Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:33, курсовая работа
В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:
анализ конкурентоспособности предприятия в целом и составляющих;
характеристика и экономический анализ эффективности работы предприятия в настоящее время и за последние пять лет;
анализ конкурентов и их продукции;
предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия и экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Введение 5
1.Теоретические и методологические вопросы изучения конкурентоспособности предприятия. 7
1.1.Понятие конкуренции и конкурентоспособности 7
1.1.1. Основные модели рынка 13
1.1.2.Значение конкуренции 15
1.2.Стадии конкурентоспособности 17
1.3. Методика определения конкурентоспособности 19
1.4.Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и рынка молочных продуктов города Ч 28
2.1. Экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Организация охраны труда и техники безопасности 32
2.3. Анализ рынка молочных продуктов и определение доли рынка, занимаемой ОАО "Молочный комбинат" 37
2.3.1 Определение емкости рынка молочных продуктов города Ч 37
2.3.2. Сегментация рынка г. Ч 41
2.4. Характеристика конкурентной среды. Анализ конкурентоспособности 44
2.5. План маркетинга 57
2.5.1. Товарная политика 58
2.5.2. Ценовая политика 62
2.5.3. Товарораспределительная политика 70
2.5.4. Коммуникационная политика 72
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 76
3.1. Товарная стратегия 76
3.2. Стратегия ценообразования 79
3.3. Стратегия товарораспределения 80
3.4. Коммуникационная стратегия 82
Заключение 86
Список литературы 88
Приложение 1. Структура реализации молочной продукции по рынкам за 2005г 90
Приложение 2. Анкета изучения потребительского спроса на молочную продукцию 91
Приложение 3. Результаты анкетирования 96
2. Постановка задач ценообразования;
Установление тары и упаковки, увеличение рентабельности не прогнозируется.
Таблица 2.30
Ожидаемый прирост цен в 2006-2007 г. на молочную продукцию
Наименование продукции |
Прирост цен, % |
Отпускные цены на сухие продукты будут колебаться в зависимости от времени года, максимальный рост ожидается в периоды январь – февраль, сентябрь – декабрь, а с марта по август цены будут снижаться. В 2007 году максимальный спад цен прогнозируется в июле, августе. наибольшей прибыли, при наименьших затратах.
Одним из направлений маркетинговой стратегии анализируемого предприятия является формирование товарораспределительной политики, направленной на расширение рынков сбыта.
Практика показывает, что на современном этапе развития рынка молочных продуктов основные резервы по изысканию способов повышения конкурентоспособности находятся в использовании нетрадиционных подходов в политике распределения. Так, предприятие, изучив динамику структуры продаж в зависимости от форм магазинов, может выделить для себя наиболее перспективных торговых посредников и начать использовать в работе с ними методы вертикальной интеграции
Вертикальная использование
И в последнее время в этом направлении в деятельности комбината наблюдаются значительные сдвиги. У комбината сложилась четкая товарораспределительная система, включающая, как собственные каналы сбыта (фирменная торговая сеть), так и сеть торговых посредников.
ОАО «Молочный комбинат» для реализации продукции использует два канала распределения:
Предприятие поставляет свою продукцию в продуктовые магазины города,
Сведения о динамике объемов рынков представлены в Приложении 1, из которого следует, что комбинат последовательно проводит политику развития проникновения на региональные рынки. За 2002-2005 гг. значительно увеличился политика предприятия в области цен, условий оплаты и организации поставок.
ОАО «Молочный комбинат» уделяет много внимания рекламе выпускаемой продукции и проводит работу по формированию общественного мнения о фирме и производимых товарах.
Предприятие строит свою работу, основываясь на следующих принципах:
- Постоянная работа над
Производимая но получала весьма высокую оценку независимых экспертов и специалистов.
Так, на Всероссийской межотраслевой выставке-ярмарке «Покупайте российское» золотых медалей были удостоены масло крестьянское сладкосливочное, молоко сухое обезжиренное и молоко сухое цельное. Золотой медалью было отмечено масло крестьянское и на 7-й Международной ярмарке продовольственных товаров и сырья для их производства «Продэкпро-2005», а сухие молочные продукты получили здесь же серебряную медаль.
Серебряными призерами стали сыр плавленый «Омичка» на Всероссийском смотре-конкурсе качества сыров «Сыры 2000» и сыр плавленый «Сказка» и сыр плавленый «Омичка».
А на смотре-конкурсе «Московское
качество» сразу шесть
Созданию благоприятного имиджа предприятия способствуют и ряд маркетинговых акций и рекламных кампаний, регулярно осуществляемых на ОАО «Молочный комбинат».
Среди основных рекламных акций, намеченных к осуществлению в 2004г. следует назвать:
Для маркетинга, в которой предусматриваются все мероприятия по продвижению продукции на рынок.
Расходы компании на мероприятия по реализации программы маркетинга за 2002-2005 приведены в табл. 2.23.
Таблица 2.23
Бюджет маркетинговых
Статья расходов |
Сумма расходов | |||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО "Молочный комбинат" – одно из крупнейших предприятий маслосыродельной и молочной отрасли регионального АПК, производящего большой ассортимент продукции. Предприятие работает рентабельно, качество продукции отмечено на многих выставках и в третьей главе.
