Методика определения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:
анализ конкурентоспособности предприятия в целом и составляющих;
характеристика и экономический анализ эффективности работы предприятия в настоящее время и за последние пять лет;
анализ конкурентов и их продукции;
предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия и экономическое обоснование предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 5
1.Теоретические и методологические вопросы изучения конкурентоспособности предприятия. 7
1.1.Понятие конкуренции и конкурентоспособности 7
1.1.1. Основные модели рынка 13
1.1.2.Значение конкуренции 15
1.2.Стадии конкурентоспособности 17
1.3. Методика определения конкурентоспособности 19
1.4.Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и рынка молочных продуктов города Ч 28
2.1. Экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Организация охраны труда и техники безопасности 32
2.3. Анализ рынка молочных продуктов и определение доли рынка, занимаемой ОАО "Молочный комбинат" 37
2.3.1 Определение емкости рынка молочных продуктов города Ч 37
2.3.2. Сегментация рынка г. Ч 41
2.4. Характеристика конкурентной среды. Анализ конкурентоспособности 44
2.5. План маркетинга 57
2.5.1. Товарная политика 58
2.5.2. Ценовая политика 62
2.5.3. Товарораспределительная политика 70
2.5.4. Коммуникационная политика 72
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 76
3.1. Товарная стратегия 76
3.2. Стратегия ценообразования 79
3.3. Стратегия товарораспределения 80
3.4. Коммуникационная стратегия 82
Заключение 86
Список литературы 88
Приложение 1. Структура реализации молочной продукции по рынкам за 2005г 90
Приложение 2. Анкета изучения потребительского спроса на молочную продукцию 91
Приложение 3. Результаты анкетирования 96

Файлы: 1 файл

Методика определения конкурентоспособности 15 _ Оценка собственн.doc

— 597.00 Кб (Скачать)

 

В настоящее время ОАО «Молочный комбинат» занимает одну из лидирующих позиций на рынке города Ч, но следует отметить следующие недостатки:

  • очень большая сезонность производства (В течение года поставки сырья очень неравномерны, так например, ОАО «Молочный комбинат», в 2005 году закупило наибольшее количество молока в июле (4 728 т), а наименьшее – в ноябре (1795 т), амплитуда колебания составила 2 933 тонны, это объясняется сезонностью в сельскохозяйственном производстве);
  • не отслеживается уровень конкурентных цен на рынке,
  • снижение товарооборота с крупными клиентами,
  • недостатки в работе с продвижения товара,
  • не оптимальное использование автотранспорта (рост коммерческих расходов за 2005 год составил 92,6%, в структуре затрат удельный вес коммерческих расходов составляет 6,9%),
  • недостаточный уровень квалификации персонала ввиду частой смены менеджеров, что объясняется низкой заработной платой.

Поэтому перед фирмой стоит ряд  неотложных задач:

потенциальные возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны  фирмы, это можно сделать с помощью матрица SWOT – анализа (табл. 2.19).

Таблица 2.19

Используя метод SWOT-анализа выявили следующее:

возможности:

  1. появление новых жилых районов;
  2. тенденции увеличения уровня дохода;
  3. возможность быстрого реагирования в связи с ростом спроса на продукцию;

сильные стороны:

  1. персонал;
  2. инновационный потенциал;
  3. ориентация на нужды покупателей;

 

Таким образом, необходимо разработать  такую стратегию, при которой:

  • была возможность
  • максимально использовать перспективы, соответствующие возможностям фирмы,
  • обеспечить защиту от внешних угроз.

2.5. План маркетинга

Основная цель общества – выпуск широкого ассортимента молочной с помощью  маркетинговой политики, т.е. тактических  мероприятий. Маркетинговая политика должна охватывать все аспекты маркетинговой деятельности, следовательно она включает:

  1. маркетинговые исследования;
  2. товарную;
  3. ценовую;
  4. коммуникационную;
  5. товарораспределительную политику.

2.5.1. Товарная политика

Судьба предприятия, работающего  в современных рыночных условиях, определяется, в первую очередь продуктом, который оно производит. В центре

В условиях рыночных отношений предпосылкой для правильной оценки потребительской  стоимости товара является знание его  рынка.

Товарная политика - сфера деятельности фирмы по принятию решений в области товарного ассортимента.

ОАО «Молочный комбинат» выпускает обширную гамму полезной и качественной молочной продукции – молоко, кисломолочную продукцию, сметану, творог, творожные изделия с различной массовой долей жира, плавленые сыры, масло, мороженое, йогурты и сухие продукты. Причем, ассортиментный Структура товарной продукции представлена в таблице 2.20.

Таблица 2.20

Структура товарной продукции ОАО  «Молочный комбинат» в 2005 году

Наименование продукции

2005 год

Товарная продукция, тыс. руб.

Структура товарной продукции, %

Произведено

тонн

%

Цельное молоко

       

Кисломолочная продукция

       

Сметана

       

Творог жирный

       

Творожный крем "Чародейка"

       

Итого цельномолочная продукция 

       

Нежирная продукция

       

Сыр плавленый

       

Масло

       

Сухие продукты

       

Мороженое

       

Прочая продукция

       

Итого

       

 

Основными видами цельномолочной продукции  ОАО «Молочный комбинат» являются:

Молоко – самый популярный молочный продукт. ОАО «Молочный комбинат» выпускает молоко коровье пастеризованное нормализованное "Российское" 2,5% и 3,2% жирности.

Ряженка - традиционный славянский продукт, получаемый путем

Йогурт - уникальный молочный продукт, обладающий лечебными свойствами. Благодаря содержанию йогуртовых микроорганизмов, этот продукт способствует лучшему усвоению лактозы и минералов, сокращению холестерина в крови. Жирность 2,5%.

