Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:33, курсовая работа
В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:
анализ конкурентоспособности предприятия в целом и составляющих;
характеристика и экономический анализ эффективности работы предприятия в настоящее время и за последние пять лет;
анализ конкурентов и их продукции;
предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия и экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Введение 5
1.Теоретические и методологические вопросы изучения конкурентоспособности предприятия. 7
1.1.Понятие конкуренции и конкурентоспособности 7
1.1.1. Основные модели рынка 13
1.1.2.Значение конкуренции 15
1.2.Стадии конкурентоспособности 17
1.3. Методика определения конкурентоспособности 19
1.4.Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и рынка молочных продуктов города Ч 28
2.1. Экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Организация охраны труда и техники безопасности 32
2.3. Анализ рынка молочных продуктов и определение доли рынка, занимаемой ОАО "Молочный комбинат" 37
2.3.1 Определение емкости рынка молочных продуктов города Ч 37
2.3.2. Сегментация рынка г. Ч 41
2.4. Характеристика конкурентной среды. Анализ конкурентоспособности 44
2.5. План маркетинга 57
2.5.1. Товарная политика 58
2.5.2. Ценовая политика 62
2.5.3. Товарораспределительная политика 70
2.5.4. Коммуникационная политика 72
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 76
3.1. Товарная стратегия 76
3.2. Стратегия ценообразования 79
3.3. Стратегия товарораспределения 80
3.4. Коммуникационная стратегия 82
Заключение 86
Список литературы 88
Приложение 1. Структура реализации молочной продукции по рынкам за 2005г 90
Приложение 2. Анкета изучения потребительского спроса на молочную продукцию 91
Приложение 3. Результаты анкетирования 96
Объем молочной продукции, выпускаемой ПК «Вологодский молочный комбинат»
Вид выпускаемой продукции |
Объем продаж, тонн | ||
2003 |
2004 |
2005 |
География рынков сбыта Вологодского молочного комбината представлена в таблице 2.10.
Таблица 2.10
География рынков сбыта ПК «Вологодский молочный комбинат», %
Наименование показателя |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Всего реализовано продукции, в т.ч. |
|||||
Вологодская область |
|||||
Архангельская и Мурманская обл. |
|||||
Москва и обл. |
|||||
Санкт-Петербург |
|||||
Иваново |
|||||
Кострома |
|||||
Другие |
Комбинат жидкая продукция фасуется в упаковки Tetra-pak.
Маркетинговая политика Вологодского молочного комбината направлена на поддержание стабильно высокого качества, разработку удобной упаковки для продукции и продвижение на рынок бренда «Продукт из Вологды».
Предприятие планирует ввод линии по производству стерилизованного молока. Для реализации этого проекта стоимостью $1 млн. ведется поиск стратегического инвестора.
ЗАО ПТК «Северное молоко»
Закрытое рьбу за право приобрести контрольный пакет акций предприятия вели «ВБД», компании «Данон» и «Нутритек». После длительной и жесткой борьбы контрольный пакет акций перешел к компании «Нутритек». По данным исследовательского агентства ACNielsen, "Нутритек" контролирует 1 % рынка детского питания в 18 крупнейших городах России. деятельности) составил около 100 млн долл. США.
Производство молочной продукции
в ЗАО «Северное молоко»
Таблица 2.11
Производство молочной продукции в ЗАО «Северное молоко»
Показатели |
Ед.изм. |
2003 |
2004 |
2005 |
Объем произведенной продукции |
||||
Объем отгруженной продукции |
Мощность завода рассчитана на переработку 380т молока в сутки, однако в 2005г. перерабатывал только 132т (в 2001 – 171,5т/сутки). Сведения о загрузке производственных мощностей приведены в таблице 2.12.
Таблица 2.12
Загрузка производственных мощностей ЗАО «Северное молоко»
Показатели |
Ед.изм. |
2004 |
2005 |
Загрузка производственных мощностей: |
|||
- по производству масла |
|||
- по производству сухих молочных продуктов |
|||
- по производству ЦМП |
Из вышеприведенной таблицы следует, что лучше всего используется оборудование по производству сухих молочных продуктов, хотя и это оборудование в 2003-2005 гг. приведены в таблице 2.13.
Таблица 2.13
Объем производства молочной продукции
Показатели |
Ед. изм. |
2003 |
2004 |
2005 |
Производство продукции: |
тонн |
18 099 |
20 008 |
17 868 |
- масло животное |
тонн |
1031 |
1773 |
776 |
-цельномолочная продукция |
тонн |
8005 |
8103 |
7891 |
- молоко |
тонн |
2381 |
2810 |
3047 |
- сметана |
тонн |
708 |
740 |
677 |
- кефир |
тонн |
885 |
931 |
967 |
-йогурт |
тонн |
129 |
2 |
35 |
-сухие молочные продукты |
тонн |
3636 |
4888 |
3859 |
в том числе: |
||||
-сухое цельное молоко |
тонн |
2437 |
2518 |
2511 |
- творог |
тонн |
141 |
159 |
178 |
- напиток «Снежок» |
тонн |
160 |
146 |
125 |
-стерилизованное молоко |
тонн |
1023 |
456 |
313 |
Специалисты и потребители отмечают высокое качество продукции компании, которое достигается за счет использования качественного сырья, соблюдения всех санитарно-.
