное, иностранное, смешанное. В России на 1 января 2007г. наряду с 2,5 млн. российских действовало 14,5 тыс. совместных и иностранных предприятий;
* по роду предпринимательской деятельности - производственное, посредническое, финансовое, информационное, консультационное и т.п.;
* по отраслевой принадлежности: промышленное, транспортное, банковское, торговое, научно-исследовательское и т.д.
Отраслевое распределение российских предприятий на 1 января 2009 г. было таково (в тыс.):
промышленность - 351,4
сельское хозяйство - 333,4
строительство - 297,6
торговля и общественное питание - 929,1
финансовые и кредитные учреждения - 50,6 (на 1.01.2008 г.)
* по контролю:
головное, дочернее, филиал, ассоциированное
(входящее в объединение)
* по размеру: крупное, среднее, малое;
* по организационно-правовой
форме: единоличное
Остановимся подробнее на двух последних характеристиках предприятия.
Классификация предприятий по размером осуществляется обычно по численности занятых или по объему годового оборота. По критерию численности работающих в разных странах по-разному определяют размер предприятия. Например, в США к малым относят предприятия, где число работников не превышает 500 человек; в Японии к малым относятся хозяйствующие субъекты с числом до 300 человек в промышленности, строительстве, на транспорте, до 100 человек - в оптовой торговле, до 50 человек - в розничной торговле; в Европе, как правило, малыми считают фирмы с числом работников до 200 человек и т.д.
Малые предприятия не являются особым видом предпринимательской деятельности. Малым может быть предприятие любой формы собственности или организационно-правовой формы, оно может функционировать в любой сфере экономики, быть самостоятельным или входить в какое-либо объединение. Выделение малого бизнеса в самостоятельную форму предпринимательства связано, во-первых, с местом и ролью этих предприятий в современной экономике и, во-вторых, с отношением к ним со стороны государства.
Малые предприятия
как наиболее мобильная форма
бизнеса оперативно реагируют на
изменения рыночной конъюнктуры, способствуют
быстрому насыщению рынка товарами,
создают новые рабочие места,
способствуют быстрому освоению достижений
НТП, формируют конкурентную среду.
Именно поэтому государства всех
стран оказывают поддержку
В настоящее
время малые предприятия
Так, в США
действуют около 20 млн. малых и
средних предприятий, на которых
занято более 50% работающих; доля этих
предприятий в валовом
В России в 2007 г.
функционировало 850 тыс. малых предприятий,
на которых работали 6 млн. человек,
т.е. менее 10% всей численности работающих.
Число малых предприятий
Под организационно-правовой формой предприятий подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.
Наиболее распространены
следующие организационно-
семьи на праве общей долевой собственности. По своим обязательствам индивидуальное (единоличное) предприятие, его владелец отвечает всем капиталом предприятия и своим имуществом. Все дела такого предприятия ведет его владелец или уполномоченные им служащие. Обычно в виде единоличного предприятия выступают мелкие и средние фирмы. Однако существуют и очень крупные единоличные предприятия: группа Лазеров (Франция); группа Юносоров (Швеция). За последние 30-40 лет многие единоличные предприятия были преобразованы в акционерные общества - итальянская фирма “Оливетти” (1960 г.), германская фирма “Крупп” (1968 г.), американская фирма “Форд” (1956 г.).
Однако преобладающей формой предприятий в современной рыночной экономике являются фирмы, представляющие собой объединение предпринимателей. Среди такого рода предприятий выделяют:
Товарищества (партнерства, общества) - предприятия, возникающие на основе сложения капитала его участников и предполагающие непосредственное участие его членов в делах предприятия. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении (число голосов пропорционально паям). Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами) пропорционально взносу каждого.
Товарищества выступают в разных формах:
* полное товарищество
(товарищество с
* товарищество
с ограниченной
* смешанное (коммандитное)
товарищество представляет
Акционерные общества (корпорации) - форма организации предприятия на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственника и собственности и финансовая ответственность его ограничена. Акционерные общества позволяют юридическим и физическим лицам объединить свои капиталы для решения крупных хозяйственных задач, которые не под силу одному лицу ввиду ограниченности его капитала. Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерные общества - основная организационная форма крупных предприятий.
По словам Д. Хаймана, автора одного из самых популярных учебников по микроэкономике, “главное преимущество корпоративной формы ведения бизнеса над некорпоративными формами - это способность привлекать средства, наращивая таким образом капитал. Чтобы вести свои операции и развиваться, крупная фирма нуждается в способе привлекать значительные средства. Издержки и риски мобилизации средств существенным образом уменьшаются посредством инкорпорации. По этой причине корпорация является доминирующей формой организации бизнеса для крупных предприятий”.