Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:37, реферат
Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива.
Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно–эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” - автомобиль и “рабочая зона” – дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место – автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:
- основная работа
водителей протекает вне
- в отличие
от промышленного предприятия
на результаты деятельности
- работа водителей протекает на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;
- продолжительность рабочей смены водителей достигает во многих случаях 10-12 ч (при соблюдении месячного баланса рабочего времени) без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);
- из двух видов
нагрузок, действующих на человека
в процессе труда (физической
и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает
нервно-эмоциональная.
Автобусный транспорт представляет наиболее массовый вид пассажирского автомобильного транспорта. Он играет существенную роль в единой транспортной системе страны. На его долю приходится более 60% объёма перевозок от всех видов массового пассажирского транспорта,и пассажирооборот составляет около 40%. Автобус как транспорт общего пользования получил распространение не только в городах, но и в сельской местности. Автобусы используются в городских, пригородных, междугородных и международных регулярных сообщений. В подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта. Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории города и способствуют объединению всех районов города в единый городской комплекс. На внутрирайонных, межрайонных и внутриобластных маршрутах автобусный транспорт обеспечивает подвоз пассажиров к ж/д станциям, речным портам, дачным участкам, автовокзалам дальних автобусных сообщений. В междугородном сообщении автобусный транспорт осуществляет дополнительную работу ж/д и воздушного транспорта. В ряде случаев трасса дальних автобусных сообщений более прямолинейна и доставка пассажиров к месту назначения выполняется автобусами со значительной экономией времени.
Основными задачами субъектов осуществляющих пассажирские перевозки являются:
. полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских
автомобильных перевозках.
. обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и обеспечение
безопасности перевозок.
. эффективное использование транспортных средств и максимальное
снижение транспортных расходов
.
обобщение и распространение передовых
методов работы.
В период проведения экономических реформ на автомобильном транспорте страны произошли глобальные изменения в управлении и реформировании этой отрасли. Коренным образом изменилась собственность автомобильного транспорта, как субъектов оказания автотранспортных услуг.
На рынке пассажирских
автотранспортных услуг работают предприятия
всех форм собственности от государственной,
муниципальной, акционерной до
частных предпринимателей.
Водители автомобилей
относятся к числу тех
В процессе трудовой деятельности на водителей
автомобилей воздействует широкий спектр
вредных факторов производственной среды:
шум и инфразвук в кабине, вибрация рабочего
места, наличие токсичных веществ в кабинах,
и наиболее мощный из производственных
факторов – нервно-эмоциональное напряжение.
Водитель постоянно находится в огромном
информационном потоке среды движения
и несет ответственность за
Трудовое законодательство Российской
Федерации, в том числе Трудовой кодекс,
устанавливает только общие трудовые
нормы – рабочее время и минимальный непрерывный
отдых в течение недели.
В связи с этим действуют дополнительные
нормы, частично ограничивающие применение
общих правил, основными из которых являются
максимальная продолжительность рабочего
времени управления автомобилем, а также
минимальное время межсменного отдыха.
Методы оценки сложности труда водителей.
Ещё одной специфической особенностью трудовой деятельности водителей автобусов является работа на маршрутах с различными условиями движения.
Оценка деятельности водителей с точки зрения степени сложности процессов управления автобусами различных типоразмеров и характера маршрутов движения должна быть комплексной, учитывать конструктивные особенности органов управления автобусами и условия движения на маршруте. Она должна проводиться различными методами и учитывать различные её составляющие. Водитель во время работы выполняет большое количество действий, причём внешне они довольно просты и сводятся к нажатию педалей, перемещению рычагов, включению и выключению тумблеров, повороту рулевого колеса. Все эти действия по управлению автомобилем проводятся в определённом порядке в зависимости от типовых дорожно-транспортных ситуаций. Очень разный диапазон изменения сложности движения как для автобусов марки «ЛИАЗ», так и для автобусов марки «ИКАРУС». Во время работы водитель выполняет большое количество моторных действий, причём величина усилий, прилагаемых к органам управления автобусом, достаточна, велика и неодинакова. Поэтому целесообразно не просто учитывать типовые действия водителя, а взвешивать их по величине усилий, прилагаемых к органам управления автобуса. Существенным недостатком этого метода является не учёт технических факторов, влияющих на сложность трудовой деятельности водителя по управлению автобусом ( габаритной длины, полной массы, типа конструкции коробки передач). Следует также отметить, что характер взаимосвязи между сложностью трудовой деятельности водителя и расходом топлива может быть различен. Например, рассматривая движение автобуса при переменном продольном профиле маршрута можно отметить, что расход топлива больше при движении на подъем, а сложность, наоборот, при движении на спуск. Сравнение расхода топлива и сложности процессов управления автобусов, оборудованных гидромеханической коробкой переключения передач и обычной механической показывает, что топливная экономичность меньше, а сложность в управлении ниже. Методика ориентирована на комплексную оценку «трудности» работы водителей автобусов на маршруте. Комплексность оценки обеспечивается расчётом «суммарного коэффициента тяжести», являющегося интегральным показателем мультипликативного типа (произведением частных коэффициентов тяжести, определяемых следующими факторами: эксплуатационной скоростью, зоной работы, протяженностью маршрута, количеством остановок, временем оборотного рейса, профилем дорог, наполняемостью салона.) Использование методов алгоритмического анализа на городском автомобильном транспорте является более научно обоснованным способом, чем применение коэффициента тяжести и менее трудоёмким, чем использованием физиологических методов. В тоже время оплата труда водителей с учетом сложности автобусных маршрутов способствует существенному улучшению работы автобусного транспорта и, следовательно, повышению качества транспортного обслуживания населения. Для решения этой задачи необходимо проведение аттестации автобусных маршрутов. Один из подходов к разработке методов анализа и оценки трудовой деятельности, разработавший конкретные приёмы анализа рабочих процессов с введением их количественных характеристик, имеющих определённый психофизиологический смысл. Данный метод получил название алгоритмического. Сущность данного метода заключается в разложении рабочего процесса на качественно различные элементарные составляющие. Такими элементарными составляющими являются «оперативные единицы информации» (ОЕИ) и « элементарные действия» (ЭД).