Опираясь на новейшие рекомендации ученых, специалисты фирмы внедрили технологию изготовления молока, сметаны, кефира, и других продуктов с добавлением йодоказеина. Эта высокоэффективная биологическая добавка
Шекснинский маслозавод – это небольшое производство в пос.Шексна.
Характеристика объемов
Таблица 2.14
Характеристика объемов
Вид выпускаемой продукции |
Объем продаж, тонн | ||
2003 |
2004 |
2005 | |
Всего, т.ч.: |
|||
Цельномолочная продукция |
|||
Нежирная продукция |
|||
Масло |
Предприятие вырабатывает небольшой
ассортимент – молоко, кефир, сметану,
творог и масло. Недавно стали
выпускать сливки и йогурт. в тетра-пак,
сметаны и творога в
ГУП «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА»
Государственное унитарное предприятие учебно-опытный молочный завод ВГМХА им. Н.В.Верещагина перерабатывает 20-23 тыс. тонн молока в год, как городской, так и вологодской продукции.
Сведения о выпуске молочной продукции на Учебно-опытном заводе ВГМХА, расположенном в п. Молочное, приведены в таблице 2.15.
Таблица 2.15
Сведения о выпуске молочной продукции на Учебно-опытном заводе ВГМХА
Вид выпускаемой продукции |
Объем продаж, тонн | ||
Всего, т.ч.: |
|||
Цельномолочная продукция |
|||
Нежирная продукция |
|||
Масло |
|||
Сухие продукты |
В 2005 готовилось экономическое обоснование проекта строительства нового производства на базе ГУП «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА». н выпуск изделий из творога.
ОАО «Сухонский молочный комбинат»
ОАО "Сухонский молочный комбинат" (г.Сокол) является уникальным предприятием по выпуску молочных консервов Северо-Западного региона.
Данные о работе Сухонского молочного комбината приведены в таблице 2.16.
Таблица 2.16
Данные о работе Сухонского молочного комбината
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Периоды работы /по годам/: | ||
2003 |
2004 |
2005 | ||
Объем продаж |
тыс. руб. |
|||
В том числе :- цельномолочная продукция; |
тонн |
|||
-молочные консервы; |
т.у.б. |
|||
-вывоз за пределы Вологодской области |
т.у.б. |
Предприятие прочно занимает рыночную нишу производства молочных консервов 15 видов молочных консервов.
Другие предприятия –
Кроме крупных комбинатов, на рынке г. Ч продают молочные продукты бывшие подсобные хозяйства: ОАО «Северсталь» (ООО «Октябрьское»), из В.Устюга и Новгорода, но их доля на рынке небольшая (в пределах 4-5%).
Также на рынке молочных продуктов г. Ч присутствует продукция московских, петербургских комбинатов: «Чудо-Молоко», «Домик в деревне», «Милая Мила» и др. Несмотря на агрессивную рекламу, спрос на эту продукцию– инвест – менеджмент», занимающейся разработкой бизнес – планов и оценкой финансового состояния, по пятибалльной системе, где 0 - отсутствует, 1 – очень низкий уровень, 2- неудовлетворительно, 3- удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично (табл.2.17).
Таблица 2.17
Экспертная оценка потенциала конкурентов на рынке молочных продуктов города Ч по пятибалльной шкале
Показатели |
ОАО "Молочный комбинат" |
ПК «Вологод-ский молкомбинат» |
ПК «Шекснинский маслозавод» |
ГУП «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА» |
Другие предприятия - конкуренты |
Стимулирование спроса |
|||||
Финансовое положение |
|||||
Охват точек реализации |
|||||
Ассортимент представленной на рынке продукции |
|||||
Цена продукции |
|||||
Качество продукции |
|||||
Соотношение цена/ качество |
|||||
Общее количество баллов |
Из таблицы 2.17 мы видим, что наибольшую оценку получил ПК «Вологодский ствующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Возможные факторы риска и их последствия для ОАО «Молочный комбинат» представлены в таблице 2.18.
Таблица 2.18
Возможные факторы риска и их последствия для ОАО «Молочный комбинат»
Факторы маркетинговой среды |
Возможные факторы риска |
Последствия для ОАО "Молочный комбинат" |
Конкуренты |
|
Переход клиентов к конкурентам, потеря части рынка, снижение прибыли. |
Контактные аудитории |
Средства массовой информации осветили деятельность ОАО «Молочный комбинат» с негативной стороны ( как, например, ситуация с дизентерией в 1999 году). |
Потеря имиджа предприятия, а значит и клиентов, потеря доходов, части рынка |
Посредники |
Потеря посредников: - кредитно-финансовых учреждений - увеличение стоимости грузоперевозок |
Невозможность финансирования ОАО «Молочный комбинат» за счет кредитов банка. Удорожание доставки продукции |
Клиенты |
||
Поставщики |
||
Демографическая экономическая среда |
||
Природная среда |
||
Политическая среда |
Информация о работе Методика определения конкурентоспособности