Методы оценки сложности труда водителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:37, реферат

Краткое описание

Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива.

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим теперь физиологические и психофизиологические характеристики работы водителя более подробно. В процессе управления автомобилем водитель находится на своем рабочем месте, в кабине. При этом он располагается на сиденье конкретной конструкции, в вынужденной позе, ограничен объемом кабины и особенностями обзорности. Длительное нахождение в сидячей позе и связанная с ней гипокинезия (ограниченная двигательная активность) приводят к ряду физиологических сдвигов в организме и вызывают специфическое утомление водителя, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний. Поэтому очень большое значение имеют конструкция и средства регулировки сиденья, материал, из которого оно изготовлено, расположение конструкции органов управления, а также характеристики кабины, обуславливающие обзорность.

В каждой профессии  можно выделить наиболее важные психофизиологические свойства человека – оператора сложной  системы, позволяющие безопасно  и качественно выполнять требуемый  объем работ.

Для водителя такими свойствами являются:

- Зрительные  ощущения

- Слуховые ощущения

- Ощущение равновесия, ускорений, вибраций

- Восприятие

- Память

- Мышление

- Оперативные  качества

- Реакция

  • Эмоциональное состояние
 
 

                         Режимы труда водителей.

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности). Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной  рабочей недели с двумя выходными  днями, нормальная продолжительность  ежедневной работы (смены) не может  превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей  недели с одним выходным днем - 7 часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности  в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием  сезонных работ, учетный период может  устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального  числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем  с учетом мнения представительного  органа работника.

 При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

 В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается  продолжительностью более 12 часов, в  рейс направляются два водителя. При  этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.  Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между  двумя частями рабочего дня устанавливается  не позже чем через 4 часа после  начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями  рабочего дня должна быть не более  двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены).

Перерыв между  двумя частями смены предоставляется  в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены  в рабочее время не включается. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем  с учетом мнения представительного  органа работников организации. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

 Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных  перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки  в пунктах погрузки и разгрузки  грузов, в местах посадки и высадки  пассажиров, в местах использования  специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия  на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в  других случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

 При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

 На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути  продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов  в управлении автомобилем для  кратковременного отдыха водителя и  их продолжительность указываются  в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.

 Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка  на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается  в рабочее время только одному водителю. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей , засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном  учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением  случаев, предусмотренных подпунктами 1,3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные  работы не должны превышать для каждого  водителя четырех часов в течение  двух дней подряд и 120 часов в год.

 

       Основные формы организации труда автобусных бригад. 

 

 Комплекс  мер  обеспечивающих   рациональную   расстановку   водителей, регламентирующий время и сменность их на маршруте, а так же время  отдыха  называют системой организации труда автобусных бригад.

    Организация труда водителей и кондукторов должна обеспечивать:

        . чёткую работу автобусов в соответствии с утверждённым  расписанием

          и качественным обслуживанием пассажиров;

        . безопасность перевозок пассажиров;

        . полное использование нормы рабочего времени за учётный период;

        .    соблюдение     установленных     трудовым     законодательством

          продолжительности рабочего дня, порядка  предоставления  отдыха  и

          перерывов в работе для приёма пищи;

        . эффективное использование автобусов; 

    Условия движения автобусов на каждом маршруте различаются по  характеру

распределения пассажиропотока и объёма перевозок, времени оборотного  рейса, открытия и закрытия движения,  а  так  же  по  продолжительности  пребывания автобусов на линии. Поэтому продолжительность смены водителей и  кондукторов различаются по времени  их  выезда  на  различных  маршрутах  и  зависят  от маршрутных расписаний.

    Учитывая,  что  время  оборотного  рейса,  как   правило,   не   кратно

продолжительности  рабочей  смены  не  всегда  возможно  создать   водителям

рабочий  день  нормальной   продолжительности.   Поэтому   по   действующему положению,   водителям   автобусов   допускается   введение   суммированного месячного учёта рабочего времени, с тем, что бы  продолжительность рабочего времени фонда рабочего  времени за  месяц не  превышала месячного фонда рабочего времени установленного законодательством.

    По условиям безопасности дорожного движения  продолжительность  рабочей смены   водителя   при   суммированном   учёте   рабочего   времени    может устанавливаться не более 10 часов.

    В  графиках  сменности   определяется   время   начала,   окончания   и

продолжительности рабочей смены, время перерывов  для  отдыха  и  питания,  а  так  же  время  предоставляемое  для  межсменного  и  еженедельного  отдыха.

Графики сменности  доводятся до  сведения  водителей  не  позже  чем  за  две

недели до введения их в действие.

    Перерыв для отдыха  и  питания  предоставляется  продолжительностью  не

более 2-х часов, как правило, в середине  рабочей  смены.  Продолжительность

Информация о работе Методы оценки сложности труда водителей