Диагностические методики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 01:47, контрольная работа

Краткое описание

Автор методики Дж. Тейлор, (год создания 1953). Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав ММРI в качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т. А. Немчиным (1966 г.). Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке.

Оглавление

1) Диагностика эмоциональной сферы. 3
2) Диагностика психических процессов (памяти). 5
3) Диагностика уровня развития воображения 9

Файлы: 1 файл

практикум Сметанникова.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ 
 
 
 
 

Контрольная работа по предмету: «Общий психологический практикум»

на тему: «Диагностические методики» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. 1861з

      Курнышкина  М. Н.

      ________________ 

Проверила: асс. клин. каф.

      ________________ 
 
 
 
 

Барнаул 2010

Содержание

 

1) Диагностика  эмоциональной сферы.

ЛИЧНОСТНАЯ ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОГИ

     Автор методики Дж. Тейлор, (год создания 1953). Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав ММРI в качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т. А. Немчиным (1966 г.). Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции обследуемый откладывает вправо и влево карточки в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15—30 мин.

     Тестовый  материал

1. Обычно  я спокоен и вывести меня  из себя не легко.

2. Мои  нервы расстроены не более,  чем у других людей.

3. У  меня редко бывают запоры.

4. У  меня редко бывают головные  боли.

5. Я  редко устаю.

6. Я  почти всегда чувствую себя  вполне счастливым.

7. Я  уверен в себе.

8. Практически  я никогда не краснею.

9. По  сравнению со своими друзьями  я считаю себя вполне смелым  человеком.

10. Я  краснею не чаще, чем другие.

11. У  меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно  мои руки достаточно теплые.

13. Я  застенчив не более чем другие.

14. Мне  не хватает уверенности в себе.

15. Порой  мне кажется, что я ни на  что не годен.

16. У  меня бывают периоды такого  беспокойства, что я не могу  усидеть на месте.

17. Мой  желудок сильно беспокоит меня.

18. У  меня не хватает духа вынести  все предстоящие трудности.

19. Я  хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне  кажется порой, что передо мной  нагромождены такие трудности,  которые мне не преодолеть.

21. Мне  нередко снятся кошмарные сны.

22. Я  замечаю, что мои руки начинают  дрожать, когда я пытаюсь что-либо  сделать.

23. У  меня чрезвычайно беспокойный  и прерывистый сон.

24. Меня  весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне  приходилось испытывать страх  в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне  трудно сосредоточиться на работе  или на каком-либо задании.

27. Я  работаю с большим напряжением.

28. Я  легко прихожу в замешательство.

29. Почти  все время испытываю тревогу  из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я  склонен принимать все слишком  серьезно.

31. Я  часто плачу.

32. Меня  нередко мучают приступы рвоты  и тошноты.

33. Раз  в месяц или чаще у меня  бывает расстройство желудка.

34. Я  часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне  очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое  материальное положение весьма  беспокоит меня.

37. Нередко  я думаю о таких вещах, о  которых ни с кем не хотелось  бы говорить.

38. У  меня бывали периоды, когда  тревога лишала меня сна.

39. Временами,  когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже  в холодные дни я легко потею.

41. Временами  я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я  — человек легковозбудимый.

43. Временами  я чувствую себя совершенно  бесполезным.

44. Порой  мне кажется, что мои нервы  сильно расшатаны, и я вот-вот  выйду из себя.

45. Я  часто ловлю себя на том,  что меня что-то тревожит.

46. Я  гораздо чувствительнее, чем большинство  других людей.

47. Я  почти все время испытываю  чувство голода.

48. Я  обычно чувствую себя неуютно в окружении незнакомых людей.

49. Жизнь  для меня связана с необычным  напряжением.

50. Ожидание  всегда нервирует меня.

     Оценка  результатов исследования по опроснику  производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

     Каждый  ответ «да» на высказывания 14, 15, 16,17, 18, 19, 20 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32,33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48,49, 50 оценивается в 1 балл.

     «Нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1балл.

     Суммарная оценка: 40—50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги; 25—40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги; 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне; 0—5 баллов — о низком уровне тревоги.

     В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил этот опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности  в ответах.

     2) Диагностика психических процессов (памяти).

ТЕСТ  «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ»

     Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

     Никакого  специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

     Первое  объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда  окончу читать, сразу же повторите  столько, сколько запомните. Повторять  можно в любом порядке, порядок  роли не играет. Понятно?»

     Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда  испытуемый повторяет слова, экспериментатор  в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

     Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке».

     Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

     В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор  обязательно записывает их рядом  с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики.

     В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает  его; никаких разговоров во время  этого опыта допускать нельзя.

     После пятикратного повторения слов экспериментатор  переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). В результате протокол опыта принимает следующий вид:

  лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед огонь
1 +   +   + +          
2 +   +     +   +     +
3 + +     + +   +     +
4 + +               + 0
5 + +     + +   + +    
Спустя  час   0       0   0      

     По  этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого  по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид (рис.2.1).

       

Рис. 2.1. Кривая запоминания. 

     По  форме кривой можно делать некоторые  выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

     «Кривая запоминания» может указывать и  на ослабление активного внимания и  на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму  разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем  после каждой пробы воспроизведения  — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз (рис.5), иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

 

Рис. 2.2. Кривая истощаемости внимания

 

     В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Информация о работе Диагностические методики