Методика определения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:
анализ конкурентоспособности предприятия в целом и составляющих;
характеристика и экономический анализ эффективности работы предприятия в настоящее время и за последние пять лет;
анализ конкурентов и их продукции;
предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия и экономическое обоснование предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 5
1.Теоретические и методологические вопросы изучения конкурентоспособности предприятия. 7
1.1.Понятие конкуренции и конкурентоспособности 7
1.1.1. Основные модели рынка 13
1.1.2.Значение конкуренции 15
1.2.Стадии конкурентоспособности 17
1.3. Методика определения конкурентоспособности 19
1.4.Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и рынка молочных продуктов города Ч 28
2.1. Экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Организация охраны труда и техники безопасности 32
2.3. Анализ рынка молочных продуктов и определение доли рынка, занимаемой ОАО "Молочный комбинат" 37
2.3.1 Определение емкости рынка молочных продуктов города Ч 37
2.3.2. Сегментация рынка г. Ч 41
2.4. Характеристика конкурентной среды. Анализ конкурентоспособности 44
2.5. План маркетинга 57
2.5.1. Товарная политика 58
2.5.2. Ценовая политика 62
2.5.3. Товарораспределительная политика 70
2.5.4. Коммуникационная политика 72
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 76
3.1. Товарная стратегия 76
3.2. Стратегия ценообразования 79
3.3. Стратегия товарораспределения 80
3.4. Коммуникационная стратегия 82
Заключение 86
Список литературы 88
Приложение 1. Структура реализации молочной продукции по рынкам за 2005г 90
Приложение 2. Анкета изучения потребительского спроса на молочную продукцию 91
Приложение 3. Результаты анкетирования 96

Файлы: 1 файл

Методика определения конкурентоспособности 15 _ Оценка собственн.doc

— 597.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

Пищевая промышленность России (пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая) – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения  необходимыми по количеству и качеству продуктами питания, Вологодской области сформировалась устойчивая тенденция увеличения производства молока за счет факторов интенсификации. Сокращение поголовья скота Быстрое изменение правил ведения бизнеса в России, обусловленное насыщением рынка товарами и услугами, неуклонно приводит к обострению конкуренции между производителями.

Оценка конкурентоспособности позволяет дать характеристику предприятия в рамках рынка, на котором оно находится. Оценить рыночный потенциал предприятия, возможность сохранить и улучшить свое положение на рынке.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное урентоспособности предприятия и разработка путей ее улучшения.

В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:

  1. анализ конкурентоспособности предприятия в целом и составляющих;
  2. характеристика и экономический анализ эффективности работы предприятия в настоящее время и за последние пять лет;
  3. анализ конкурентов и их продукции;
  4. предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия и экономическое обоснование предложенных мероприятий.

В качестве объекта  выбран ОАО "Молочный комбинат" Вологодской области.

Информационной  базой исследования послужили статистические материалы Вологодского областного комитета государственной статистики, Департамента сельского хозяйства и Департамента продовольственных ресурсов Администрации Правительства Вологодской области, результаты анкетирования, а также данные, публикуемые в ежегодных статистических справочниках, отраслевой литературе, использовались материалы годовых отчетов ОАО "Молочный комбинат", производственно-финансовых планов, данные бухгалтерского учета и анализа экономической деятельности предприятия и другие.

Для решения поставленных задач  в работе использована следующая  система методов: всеобщий – диалектический; общие – монографический, аналитический, статистический, графический, расчетно-конструктивный, метод экспертных оценок и вариантных расчетов.

 

1.Теоретические и методологические  вопросы изучения конкурентоспособности  предприятия.

1.1.Понятие конкуренции и конкурентоспособности

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition).

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция — главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор. Главное в том, что конкуренция — это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, ее разрушительное либо, напротив, слабое проявление — четкий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведет к фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых  отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным, считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае, если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

Итак, конкуренция - категория явным  образом противоречивая. С одного стороны существует утверждение, которое  без конкуренции рынка не бывает, а с другого – целиком конкурентным есть тот рынок, на котором участники (субъектов рынка и порождая монополию – большое зло для экономики. Где правда?

Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать с элементарного: что такое конкуренция.

Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.

Суть конкуренции проявляется  и в том, что она, с одной  стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет  великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции  есть независимость субъектов рыночного  отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость  проявляется, во-первых, в возможности  самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка [18, с.98].

С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов  и поставщиков при реализации продукции, соперничество между  отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства.

Конкуренция в общем смысле может  быть определена, как что и влечет за собой необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.

Под фундаментальной рыночной нишей  здесь понимается совокупность сегментов  рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.

Если рассматривать понятие  «конкурентоспособность» применительно  к предприятию, то его можно определить как возможность эффективной  хозяйственной деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов. Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Иначе говоря, показатель конкурентоспособности  для любого предприятия — это  зеркало, в котором отражаются итоги  работы практически всех его служб и подразделений (т.е. характеризуется состояние его внутренней среды), а также его реактивность относительно изменения внешних факторов [9, с.3 ].

В условиях рыночной экономики (даже переходного типа) именно отдельное  предприятие или фирма располагает механизмом управления конкурентоспособностью, в отличие от государства, которое призвано создавать благоприятные условия для решения проблемы конкурентоспособности.

Решающий фактор, предопределяющий стабильность, конкурентоспособность  предприятия, — это не просто его способность производить высококачественные товары, но и обеспечить им коммерческий успех.

  1. Конкурентоспособность предприятия — это не только результат деятельности собственно фирмы, но и состояния отечественной экономики. Низкий уровень, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов предприятия на сырьевых рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;
  2. Конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
  3. Конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.

В зависимости от интенсивности  конкуренции в этой среде фирма  конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:

1) желания-конкуренты.

Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество  альтернативных способов вложения потребителем денежных средств;

2) функциональная конкуренция.

Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность  можно удовлетворить различными способами (существуют альтернативные способы удовлетворения потребности).

Это базовый уровень изучения конкуренции  в маркетинге.

3) межфирменная конкуренция.

Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности.

4) межтоварная конкуренция.

Это конкуренция товаров фирмы  между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет из себя частный случай ассортиментного ряда, целью которого является создать имитацию потребительского выбора.

1.1.1. Основные модели рынка

В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:

  1. Чистая конкуренция являет собой ситуацию когда на рынке количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию.
  2. Предельным случаем является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный товара и множество потребителей. 
    Характеристики различных типов рынка представлены в таблице 1.1. [24, с.86].

 

Таблица 1.1

Маркетинговая характеристики различных типов рынка

Параметры

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм производящих продукт

Много независимых фирм; нет контроля по рынкам

Много фирм, производящих сходные товары/услуги

Несколько фирм, производящих товары/услуги

Один продукт и одна фирма

Контроль над ценами

Нет. Цены определяются рынком

Влияние ограничено возможностью замены

Существует влияние  ценового лидера

Практически полный контроль

         
         
         

1.1.2.Значение конкуренции

Теперь нам следует более  подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической  системе.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов  и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция создает  одно из главных условий, необходимых  для эффективного выполнения ценой  координирующих функций. Свободное  ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

В-четвертых, конкуренция создает  заинтересованность в совершенствовании  экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

1.2.Стадии конкурентоспособности

В современной теории управления принято  выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.

Менеджеры предприятий или фирм первого уровня конкурентоспособности  уровня конкурентоспособности являются:

  • понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные;
  • слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции;
  • чуть ли не органическое неприятие исследования рынка;
  • недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом;
  • непонимание роли фактора управления в целом.

Информация о работе Методика определения конкурентоспособности