Предприятие – основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить экономическую деятельность предприятия ее основу и сформулировать пути ее оптимизации.
Задачи исследования:
Выявить внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
Указать на государственное регулирование торговли.
Выявить методы государственного регулирования торговли.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Внешняя и внутренняя среда предприятия……………………5
§1 Характеристика внутренней среды предприятия………………………………5
§2 Характеристика внешней среды предприятия…………………………..…….11
Глава 2 Государственное регулирование торговой деятельности предприятия………………………………………………………..… …22
§1 Теоретические основы государственного регулирования торговли……. .…23
§2 Основные направления и принципы государственного регулирования торговли…………………………………………………………………………. …23
§3 Методы государственного регулирования торговли………………….…… ..33
Заключение…………………………………………………………… ...41
Глоссарий…………………………………………………………..…….43
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ № 65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность. В этой связи следует отметить, что принятые Федеральные законы, постановления Правительства нередко трудно внедрять в практику. Поскольку могут возникать трудности с их реализацией. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему и из-за этого могут возникнуть трудности в его применение.

     Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования.

     В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления  рыночной экономики и повышения  уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление № 936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».

     Контроль  за обеспечением безопасности товаров  осуществляет Государственный комитет  Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. № 293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».

     В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.

     Необходимо  отметить, что правовое обеспечение  деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

     Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это  косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.26

     При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма  определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

     Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) — ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

     Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек. Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет  за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

     В целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления единого рынка Федеральным законом №158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98г. введено лицензирование определенных видов деятельности. Следует отметить, что со дня вступления в силу этого Закона торговля товарами, облагаемыми акцизами, осуществляется без лицензии.27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Рассмотрев  и проанализировав внешнюю и внутреннюю среду организации необходимо  сделать основные выводы по данной теме.

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы  внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности  они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие.

       От внутренних переменных зависит  внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации,  без которого невозможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

Сегодня единственно правильным вариантом  поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является детальное рассмотрение внешней и внутренней среды предприятия, и их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

      В целом взаимодействия методов воздействия  и использование синтеза децентрализованного механизма принятия быстрых решений позволяет придти к сбалансированному экономическому росту субъектов хозяйствования.

     Я считаю, что роль государства в  условиях формирования рыночной экономики  достаточно велика. Она должна сводиться в конечном итоге к эффективному регулированию всех процессов, происходящих на потребительском рынке товаров и услуг.

     И поэтому эффективный механизм государственного регулирования торговли позволит реализовать  стоящие перед ним цели, результативно осуществлять функции, формы и методы в организации торговли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛОСАРИЙ 

ФЬЮЧЕРСКАЯ  СДЕЛКА -  вид сделок на товарной или фондовой бирже. Фьючерская сделка предполагает уплату денежной суммы за товар или за акции через определенный срок  после заключения сделки по цене, установленной в контракте. 

КРЕДИТ  – сделка между экономическими партнерами, принимающая форму ссуды, когда один партнер предоставляет другому деньги или имущество на условиях срочности, возвратности и, как правило, платности. 

БАНК – кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства и предоставляющее на их основе кредиты своим клиентам,  осуществляющее денежные расчеты и другие операции. 

ИНВЕСТИЦИИ -  затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов;  увеличение запасов капитала в экономике. 

КАПИТАЛ -  средства производства и различные ресурсы, используемые для производства  товаров и услуг; все, что способно приносить доход. 

РЫНОК – форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена  разнообразными благами путем их купли – продажи. 

ЭМИССИЯ – изготовление и выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг. 

ССУДА – денежная сумма или иное имущество, предоставленное владельцем в пользование другому лицу на определенный срок и подлежащее возврату после истечения срока за пользование ссудой. 

ВАЛЮТНЫЙ  РЫНОК – система устойчивых  экономических и организационных отношений по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах. 

СЕРТИФИКАТ – документ, удостоверяющий тот или иной факт, например - право собственности. 

СТАВКА  НАЛОГА – величина налога на единицу обложения. 

ИНВЕСТИРОВАНИЕ – процесс производства и накопления средств производства, которые используются для создания товаров и услуг и доставки их потребителю. 

ДЕПОЗИТ – денежная сумма или иная ценность, отданная на хранение; чаще всего употребляется как вклады в банки денежных сумм или ценных бумаг. 

ДИВИДЕНТ – доход, получаемый владельцем акции из прибыли АО по итогам его хозяйственной деятельности за определенный период времени. 

ИНФЛЯЦИЯ – рост общего уровня цен в экономике и переполнении каналов денежного обращения. 

БРУТТО-ДИВИДЕНТ – это  дивидент, выплаченный наличными, плюс налоговый кредит. 

ГИРИНГ – это коэффициент, суть которого состоит в определении соотношения размера заемного капитала, по которому начисляются проценты и акционерный капитал. 

АКЦИОНЕРНЫЙ  КАПИТАЛ – капитал, сформированный за счет простых акций, находящихся в обращении плюс  балансовая стоимость резервов. 

ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ – капитал, состоящий из банковских займов, коммерческих ссуд и долговых обязательств. 

ИНСТРУМЕНТЫ  СОБСТВЕННОСТИ – это представленная в форме простых акций собственность владельцев компании. 

ОВЕРТРЕЙДИНГ – чрезмерный объем продаж. Возникает когда компания слишком высоко оценивает свои ресурсы и пытается поддержать слишком большой объем деловой активности при недостаточных источниках финансирования. 

ВАРРАНТ – свидетельство, которое дает своему владельцу право приобретать простые акции компании в определенный момент в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1.  Лапусты, М.Г. Предпринимательство  [Текст]: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,  2001. –448 с.

  1. Блинов, А. Заметки о роли государства в  управлении экономикой [Текст] // Предпринимательство. – 2004. - №6. – с.102-108
  2. Бусыгин, А.В. Предпринимательство [Текст]: учебная литература. – М.: ИНФРА-М,  2002. – с.25-50
  3. Горфинкель, В.А., Швадер Экономика предприятия [Текст]: учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 718с.
  4. Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство [Текст]: учебная литература. - М.: Софит,  1999. –496 с.
  5. Дерябина, М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля [Текст] // Вопросы экономики. – 2001. - №10. - с.55-69.
  6. Колесникова, Л Предпринимательство [Текст]: учебная литература. – М.: Вопросы экономики. – 2004. - №10. – с.40-54
  7. Краева, Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства [Текст]: учебное пособие. – М.: Общество и экономика. -  1996. - №9-10. - с.47-69
  8. Кратко, И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской империи [Текст] // Проблемы теории и практики управления. –1996. - №5. - с.123-127
  9. Курс экономической теории [Текст] // под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство Дис,  2001. –736 с.
  10. Лапусты, М.Г. Предпринимательство [Текст]: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,  2004. –224с.
  11. Мамедов, О.Ю. Современная экономика [Текст]: учебник для ВУЗов. –         РнД.: Феникс, 2002. –610 с.
  12. Мильнер, Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. Государственная поддержка предпринимательства [Текст] // Общество и экономика. – 2004. - №17. - с.118-174.
  13. Нуреев, Р.М. Курс макроэкономики [Текст]: учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА,  2001. –572с.
  14. Понеак, Г.Б. Предпринимательство [Текст]: учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ,  2003. –475 с.
  15. Медведев, В.П. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие, в 2-х т. – М.: ИКК «ДеКа», 2002. – с. 79-90
  16. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика [Текст]: учебник для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – с. 78-79

Информация о работе Предприятие – основное звено экономики