В последнее время комбинат значительно  расширил ассортимент вырабатываемой продукции. Освоен выпуск новых продуктов, таких как творожные кремы  серии «Чародейка», кефир «Здоровье», новые виды йогуртов и мороженого.

Большое внимание уделяется организации  выпуска пробиотических продуктов, содержащих бифидобактерии, болгарскую и ацидофильную палочки, которые, попадая в желудочно-кишечный тракт, активизируют работу кишечника, защищая организм от патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. На Комбинате освоен выпуск ряда продуктов с оздоравливающими свойствами, таких как «Бифидок», «Биопростокваша», «Биосметана».

Причем, низким содержанием жиров, небольшой энергоемкостью и повышенным содержанием витаминов - это не только модно, но и действительно полезно.

Что касается потребления сыров, то следует отметить, что этот сегмент  рынка имеет большую потенциальную  емкость. В настоящее время жители развитых стран по уровню потребления сыра превосходят жителей России в десятки раз. Это не удивительно, ведь культура потребления сыра в России еще только зарождается.

На протяжении многих лет россиянам  были известны лишь твердые и плавленые  сыры, а такие сорта как сыр  с плесенью и различными добавками (орехи, ветчина, грибы и др.) считались экзотикой. Сейчас ситуация меняется - даже самый требовательный покупатель может найти себе сыр по вкусу.

В настоящее время ОАО "Молочный комбинат" выпускает следующие виды, получит дальнейшее развитие сектор экзотических сыров.

Показательно и то, что о производстве сыров задумались компании, которые раньше занимались только молоком, кефиром и йогуртом.

Например, компания «ВБД» уже рассматривает этот сегмент рынка в качестве одного из стратегических направлений развития. Западные фирмы также заинтересованы в освоении новых российских рыночных ниш.

Комбинат выпускает масло «Крестьянское» 72% жирности весовое, фасованное в фольгу и пергамент по 200 гр., масло «  Вологодское» 82% жирности фасованное в фольгу по 200 гр., в керамические горшочки по 600 гр., в деревянные бочата по 500 гр., а так же масло «Шоколадное» весовое и фасованное в фольгу по 200 гр.

На основании вышеизложенного можно рекомендовать комбинату сосредоточить усилия на увеличении производства рентабельных (цельномолочная и кисломолочная продукция), а также перспективных с точки зрения тенденций рынка (нежирные творожки и сыры) видов продукции.

2.5.2. Ценовая политика

Предметом главной заботы промышленных предприятий, желающих сохранить 

Цены и ценообразование на товарных рынках являются одним из наиболее существенных элементов маркетингового комплекса. Любой производитель устанавливает цену на свой товар и использует ее как средство достижения своих целей и как один из элементов своей конкурентной

  • формирование ценовой стратегии, отражающей цели и интересы товаропроизводителя;
  • цена выступает не только как способ увеличения прибыли, но и как эффективное средство конкурентной борьбы за рынки сбыта;
  • цена рассматривается в качестве фактора прогнозирования объемов производства и реализации продукции;
  • формирование ценовой стратегии, отражающей цели и интересы товаропроизводителя;
  • цена выступает не

На образование цены также оказывает покупательный спрос на продукцию, его устойчивость, платежеспособность потребителя, инфляция.

Факторы, влияющие на цену продукции, представлены на рис.2.6.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.6 Факторы, влияющие на цену продукции

При планировании производственной деятельности политика цен рассматривается как  решающий инструмент маркетинга, а, уровень цен считается надежным индикатором функционирования предприятия.

Ценовая стратегия предприятия  может базироваться:

  • на издержках;
  • на спросе;
  • на конкуренции.

При ориентации на стратегию, основанную на издержках, цены, и с учетом цен конкурентов. Розничная цена для собственной торговли устанавливается от оптовой цены с наценкой, позволяющей покрывать расходы на содержание собственной торговой сети.

Маркетинговые исследования, проведенные  работниками отдела сбыта, а также 

Таблица 2.21

Анализ цен на кисломолочные продукты в ОАО «Молочный комбинат» и конкурентов

Производитель

Наименование продукции

Розничные цены, руб. за  шт.

ОАО «ЧеМол»

   
   
   
   
   
   

ЗАО «ВМК»

   
   
   

Шексна

   

В-Устюг

   

ООО Октябрьское

   

 

В себестоимость товарной продукции  включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

Первым этапом анализа себестоимости  продукции является анализ общей суммы затрат на производство товарной продукции.

Анализ себестоимости по элементам  затрат позволяет осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикой  затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Для этого воспользуемся таблицей 2.21.

Таблица 2.21

Динамика и структура затрат на производство продукции

№ п/п

Показатели

2004

2005

Отклонение

Всего, т.р.

в % к итогу

Всего, т.р

в % к итогу

Всего, т.р

1

Материальные затраты

         

2

Затраты на оплату труда

         

3

Отчисления

         

4

Амортизация основных фондов

         

5

Прочие затраты

         

6

Всего затрат

         

7

Объем производства

         

 

Данные таблицы 2.22 свидетельствуют, что абсолютная сумма затрат в 2004 году возрастает.

Общая сумма затрат (Зобщ) может  изменятся из-за:

объема выпуска 

В связи с увеличением выпуска  продукции на 5109,92 сумма затрат возросла на 393,71 тыс. руб. (6448,34-6054,63)

За счет изменения структуры  выпуска продукции сумма затрат также возросла на 673,87 тыс. руб. (7122,21-6448,34)

Из-за гается использовать следующие этапы методики расчета цены:

Информация о работе Методика определения конкурентоспособности