Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:33, курсовая работа
В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:
анализ конкурентоспособности предприятия в целом и составляющих;
характеристика и экономический анализ эффективности работы предприятия в настоящее время и за последние пять лет;
анализ конкурентов и их продукции;
предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия и экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Введение 5
1.Теоретические и методологические вопросы изучения конкурентоспособности предприятия. 7
1.1.Понятие конкуренции и конкурентоспособности 7
1.1.1. Основные модели рынка 13
1.1.2.Значение конкуренции 15
1.2.Стадии конкурентоспособности 17
1.3. Методика определения конкурентоспособности 19
1.4.Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и рынка молочных продуктов города Ч 28
2.1. Экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Организация охраны труда и техники безопасности 32
2.3. Анализ рынка молочных продуктов и определение доли рынка, занимаемой ОАО "Молочный комбинат" 37
2.3.1 Определение емкости рынка молочных продуктов города Ч 37
2.3.2. Сегментация рынка г. Ч 41
2.4. Характеристика конкурентной среды. Анализ конкурентоспособности 44
2.5. План маркетинга 57
2.5.1. Товарная политика 58
2.5.2. Ценовая политика 62
2.5.3. Товарораспределительная политика 70
2.5.4. Коммуникационная политика 72
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 76
3.1. Товарная стратегия 76
3.2. Стратегия ценообразования 79
3.3. Стратегия товарораспределения 80
3.4. Коммуникационная стратегия 82
Заключение 86
Список литературы 88
Приложение 1. Структура реализации молочной продукции по рынкам за 2005г 90
Приложение 2. Анкета изучения потребительского спроса на молочную продукцию 91
Приложение 3. Результаты анкетирования 96
Содержание
Пищевая промышленность России (пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая) – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания, Вологодской области сформировалась устойчивая тенденция увеличения производства молока за счет факторов интенсификации. Сокращение поголовья скота Быстрое изменение правил ведения бизнеса в России, обусловленное насыщением рынка товарами и услугами, неуклонно приводит к обострению конкуренции между производителями.
Оценка конкурентоспособности позволяет дать характеристику предприятия в рамках рынка, на котором оно находится. Оценить рыночный потенциал предприятия, возможность сохранить и улучшить свое положение на рынке.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное урентоспособности предприятия и разработка путей ее улучшения.
В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:
В качестве объекта выбран ОАО "Молочный комбинат" Вологодской области.
Информационной базой исследования послужили статистические материалы Вологодского областного комитета государственной статистики, Департамента сельского хозяйства и Департамента продовольственных ресурсов Администрации Правительства Вологодской области, результаты анкетирования, а также данные, публикуемые в ежегодных статистических справочниках, отраслевой литературе, использовались материалы годовых отчетов ОАО "Молочный комбинат", производственно-финансовых планов, данные бухгалтерского учета и анализа экономической деятельности предприятия и другие.
Для решения поставленных задач в работе использована следующая система методов: всеобщий – диалектический; общие – монографический, аналитический, статистический, графический, расчетно-конструктивный, метод экспертных оценок и вариантных расчетов.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition).
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция — главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор. Главное в том, что конкуренция — это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, ее разрушительное либо, напротив, слабое проявление — четкий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведет к фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).
Конкурентность рынка
Итак, конкуренция - категория явным образом противоречивая. С одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка не бывает, а с другого – целиком конкурентным есть тот рынок, на котором участники (субъектов рынка и порождая монополию – большое зло для экономики. Где правда?
Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать с элементарного: что такое конкуренция.
Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции
есть независимость субъектов
С экономической точки зрения, конкуренция
- экономический процесс
Конкуренция в общем смысле может быть определена, как что и влечет за собой необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.
Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.
Если рассматривать понятие
«конкурентоспособность»
Иначе говоря, показатель конкурентоспособности для любого предприятия — это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений (т.е. характеризуется состояние его внутренней среды), а также его реактивность относительно изменения внешних факторов [9, с.3 ].
В условиях рыночной экономики (даже
переходного типа) именно отдельное
предприятие или фирма располаг
Решающий фактор, предопределяющий стабильность, конкурентоспособность предприятия, — это не просто его способность производить высококачественные товары, но и обеспечить им коммерческий успех.
В зависимости от интенсивности
конкуренции в этой среде фирма
конкуренции соответствуют
В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:
1) желания-конкуренты.
Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество альтернативных способов вложения потребителем денежных средств;
2) функциональная конкуренция.
Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами (существуют альтернативные способы удовлетворения потребности).
Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге.
3) межфирменная конкуренция.
Это конкуренция альтернатив
4) межтоварная конкуренция.
Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет из себя частный случай ассортиментного ряда, целью которого является создать имитацию потребительского выбора.
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
Таблица 1.1
Маркетинговая характеристики различных типов рынка
Параметры |
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
Количество фирм производящих продукт |
Много независимых фирм; нет контроля по рынкам |
Много фирм, производящих сходные товары/услуги |
Несколько фирм, производящих товары/услуги |
Один продукт и одна фирма |
Контроль над ценами |
Нет. Цены определяются рынком |
Влияние ограничено возможностью замены |
Существует влияние ценового лидера |
Практически полный контроль |
Теперь нам следует более
подробно остановиться на вопросе значения
конкуренции в современной
Во-первых, конкуренция обеспечивает
равноправное положение участников
экономических отношений —
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.
В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.
Менеджеры предприятий или фирм
первого уровня конкурентоспособности
уровня конкурентоспособности
Информация о работе Методика определения конкурентоспособности