Основные положения и эволюция сестринского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей сестринского дела, применение которых позволило развивать не только теорию, но и практику сестринского дела.
В настоящее время разработано множество концептуальных моделей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «теория» часто используются как синонимы. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет выявить относящиеся к проблеме элементы и исключить те из них, которые к делу не относятся.

Оглавление

Основные положения и эволюция сестринского дела…………………..2
Добавочно-дополняющая модель В. Хендерсон………………………...5
Модель сестринского ухода Н. Роупер…………………………………..7
Модель дефицита самоухода Д.Орэм…………………………………….9
Модель Д. Джонсон, направленная на изменение поведения человека…………………………………………………………………....11
Адаптационная модель К. Рой…………………………………………...13
Модель М. Аллен, направленная на укрепление здоровья…………….15

Файлы: 1 файл

Модели сестринского дела.docx

— 38.70 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Основные положения и эволюция сестринского дела…………………..2
  1. Добавочно-дополняющая модель В. Хендерсон………………………...5

  1. Модель сестринского ухода Н. Роупер…………………………………..7

  1. Модель дефицита самоухода Д.Орэм…………………………………….9

  1. Модель Д. Джонсон, направленная на изменение поведения человека…………………………………………………………………....11

  1. Адаптационная модель К. Рой…………………………………………...13

  1. Модель М. Аллен, направленная на укрепление здоровья…………….15

 

 

  1. Основные положения и эволюция сестринского дела

 

Развитие медицины, изменение  взглядов на место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей сестринского дела, применение которых позволило развивать не только теорию, но и практику сестринского дела.

В настоящее время разработано  множество концептуальных моделей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «теория» часто используются как синонимы. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет выявить относящиеся к проблеме элементы и исключить те из них, которые к делу не относятся.

Исторически сложилось так, что четкого описания моделей  сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до начала 1970-х гг. В настоящее время единый подход к определению природы и структуры  сестринского дела отсутствует. Различные  модели отражают существующие концепции  сестринского дела в разных странах. Это позволяет оценить их преимущества и недостатки и выбрать из каждой модели то, что применимо в условиях конкретной страны. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы  здравоохранения, религии, так и  от философии и убеждений конкретного  человека, или группы людей, разрабатывающих  ту или иную модель. Каждая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело», но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда».

Автор одной из моделей  считает, что медицинская сестра должна помогать пациенту удовлетворять  потребности, связанные с самоуходом, и оказывает ему помощь, пока это  будет необходимо. По другой модели медицинская сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить заболевания, ими вызванные (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного  диабета, некоторые заболевания  щитовидной железы, ишемическая болезнь  сердца и др.).

Модель сестринского дела должна, прежде всего, учитывать конкретные условия страны, для которой она разрабатывается:

• принципы, задачи и состояние системы здравоохранения;

• демографические показатели;

• социально-экономическое состояние общества;

• доминирующие морально-этические принципы, культуру.

 

Модель сестринского дела должна быть ориентирована:

• на человека, а не на болезнь;

• сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимость от болезни;

• нарушенные потребности и возникающие проблемы;

• определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь;

• решение проблем, связанных  со здоровьем человека, семьи, групп  людей и общества. 
Компонентами модели сестринского дела являются:

1) пациент как объект  деятельности сестринского персонала;

2) источник проблем пациента;

3) цели и задачи ухода (сестринской помощи);

4) роль медицинской сестры;

5) направленность сестринской помощи;

6) способы оказания сестринской помощи;

7) оценка качества и  результатов ухода.

Пациент. Модели по-разному определяют потребности пациента. Одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая - как более совершенную систему. Модель Д.Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека.

Источник проблем пациента. В различных моделях выделяют разные проблемы со здоровьем, требующие  сестринского ухода. Так, в одних  моделях проблемы представлены как  нарушение функций анатомических  органов или физиологических  систем. Авторы других моделей видят  источник проблем и в том, что  человек не может изменять свое поведение  в зависимости от обстоятельств, предполагая, что это происходит из-за функциональных и структурных  стрессов (модель Д. Джонсон). В. Хендерсон  считает, что проблемы пациента связаны  с недостатком его силы воли или  знаний. В некоторых моделях рассматривают  сестринский процесс достаточно просто: проблема — определение  характера сестринского вмешательства. В других он более сложный: определение  проблем — их исследование (изучение природы) — определение характера  сестринского вмешательства. В моделях  также поразному обозначены приоритеты при проведении оценки состояния  пациента.

Цели и задачи ухода. В 19 веке Ф. Найтингейл полагала, что цель ухода за больными состоит в том, чтобы создать условия для комфортного самочувствия пациента, наилучшие санитарно-гигиенические условия для поддержания нарушенных функций. В некоторых моделях и сейчас цель ухода заключается в восстановлении функции отдельных органов или систем. Согласно другой модели в результате ухода должно быть восстановлено равновесие и поведение человека. Многие считают, что необходимо улучшить психологическое или социальное состояние пациента. Большинство авторов считают, что цели сестринского ухода должны быть согласованы с пациентом. Авторы практически всех моделей полагают, что целями должны быть видимые стороны поведения человека и другие измеряемые параметры. Успешность достижения поставленных целей определяется тем, как пациент оцениваем прогресс в достижении цели и что ему удается сделать самостоятельно. Авторы некоторых моделей считают, что следует устанавливать поэтапные цели (краткосрочные, промежуточные и долгосрочные).

