Методика определения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:
анализ конкурентоспособности предприятия в целом и составляющих;
характеристика и экономический анализ эффективности работы предприятия в настоящее время и за последние пять лет;
анализ конкурентов и их продукции;
предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия и экономическое обоснование предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 5
1.Теоретические и методологические вопросы изучения конкурентоспособности предприятия. 7
1.1.Понятие конкуренции и конкурентоспособности 7
1.1.1. Основные модели рынка 13
1.1.2.Значение конкуренции 15
1.2.Стадии конкурентоспособности 17
1.3. Методика определения конкурентоспособности 19
1.4.Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и рынка молочных продуктов города Ч 28
2.1. Экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Организация охраны труда и техники безопасности 32
2.3. Анализ рынка молочных продуктов и определение доли рынка, занимаемой ОАО "Молочный комбинат" 37
2.3.1 Определение емкости рынка молочных продуктов города Ч 37
2.3.2. Сегментация рынка г. Ч 41
2.4. Характеристика конкурентной среды. Анализ конкурентоспособности 44
2.5. План маркетинга 57
2.5.1. Товарная политика 58
2.5.2. Ценовая политика 62
2.5.3. Товарораспределительная политика 70
2.5.4. Коммуникационная политика 72
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 76
3.1. Товарная стратегия 76
3.2. Стратегия ценообразования 79
3.3. Стратегия товарораспределения 80
3.4. Коммуникационная стратегия 82
Заключение 86
Список литературы 88
Приложение 1. Структура реализации молочной продукции по рынкам за 2005г 90
Приложение 2. Анкета изучения потребительского спроса на молочную продукцию 91
Приложение 3. Результаты анкетирования 96

Файлы: 1 файл

Методика определения конкурентоспособности 15 _ Оценка собственн.doc

— 597.00 Кб (Скачать)

Объем молочной продукции, выпускаемой ПК «Вологодский молочный комбинат»

Вид выпускаемой продукции

Объем продаж, тонн

2003

2004

2005


География рынков сбыта Вологодского молочного комбината представлена в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10

География рынков сбыта ПК «Вологодский молочный комбинат», %

Наименование показателя

2001

2002

2003

2004

2005

Всего реализовано продукции, в  т.ч.

         

Вологодская область

         

Архангельская и Мурманская обл.

         

Москва и обл.

         

Санкт-Петербург

         

Иваново

         

Кострома

         

Другие

         

 

Комбинат жидкая продукция фасуется в упаковки Tetra-pak.

Маркетинговая политика Вологодского молочного комбината направлена на поддержание стабильно высокого качества, разработку удобной упаковки для продукции и продвижение на рынок бренда «Продукт из Вологды».

Предприятие планирует ввод линии  по производству стерилизованного молока. Для реализации этого проекта  стоимостью $1 млн. ведется поиск стратегического инвестора.

ЗАО ПТК «Северное молоко»

Закрытое рьбу за право приобрести контрольный пакет акций предприятия вели «ВБД», компании «Данон» и «Нутритек». После длительной и жесткой борьбы контрольный пакет акций перешел к компании «Нутритек». По данным исследовательского агентства ACNielsen, "Нутритек" контролирует 1 % рынка детского питания в 18 крупнейших городах России. деятельности) составил около 100 млн долл. США.

Производство молочной продукции  в ЗАО «Северное молоко» осуществлялось следующими темпами (табл. 2.11):

Таблица 2.11

Производство молочной продукции  в ЗАО «Северное молоко»

Показатели

Ед.изм.

2003

2004

2005

Объем произведенной  продукции

       

Объем отгруженной продукции

       

 

Мощность завода рассчитана на переработку 380т молока в сутки, однако в 2005г. перерабатывал только 132т (в 2001 – 171,5т/сутки). Сведения о загрузке производственных мощностей приведены в таблице 2.12.

Таблица 2.12

Загрузка производственных мощностей  ЗАО «Северное молоко»

Показатели

Ед.изм.

2004

2005

Загрузка производственных мощностей:

     

- по производству масла

     

- по производству сухих  молочных продуктов

     

- по производству ЦМП

     

 

Из вышеприведенной таблицы  следует, что лучше всего используется оборудование по производству сухих  молочных продуктов, хотя и это оборудование в 2003-2005 гг. приведены в таблице 2.13.

Таблица 2.13

Объем производства молочной продукции

Показатели

Ед. изм.

2003

2004

2005

Производство продукции:

тонн

18 099

20 008

17 868

- масло животное

тонн

1031

1773

776

-цельномолочная продукция

тонн

8005

8103

7891

- молоко

тонн

2381

2810

3047

- сметана

тонн

708

740

677

- кефир

тонн

885

931

967

-йогурт

тонн

129

2

35

-сухие молочные продукты

тонн

3636

4888

3859

в том числе:

       

-сухое цельное молоко

тонн

2437

2518

2511

- творог

тонн

141

159

178

- напиток «Снежок»

тонн

160

146

125

-стерилизованное молоко

тонн

1023

456

313


Специалисты и потребители отмечают высокое  качество продукции компании, которое достигается за счет использования качественного сырья, соблюдения всех санитарно-.