ОЕИ определяется
как сообщение, которое протекает
целостно и дифференцируется человеком
в процессе данной деятельности хотя бы
к одному существенному для него признаку.
Под ЭД понимается преобразование энергии
информации (акт восприятия, мыслительная
операция, извлечение данных из памяти,
моторные действия), которое ведёт к формированию
некоторых ОЕИ. Одним из наиболее сложных
вопросов данного метода является установление
уровня детализации ОЕИ и ЭД, на котором
следует осуществлять данный анализ. Трудности
определения элементарных составляющих
деятельности часто заставляют осуществлять
алгоритмическое описание на уровне единиц,
которые могут непосредственно фиксироваться
в процессе работы или явно выраженных
логических условий, которые присутствуют
при выборе способа действия. В таком случае
алгоритмическое описание может осуществляться
уже на уровне типовых действий и логических
условий. Вместо ЭД можно использовать
типовые действия, а вместо ОЕН - логические
условия. В этом методе деятельность отображается
посредством символических обозначений.
Психофизиологические аспекты сложности.
Труд водителя включает: управление автомобилем при выполнении перевозок, приемку автомобиля у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача автомобиля сменщику, устранение ряда неисправностей автомобиля. Кроме того, водитель в ряде случаев выполняет обязанности кондуктора, контролера, экспедитора. Однако основным содержанием труда водителя, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является вождение автомобиля. Поэтому именно процесс вождения автобуса определяет наиболее существенные физиологические психофизиологические характеристики труда водителя. Характерным для управления автобуса является то, что оно осуществляется водителем, находящимся непосредственно в автомобиле. Таким образом, физиологическая и психофизиологическая характеристика труда водителя системе водитель – автомобиль в очень большой степени зависит от эргономических характеристик автомобиля, т.е. от характеристик, определяющих соответствие автомобиля особенностям человека – водителя и вместе с тем особенностям его деятельности – управления автомобилем. Наука эргономика изучает закономерности приспособления производственной среды к возможностям организма-оператора. Это одна из важнейших целей эргономического обеспечения создания методов рационализации трудовых процессов, происходящих в системе ЧМС («человек - машина-среда») на основе формализованного их описания.
Эти методы позволяют:
1) строго математически
представить содержание
2) одновременно
рассматривать содержание
Можно выделить следующие группы эргономических характеристик автомобиля. Характеристики, обусловленные анатомическим строением, размерами механикой (биомеханикой) человеческого тела, его органов движения. К ним относятся: размеры и форма кабины, сиденья, размеры, форма, расположение, кинематика и динамика органов управления автомобилем, расположение щитка приборов, зеркал заднего вида, особенности конструкции автомобиля и рабочего места водителя, обуславливающие обзорность. Характеристики, обусловленные физиологическими особенностями человеческого организма,- микроклимат кабины: состав, влажность и движение воздуха, температура, шум и вибрация на рабочем месте. Характеристики, обусловленные психофизиологическими и психологическими особенностями человека. Эти характеристики связаны, прежде всего, с получением передачей информации водителем. К ним относятся обзорность автомобиля, прозрачность стекол кабины, читабельность приборов, размеры и форма зеркал заднего вида, эффективность осветительных устройств автомобиля, информативность органов управления, обеспечивающая регуляцию воздействий на них водителя. Физиологические и психофизиологические характеристики деятельности водителя по управлению автомобилем в большой степени зависят и от дорожно-транспортных условий. Так, неровное покрытие вызывает значительное усиление вибрации; загазованность воздуха на дороге влияет на состав воздуха в кабине, освещенность и распределение света на дороге - на работу зрения и т.д. однако влияние дорожно-транспортных условий на физиологию и психофизиологию водительского труда в значительной мере зависит от эргономических характеристик автобуса. Эти характеристики могут в большой или меньшей степени нейтрализовать неблагоприятное влияние многих дорожно-транспортных условий.
В гораздо меньшей степени зависит от эргономических характеристик автомобиля воздействие на водителя таких дорожно-транспортных характеристик, как интенсивность движения. Между тем именно интенсивность движения определяет в первую очередь объем и скорость поступления информации, а следовательно напряженность ее приема и переработки водителем. Отметим, что необходимость принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время ответственный характер решений, связанный с возможностью возникновения дорожно-транспортных происшествий, влекут за собой большие нервно психические напряжения. Этот высокий уровень нервно-психической напряженности является одной из главных характеристик труда водителя. Физиологию и психофизиологию труда водителя нельзя рассматривать в отрыв от режима его работы и отдыха. Правильный режим труда и отдыха способствует сохранению работоспособности на протяжении рабочего дня, предотвращает накопление усталости, а также возникновение и развитие ряда профессиональных заболеваний. Правильный режим- труда и отдыха включает своевременные паузы в процессе рабочего дня, специализированную производственную гимнастику соответствующую характеру труда и возрасту, своевременное питание, достаточное время для сна, полноценный отдых и обеспечение гигиенических условий на рабочем месте.