В 2005 году выпускаемый ассортимент включал в себя 6 товарных групп:
Стратегия товарной политики будет включать:
В 2005 г. был освоен выпуск питьевых йогуртов с различными вкусовыми добавками - клубника, вишня, персик. Рекомендуется продолжить расширение покупают лечебно- профилактические продукты (Приложение 3). В связи с этим, предполагается продолжать уделять внимание на выпуск пробиотических продуктов, содержащих бифидобактерии, болгарскую и ацидофильную палочки, которые, попадая в желудочно-кишечный тракт, активизируют работу кишечника, защищая организм от патогенных микроорганизмов, для чего будет освоен выпуск кефира «Здоровье» маложирного 2,5% жирности в пленке по 0,5 кг. Плановый годовой объем производства составит 320 тн.
В товарную линию «отходом при производстве творога. Сохраняя почти ту же питательность, что и молоко, сыворотка значительно дешевле.
Наиболее ценными ее пищевыми компонентами являются углеводы и белковые вещества, минеральные соли. Рекламируя новую продукцию, нужно сделать акцент на ее свойствах установленными медицинским исследованиями.
Одно из свойств, должно обязательно заинтересовать женщин: этот кисло - молочный продукт является прекрасным антицеллюлитным средством, так как при регулярном использовании сжигает жиры и выводит из организма шлаки. Поэтому новый продукт по своим свойствам ориентирован в их отсутствием, поскольку стоимость 1 тонны сыворотки равна 1 копейке, что совсем незначительно для большого предприятия. Предприятие имеет необходимое оборудование для разлива в полистирольные бутылки , недостаточно задействованное.
Анализ рынка, проведенный службой маркетинга комбината и с учетом возможности предприятия по производству , показал, что возможно реализация в год 400 тонн напитка, причем 200 тонн будет реализовано за пределы Вологодской области ( г. Москва и Санкт – Петербург).
План по прибыли на 2006 год представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1
План производства и дополнительной прибыли от новой продукции на 2006г
Наименование продукции |
кол-во тонн |
Цена ед. прод.. |
Товарная продукция тыс.руб. |
Себестоимость тыс.руб. |
Прибыль тыс.руб. |
Таким образом, за счет пополнения товарной линии продуктами на основе сыворотки предприятия в 2006 году дополнительно может получить 985 тыс. руб. прибыли.
Выбор стратегии ценообразования предлагает решение следующих проблем:
ценообразование в рамках то
По оценке потребителей, определенной в проведенном исследовании, в соотношении «цена-качество» продукция ОАО «Молочный комбинат» более предпочтительна для покупателей. Плановые цены на продукцию компании являются конкурентоспособными. Реализация данной ценовой стратегии позволит компании увеличить долю рынка как на Вологодском, так и на региональных рынках.
Прогноз цен на молочную продукцию ОАО «Молочный комбинат» на период до 2008г. будем строить с помощью метода экстраполяции и использования трендовых моделей.
Трендовая модель изменения цен будет иметь следующий вид (рис. 3.1.).
Рис. 3.1. Прогноз отпускных
цен на молоко цельное на период
до 2010 г.
С помощью собственного и наемного, оплачиваемого поставщиком, автомобильного транспорта в различные торговые точки города и другие города в
Доставка крупнейшему
Муниципальным городским учреждениям, согласно договору, доставка будет осуществляться за счет средств компенсации транспортных услуг.
В соответствии с «Планом мероприятий по приобретению новой техники и оборудования» для оптимизации товароораспределения и снижения коммерческих расходов предполагается приобрести следующие автомобили:
Полуприцеп 3-х осный изотермический с холодильной установкой, а также для улучшения доставки закупить и смонтировать холодильную установку на ный комбинат» основным инструментом стимулирования является система скидок (табл. 3.2.).
Таблица 3.2
Планируемая система скидок для покупателей на 2006 год
Система скидки |
Цель предоставления скидки |
Критерии предоставления скидки |
Лица, которым предоставляются скидки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Таким образом, планируемая система скидок позволит увеличить объем реализации как в городе Ч, так и за пределами Вологодской области, возрастет оборачиваемость оборотных средств.
Основными средствами маркетинговой коммуникации, называемыми в целом коммуникационным комплексом являются: реклама, паблисити, прямая коммуникация (прямой маркетинг и стимулирование сбыта) и РR (связи с общественностью.
Среди основных
Прямой маркетинг –
План дегустаций на 2006 год и затраты на их проведение представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
План дегустаций на 2006 год и затраты на их проведение
Месяц |
Количество дегустаций в месяц |
Цель дегустации |
Затраты на проведение дегустаций, тыс. руб. |
Январь |
|||
Февраль |
|||
Март |
|||
Апрель |
|||
Май |
|||
Июнь |
|||
Июль |
|||
Август |
|||
Сентябрь |
|||
Октябрь |
|||
Ноябрь |
|||
Декабрь |
|||
Итого |
Стратегические планы развития ОАО «Молочный комбинат» должны быть подтверждены маркетинговыми исследованиями, которые в 2004 году рекомендуется проводить по трем направлениям:
Таблица 3.4
Стратегические планы
Направление исследования |
Цели и задачи исследования |
Место проведения исследования |
Методы исследования |
Затраты на проведение исследований |
Исследование марки товара |
||||
Исследование нового товара |
||||
Исследование рынков сбыта |
Информация о работе Методика определения конкурентоспособности