Методы оценки сложности труда водителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:37, реферат

Краткое описание

Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива.

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Во всех случаях продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа  рабочих часов, а решение об установлении суммированного учета рабочего времени  принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

В связи  с этим, если пребывание водителя в  автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя, а сам такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Если применяется суммированный учет рабочего времени, при котором фактическая продолжительность ежедневной работы различается, в полуторакратном размере оплачивается то количество сверхурочных часов, которое не превышает 2-х часов, умноженных на количество рабочих дней в учетном периоде, остальные сверхурочные часы оплачиваются не менее чем в двойном размере.

На предприятиях автомобильного транспорта оплата всех сверхурочных часов обычно производится не менее чем в двойном размере, что предусматривается соответствующими положениями коллективного соглашения между администрацией и трудовым коллективом.

Тарификационный разряд водителям устанавливается  исходя из наличия у работника 3 класса.

Для работников, которым в установленном порядке присвоен 1-й или 2-й классы, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) надбавка к заработной плате.

Надбавка  за классность, как правило, устанавливается  в размере: за 2 класс - 10%, за 1 класс - 25%, и выплачивается за время работы в качестве водителя (за время ремонта надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанному времени на автомобиле).

Дополнительная  оплата труда водителей предприятий

и организаций  автомобильного транспорта

Водителям предприятий и организаций автомобильного транспорта положениями коллективных соглашений между трудовым коллективом и администрацией обычно предусматриваются следующие виды дополнительной оплаты труда (такие положения коллективных соглашений разрабатываются на основании Отраслевого тарифного соглашения по предприятиям автомобильного транспорта):

- доплата  за работу по графику с разделением  смены на части - в размере  не менее 30% тарифной ставки  за отработанное в смене время;

- оплата  времени простоя не по вине работников - в размере не менее 100% тарифной ставки, установленных им разрядов, а для водителей маршрутного пассажирского транспорта - не менее 80% их среднечасового заработка;

- оплата  сверхурочных часов - не менее,  чем в двойном размере;

- доплата за работу в ночное время - в размере 40% тарифной ставки (оклада);

- доплата  за работу с тяжелыми и вредными  условиями труда в размере  не менее, чем предусмотрено  ранее действовавшими нормативными  актами.

На предприятиях и в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, устанавливаются следующего рода надбавки:

- за  классность водителям 1 класса - в  размере 25%, водителям 2 класса - 10% установленной тарифной ставки  за отработанное в качестве  водителя время;

- за  условия и интенсивность труда  водителям - в размере 24% тарифной  ставки.

Кроме того, предприятия автомобильного транспорта вправе самостоятельно вводить и  иные стимулы для поощрения - за непрерывный  стаж работы на предприятии, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы и другие 
 
 

                                               

Заключение. 

Таким образом, рабочее время водителя состоит  из следующих периодов:  
 
– время управления автомобилем; 
– время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. В том случае, если время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется;  
– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;  
– время медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; 
– время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; 
– время простоев не по вине водителя; 
– время проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; 
– время охраны груза и автомобиля на стоянке в конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок (если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем). Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю; 
– время присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей. Это время засчитывается в рабочее время в размере не менее 50%;  
– иные периоды времени, предусмотренные законодательством.
 
 

При оплате труда  рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифные  системы, если предприятие, учреждение, организация сочтут такую систему наиболее целесообразной. 

Рабочее время  водителей оплачивается с учетом всех установленных трудовым законодательством  надбавок и доплат - оплата сверхурочной и ночной работы, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена выплата иных надбавок, например, за подвижной и разъездной характер работы или интенсивность труда.

Самой распространенной в настоящее время является повременная  система оплаты труда водителей, предполагающая учет фактически отработанного времени. При этом их труд может быть оплачен как по часовым, так и по дневным тарифным ставкам.

Если на предприятии  установлена часовая ставка, заработную плату водителя начисляют исходя из фактически отработанного количества часов в конкретном месяце. Сумму заработной платы рассчитывают как произведение количества отработанных часов на размер часовой ставки.

При дневной  ставке оплату определяют то число  дней, которое человек фактически отработал в конкретном месяце. Соответственно, заработную плату за месяц определяют как произведение количества отработанных дней на размер дневной ставки. В соответствии с абзацем 1 статьи150 Трудового кодекса РФ при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации. Следовательно, в этом случае работник независимо от объема выполненных работ должен получить заработную плату за выполненную им работу в полном объеме по ставкам, установленным за более квалифицированные работы.

Таким образом, если водитель, по производственной необходимости в течение месяца работал на нескольких видах транспорта, для которых установлены разные тарифные ставки, оплата труда должна быть произведена по наивысшей ставке. 
 
 
 
 
 

                                Список литературы. 

  1. Улицкая И.М. «Методические указания к выполнению курсовой работы по научной организации  труда», Москва, 1992г. (№ 405)
  2. И.И. Кулинцев , « Экономика и социология труда» - М.: Центр экономики и маркетинга. 2001г.
  3. Крашенниникова М.С. Оплата труда. - М.: Приор, 2004.
  4. И.В. Спирин «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник»,Москва,2010г.
  5. Гудков В.А. Миротин Л.Б. «Технология, организация и управления пассажирскими автомобильными перевозками» М.,2006г.
  6. Кузнецов Ю.М. «Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта» , Москва,1994г.

Информация о работе Методы оценки сложности труда водителей