Роль медицинской сестры. Авторы одних моделей отводят  сестре исключительно роль помощника  врача, другие рассматривают ее как  защитника прав пациента, третьи —  как постоянную сиделку, четвертые  — как человека, который изменяет поведение пациента. Авторы каждой модели приводят множество аргументов в пользу той или иной роли медицинской  сестры.

Направленность сестринской  помощи. Этот пункт предполагает определение  проблем пациента, на которые направлена деятельность медицинской сестры.

Способы оказания сестринской  помощи. При реализации плана ухода, внимание медицинской сестры должно быть сосредоточено на различных  аспектах состояния больного. Ф. Найтингейл полагала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды (чистота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода). Авторы некоторых моделей считают, что сестринская помощь направлена исключительно на конкретные анатомические или физиологические системы. Авторы моделей, предполагающих холистический подход к пациенту, отдают предпочтение восстановлению полного равновесия между человеком и окружающей средой. Некоторые модели предусматривают сестринскую помощь, обеспечивающую пациенту возможность самоухода.

Оценка качества и результатов  ухода. Авторы большинства моделей  считают, что для того чтобы оценить  качество и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причем медицинская  сестра определяет, насколько целесообразным было то или иное вмешательство. В  одних моделях оценивают функцию  анатомических и физиологических  систем организма, в других — психологические  и поведенческие системы, в третьих — степень достижения пациентом возможности самоухода. Если одновременно используются несколько моделей, то определяют целесообразность использования той или иной модели для конкретного пациента.

  1. Добавочно-дополняющая модель В. Хендерсон

 

 

Модель, предложенная В.Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринского уходу. Одним из непременных условий этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

Пациент. Модель Хендерсон в настоящее время наиболее известна среди медицинских сестер. Согласно этой модели пациент имеет 14 жизненно важных потребностей, одинаковых для всех людей, которые выделены на основе теории А.Маслоу. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей в удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти он может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это времямедицинская сестра помогает ему. В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Источник проблем пациента. Согласно модели источником проблем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни, когда человек не может осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.

Цели и задачи ухода. В. Хендсрсон считает, что при восстановлении независимости пациента медицинской сестре следует ставить только долгосрочные цели. Краткосрочные и промежуточные цели можно формулировать, но только при острых состояниях. В. Хендсрсон также рекомендует составлять план сестринской помощи письменно, изменяя его по мере оценки результатов. Приоритетной задачей медицинской сестры является восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 жизненно важных потребностей.

Роль медицинской сестры. В модели В.Хендерсон роль медицинской сестры представлена двояко. С одной стороны, это самостоятельный и независимый специалист, решающий вопросы по удовлетворению нарушенных жизненно важных потребностей человека; с другой — помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения.

Направленность сестринской помощи. Модель В.Хендерсон предполагает 
удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.

Способы оказания сестринской помощи. Сестринская помощь включает контроль за приемом лекарственных средств и выполнение процедур, назначенных врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.

Оценка качества и результатов ухода. Поданной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все жизненно важные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модель сестринского ухода Н. Роупер

 
Н. Роупер в 1976 г. предложила модель сестринского ухода. Так же, как и В.Хендерсон, она использовала определенный перечень потребностей, присущих всем людям.

Пациент. Рассматривая человека как объект сестринской деятельности, Н.Роупер выделила 16 видов повседневной жизнедеятельности (фундаментальных потребностей), одни из них необходимы для поддержания жизни, другие же  являясь необходимыми для жизнедеятельности, влияют на её качество. Часть из них имеет физиологическую основу, другая — культурную и социальную. Степень удовлетворения тех или иных видов жизнедеятельности зависит от возраста человека, его социального статуса и культурного уровня.

Источник проблем пациента. Н.Роупер выделяет 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:

• инвалидность и связанное с  этим нарушение физиологических функций;

• патологические и дегенеративные изменения в тканях;

• несчастный случай;

• инфекционные заболевания;

• последствие влияния физических, психологических и социальных факторов окружающей среды.

Эти факторы могут сделать человека частично или полностью зависимым.

Цели и задачи ухода. Планирование сестринского ухода фактически начинается с первичной оценки состояния пациента, когда совместно с ним медицинская сестра формирует цели ухода. В дальнейшем она определяет средства для осуществления конкретных вмешательств.

Роль медицинской сестры. Н.Роупер выделяет независимую, зависимую и взаимозависимую роли медицинской сестры. Независимая роль заключается в оценке совместно с пациентом его состояния, планировании и осуществлении сестринской помощи и оценке результатов ухода. Зависимая роль подразумевает помощь врачам при тех или иных процедурах, а также выполнение назначений лечащего врача. Взаимозависимая роль возникает при работе в составе бригады других специалистов.

Направленность сестринской помощи. Поданной модели медицинская сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его возможности в удовлетворении потребностей, устанавливая фактические и потенциальные проблемы больного. Эта модель предусматривает непрерывную оценку удовлетворения потребностей пациента.

Информация о работе Основные положения и эволюция сестринского дела