Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:37, реферат
Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива.
ежедневного отдыха, вместе со временем перерывов для отдыха и питания,
должна быть не менее двойного продолжительности времени работы в
предшествующую отдыху смену. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
На пассажирском автотранспорте применяют следующие формы организации труда:
Строенноя форма
При такой организации за одним автобусом закрепляются 3 водителя,
средняя продолжительность рабочей смены 8,9 ч., время нахождения автобуса
на маршруте 18,2 – 19,2 ч.
Двухсполовинная форма
Эта форма предусматривает закреплением за двумя автобусами 5 водителей,
один их которых – подменный, средняя продолжительность рабочей смены 7,4 ч., время нахождения автобуса на маршруте 15,2 – 16,2 ч.
Сдвоенная форма
Эта форма предусматривает закрепление за одним автобусом 2-х водителей,
продолжительность рабочей смены 7 ч., время нахождения автобуса на маршруте 15 – 16 ч.
Спаренная форма
Эта форма предусматривает закрепление за одним автобусом 2-х водителей
работающих через день, продолжительность рабочей смены 11,8 ч., время
нахождения на маршруте 12 – 12,5 ч.
Полуторная форма
Эта форма предусматривает закрепление 3-х водителей за двумя
автобусами, продолжительность рабочей смены 8,9 ч., время нахождения на
маршруте 9,1 – 9,6 ч.
Одиночная форма
Эта форма предусматривает закрепление одного водителя за одним
автобусом, продолжительность
рабочей смены 7 ч., время нахождения
автобуса на маршруте 7,3 – 7,8 ч.
Переход к рыночным отношениям принципиально изменил сущность такой важной экономической категории, как оплата труда. Если при централизованной системе планирования народного хозяйства единственным способом обеспечения трудящихся материально-жизненными благами являлось их распределение на основе провозглашенного (практически не реализуемого) принципа эквивалентности меры труда и меры потребления каждого члена общества, то при рыночной системе эти блага не распределяются из какого-то центра, а определяются в каждом конкретном случае на основе принципа прямого обмена квалификации и времени наемного работника на ЗП и доход от участия в прибыли. Естественно, при такой системе ЗП — это не часть национального дохода (как раньше считалось), выделяемая государством для оплаты труда, а часть дохода предпринимателя (как собственника средств производства и работодателя), расходуемая им для оплаты наемных работников в соответствии с условиями найма (трудовым договором, контрактом) и результатами труда. Следовательно, оплата труда — это обязанность работодателя по выплате наемному работнику заработанных им средств за выполнение работы (или оказание услуги) в соответствии с условиями трудового договора.
Оплата труда в широком смысле — это та или иная форма вознаграждения за определенное количество и качество выполненной работы.
Автомобильный
транспорт относится числу
Для оплаты труда работников автомобильного транспорта применяются как повременная, так и сдельная формы оплаты труда.
Заработная плата работников АТП состоит из:
тарифных ставок или должностных окладов; доплат и надбавок; премий за производственные результаты работы; специальных видов премий; вознаграждений по итогам работы за год; материальной помощи; единовременных премий и других выплат.
Для оплаты труда работников автомобильного транспорта применяются как повременная, так и сдельная формы оплаты труда.
Учитывая более высокую интенсивность труда рабочих – сдельщиков, их тарифные ставки могут устанавливаться до 7 % выше ставок рабочих-повременщиков. За каждый час работы в сверхурочное время производится оплата: работникам с повременной оплатой труда и получающим должностные оклады – не ниже двойных часовых ставок или окладов;работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок.
Работа в выходные и праздничные дни оплачивается не ниже, чем в двойном размере по правилам, предусмотренным для оплаты труда работников за работу в сверхурочное время. При простое не по вине работника его заработная плата не может быть ниже двух третей установленной ему тарифной ставки или оклада.
Расчет заработной платы водителей
Водители грузовых автомобилей
Повременная оплата труда чаще всего применяется при различных технологических перевозках, т.е. когда использование подвижного состава сопровождается длительными простоями и, естественно, малыми объемами выполненных работ. Сдельная оплата труда довольно часто определяется по сдельным расценкам за 1т и 1ткм.
Сдельная расценка за 1 т определяется умножением минутной тарифной ставки водителя автомобиля на норму времени погрузки и разгрузки одной тонны груза. Единые нормы времени простоя автомобиля и сдельные расценки установлены для грузов 1-го класса, т.е. тех грузов, которые позволяют обеспечивать средний коэффициент использования грузоподъемности автомобиля в размере 1,0.
Для грузов 2,3 и 4-го классов нормы времени и сдельные расценки применяются с поправочными коэффициентами соответственно 1,25, 1,66, 2,0 исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности для грузов: 2-го класса – 0,8; 3-го класса – 0,6; 4-го класса – 0,5;
Поправочные коэффициенты
по группам, обеспечивающим коэффициент
использования грузоподъемности автомобиля
ниже 0,5 при полной загрузке автомобиля
с наращенными бортами, определяют путем
деления единицы на коэффициент использования
грузоподъемности.
Вопросы организации оплаты труда водителей
Для оплаты труда водителей используется повременная, сдельная и бестарифная формы оплаты труда, а также система многообразных повышений тарифных ставок (окладов), надбавок и доплат.
Повременная форма оплаты труда
Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц.
Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц не должна быть менее минимального размера оплаты труда.На предприятиях и в организациях министерств и ведомств, находящихся на бюджетном финансировании, размер тарифной ставки зависит от присвоенного водителю тарифного разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), который присваивается в зависимости от характера выполняемых работ.
На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
- работы на 2 - 3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
- выполнения
всего комплекса работ по
Кроме
того, следует заметить, что должность
водителя автомобиля включена в перечень
специальностей, по которым
При этом во всех случаях размер месячной оплаты труда (без учета премий, доплат и надбавок) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц в соответствии с КЗоТ РФ должен быть не меньше размера минимальной месячной оплаты труда.
Сдельная форма оплаты труда
Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении.
Особенно использование сдельной формы оплаты труда характерно для водителей грузовых автомобилей. Единые нормы предназначены для нормирования и оплаты труда водителей, работающих на бортовых автомобилях и автомобилях - фургонах общего назначения, специализированных автомобилях: самосвалах, фургонах, цистернах, рефрижераторах, контейнеровозах и др., а также тягачах с прицепами и полуприцепами.
Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Следует также
иметь в виду, что привлечение
работников к работе за пределами
установленной для них
Таким образом, оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени, работодатель не обязан.
Это не означает,
что на работодателя не распространяются
общие правила ТК РФ, определяющие
условия изменения и
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или за привлечение к работе сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.
В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.
Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном статьями 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу, отмененные доплаты не уплачиваются.
При оплате труда водителей наиболее часто используются следующие виды доплат и надбавок:
1) доплата за сверхурочную работу;
2) доплата за работу в ночное время;
3) доплата за совмещение профессий;
4) надбавка за классность;
5) доплата за разделение рабочего дня на части.
Доплата за сверхурочную работу, оплата труда
при суммированном учете рабочего времени
Сверхурочными признаются работы, выполненные:
- при
поденном учете рабочего
Суммированный
учет рабочего времени (как правило,
за месяц) устанавливается водителям
в тех случаях, когда по условиям
производства (работы) не может быть
соблюдена установленная