Опираясь на новейшие рекомендации ученых, специалисты фирмы внедрили технологию изготовления молока, сметаны, кефира, и других продуктов с добавлением  йодоказеина. Эта высокоэффективная  биологическая добавка 

Шекснинский маслозавод – это небольшое производство в пос.Шексна.

Характеристика объемов выпуска  молочной продукции приведена в таблице 2.14.

Таблица 2.14

Характеристика объемов выпуска  молочной продукции

Вид выпускаемой продукции

Объем продаж, тонн

2003

2004

2005

Всего, т.ч.:

     

Цельномолочная продукция

     

Нежирная продукция

     

Масло

     

 

Предприятие вырабатывает небольшой  ассортимент – молоко, кефир, сметану, творог и масло. Недавно стали  выпускать сливки и йогурт. в тетра-пак, сметаны и творога в полистирольные стаканы.

ГУП «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА»

Государственное унитарное предприятие  учебно-опытный молочный завод ВГМХА  им. Н.В.Верещагина перерабатывает 20-23 тыс. тонн молока в год, как городской, так и вологодской продукции.

Сведения о выпуске молочной продукции на Учебно-опытном заводе ВГМХА, расположенном в п. Молочное, приведены в таблице 2.15.

Таблица 2.15

Сведения о выпуске молочной продукции на Учебно-опытном заводе ВГМХА

Вид выпускаемой продукции

Объем продаж, тонн

     

Всего, т.ч.:

     

Цельномолочная продукция

     

Нежирная продукция

     

Масло

     

Сухие продукты

     

 

В 2005 готовилось экономическое обоснование проекта строительства нового производства на базе ГУП «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА». н выпуск изделий из творога.

ОАО «Сухонский молочный комбинат»

ОАО "Сухонский молочный комбинат" (г.Сокол) является уникальным предприятием по выпуску молочных консервов Северо-Западного  региона.

Данные о работе Сухонского молочного  комбината приведены в таблице 2.16.

Таблица 2.16

Данные о работе Сухонского молочного комбината

Наименование показателя

Ед. изм.

Периоды работы /по годам/:

2003

2004

2005

Объем продаж

тыс. руб.

     

В том числе :- цельномолочная продукция;

тонн

     

-молочные консервы;

т.у.б.

     

-вывоз за пределы  Вологодской области

т.у.б.

     

 

Предприятие прочно занимает рыночную нишу производства молочных консервов 15 видов молочных консервов.

Другие предприятия – конкуренты ОАО «Молочный комбинат».

Кроме крупных комбинатов, на рынке  г. Ч продают молочные продукты бывшие подсобные хозяйства: ОАО «Северсталь» (ООО «Октябрьское»), из В.Устюга и Новгорода, но их доля на рынке небольшая (в пределах 4-5%).

Также на рынке молочных продуктов  г. Ч присутствует продукция московских, петербургских комбинатов: «Чудо-Молоко», «Домик в деревне», «Милая Мила» и др. Несмотря на агрессивную рекламу, спрос на эту продукцию– инвест – менеджмент», занимающейся разработкой бизнес – планов и оценкой финансового состояния, по пятибалльной системе, где 0 - отсутствует, 1 – очень низкий уровень, 2- неудовлетворительно, 3- удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично (табл.2.17).

Таблица 2.17

Экспертная оценка потенциала конкурентов на рынке молочных продуктов города Ч по пятибалльной шкале

Показатели

ОАО "Молочный комбинат"

ПК «Вологод-ский молкомбинат»

ПК «Шекснинский маслозавод»

ГУП «Учебно-опытный  молочный завод ВГМХА»

Другие предприятия - конкуренты

Стимулирование  спроса

         

Финансовое  положение

         

Охват точек  реализации

         

Ассортимент представленной на рынке продукции

         

Цена продукции

         

Качество продукции

         

Соотношение цена/ качество

         

Общее количество баллов

         

 

Из таблицы 2.17 мы видим, что наибольшую оценку получил ПК «Вологодский ствующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Возможные факторы риска и их последствия для ОАО «Молочный комбинат» представлены в таблице 2.18.

Таблица 2.18

Возможные факторы риска и их последствия для ОАО «Молочный комбинат»

Факторы маркетинговой среды

Возможные факторы риска

Последствия для ОАО "Молочный комбинат"

  1. Микросреда

Конкуренты

  • повышение качества продукции;
  • снижение себестоимости продукции и как следствие снижение отпускных цен;
  • расширение ассортимента, разработка новых видов продукции;
  • изменение упаковки;
  • привлечение поставщиков молока более высокими закупочными ценами и условиями расчетов;

Переход клиентов к конкурентам, потеря части рынка, снижение прибыли.

Контактные аудитории

Средства массовой информации осветили деятельность ОАО «Молочный комбинат» с негативной стороны

( как, например, ситуация  с дизентерией в 1999 году).

Потеря имиджа предприятия, а значит и клиентов, потеря доходов, части рынка

Посредники

Потеря посредников:

- кредитно-финансовых  учреждений

- увеличение стоимости грузоперевозок

Невозможность финансирования ОАО «Молочный комбинат» за счет кредитов банка.

Удорожание доставки продукции

Клиенты

   

Поставщики

   
  1. Макросреда

Демографическая экономическая  среда

 

Природная среда

 

Политическая среда

   

Информация о работе Методика определения конкурентоспособности