Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:37, реферат
Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива.
Во всех
случаях продолжительность
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
В связи
с этим, если пребывание водителя в
автомобиле предусматривается
На предприятиях автомобильного транспорта оплата всех сверхурочных часов обычно производится не менее чем в двойном размере, что предусматривается соответствующими положениями коллективного соглашения между администрацией и трудовым коллективом.
Тарификационный разряд водителям устанавливается исходя из наличия у работника 3 класса.
Для работников, которым в установленном порядке присвоен 1-й или 2-й классы, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) надбавка к заработной плате.
Надбавка за классность, как правило, устанавливается в размере: за 2 класс - 10%, за 1 класс - 25%, и выплачивается за время работы в качестве водителя (за время ремонта надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанному времени на автомобиле).
Дополнительная оплата труда водителей предприятий
и организаций автомобильного транспорта
Водителям предприятий и организаций автомобильного транспорта положениями коллективных соглашений между трудовым коллективом и администрацией обычно предусматриваются следующие виды дополнительной оплаты труда (такие положения коллективных соглашений разрабатываются на основании Отраслевого тарифного соглашения по предприятиям автомобильного транспорта):
- доплата
за работу по графику с
- оплата времени простоя не по вине работников - в размере не менее 100% тарифной ставки, установленных им разрядов, а для водителей маршрутного пассажирского транспорта - не менее 80% их среднечасового заработка;
- оплата сверхурочных часов - не менее, чем в двойном размере;
- доплата за работу в ночное время - в размере 40% тарифной ставки (оклада);
- доплата
за работу с тяжелыми и
На предприятиях и в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, устанавливаются следующего рода надбавки:
- за классность водителям 1 класса - в размере 25%, водителям 2 класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время;
- за условия и интенсивность труда водителям - в размере 24% тарифной ставки.
Кроме
того, предприятия автомобильного транспорта
вправе самостоятельно вводить и
иные стимулы для поощрения - за непрерывный
стаж работы на предприятии, профессиональное
мастерство, более эффективный труд, многосменный
режим работы и другие
Заключение.
Таким образом,
рабочее время водителя состоит
из следующих периодов:
– время управления автомобилем;
– время специальных перерывов для отдыха
от управления автомобилем в пути и на
конечных пунктах. На междугородных перевозках
после первых 3 часов непрерывного управления
автомобилем водителю предоставляется
специальный перерыв для отдыха в пути
продолжительностью не менее 15 минут,
в дальнейшем перерывы такой продолжительности
предусматриваются не более чем через
каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении
автомобилем для кратковременного отдыха
водителя и их продолжительность указываются
в задании по времени на движение и стоянку
автомобиля. В том случае, если время предоставления
специального перерыва совпадает со временем
предоставления перерыва для отдыха и
питания, специальный перерыв не предоставляется;
– подготовительно-заключительное время
для выполнения работ перед выездом на
линию и после возвращения с линии в организацию,
а при междугородных перевозках – для
выполнения работ в пункте оборота или
в пути (в месте стоянки) перед началом
и после окончания смены;
– время медицинского осмотра водителя
перед выездом на линию и после возвращения
с линии;
– время стоянки в пунктах погрузки и
разгрузки грузов, в местах посадки и высадки
пассажиров, в местах использования специальных
автомобилей;
– время простоев не по вине водителя;
– время проведения работ по устранению
возникших на линии эксплуатационных
неисправностей обслуживаемого автомобиля,
не требующих разборки механизмов, а также
выполнения регулировочных работ в полевых
условиях при отсутствии технической
помощи;
– время охраны груза и автомобиля на
стоянке в конечных и промежуточных пунктах
при осуществлении междугородных перевозок
(если такие обязанности предусмотрены
трудовым договором, заключенным с водителем).
Время охраны груза и автомобиля засчитывается
водителю в рабочее время в размере не
менее 30%. Если перевозка на одном автомобиле
осуществляется двумя водителями, время
на охрану груза и автомобиля засчитывается
в рабочее время только одному водителю;
– время присутствия водителя на рабочем
месте, когда он не управляет автомобилем,
при направлении в рейс двух водителей.
Это время засчитывается в рабочее время
в размере не менее 50%;
– иные периоды времени, предусмотренные
законодательством.
При оплате труда
рабочих могут применяться
Рабочее время водителей оплачивается с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат - оплата сверхурочной и ночной работы, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена выплата иных надбавок, например, за подвижной и разъездной характер работы или интенсивность труда.
Самой распространенной в настоящее время является повременная система оплаты труда водителей, предполагающая учет фактически отработанного времени. При этом их труд может быть оплачен как по часовым, так и по дневным тарифным ставкам.
Если на предприятии установлена часовая ставка, заработную плату водителя начисляют исходя из фактически отработанного количества часов в конкретном месяце. Сумму заработной платы рассчитывают как произведение количества отработанных часов на размер часовой ставки.
При дневной ставке оплату определяют то число дней, которое человек фактически отработал в конкретном месяце. Соответственно, заработную плату за месяц определяют как произведение количества отработанных дней на размер дневной ставки. В соответствии с абзацем 1 статьи150 Трудового кодекса РФ при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации. Следовательно, в этом случае работник независимо от объема выполненных работ должен получить заработную плату за выполненную им работу в полном объеме по ставкам, установленным за более квалифицированные работы.
Таким образом,
если водитель, по производственной необходимости
в течение месяца работал на нескольких
видах транспорта, для которых установлены
разные тарифные ставки, оплата труда
должна быть произведена по наивысшей
ставке.
Список литературы.