Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:33, курсовая работа
В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:
анализ конкурентоспособности предприятия в целом и составляющих;
характеристика и экономический анализ эффективности работы предприятия в настоящее время и за последние пять лет;
анализ конкурентов и их продукции;
предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия и экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Введение 5
1.Теоретические и методологические вопросы изучения конкурентоспособности предприятия. 7
1.1.Понятие конкуренции и конкурентоспособности 7
1.1.1. Основные модели рынка 13
1.1.2.Значение конкуренции 15
1.2.Стадии конкурентоспособности 17
1.3. Методика определения конкурентоспособности 19
1.4.Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и рынка молочных продуктов города Ч 28
2.1. Экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Организация охраны труда и техники безопасности 32
2.3. Анализ рынка молочных продуктов и определение доли рынка, занимаемой ОАО "Молочный комбинат" 37
2.3.1 Определение емкости рынка молочных продуктов города Ч 37
2.3.2. Сегментация рынка г. Ч 41
2.4. Характеристика конкурентной среды. Анализ конкурентоспособности 44
2.5. План маркетинга 57
2.5.1. Товарная политика 58
2.5.2. Ценовая политика 62
2.5.3. Товарораспределительная политика 70
2.5.4. Коммуникационная политика 72
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 76
3.1. Товарная стратегия 76
3.2. Стратегия ценообразования 79
3.3. Стратегия товарораспределения 80
3.4. Коммуникационная стратегия 82
Заключение 86
Список литературы 88
Приложение 1. Структура реализации молочной продукции по рынкам за 2005г 90
Приложение 2. Анкета изучения потребительского спроса на молочную продукцию 91
Приложение 3. Результаты анкетирования 96
Оценивая те потери, которые несет страна в результате травматизма и профзаболеваний на производстве, гибели людей, инвалидности по труду, утрат работоспособности профессиональной и общей трудоспособности можно признать, что они действительно огромны.
До тех по охране труда на предприятиях и организациях агропромышленного комплекса РФ» от 21 октября 1996 года.
На комбинате инженер по охране труда совмещает должность начальника штаба по гражданской обороне и инженера по технике безопасности, на него возложен ряд обязанностей, обеспечивающих создание безопасных условий труда.
За работу по охране труда отвечает руководитель предприятия, а так же главные специалисты, бригадиры, начальники цехов, мастера. С их помощью и проводит непосредственный начальник не реже одного раза в полгода. В связи с тем, что на предприятии применяются ядохимикаты, взрывчатые вещества существует необходимость целевых инструктажей.
Инженер по охране труда обязан повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет.
Планирование мероприятий по охране труда должно отражаться в коллективном договоре, согласно рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда (Постановление 27.02.1995 №11). Должны быть выделены разделы: «Условия работы» и «Охрана труда и безопасность». На мероприятия по охране труда в 2005 г. израсходовано 758,5 тыс. руб. Было произведено укомплектование пожарного инвентаря, проведены ремонты с инспектором по охране труда.
Своевременное
и квалифицированное
Причины травматизма на предприятии, могут быть, прежде всего, от нарушения правил техники безопасности, правил эксплуатации техники и оборудования.
Далее рассмотрим показатели заболеваемости и травматизма в ОАО «Молочный комбинат» за 2001-2005 гг. (табл.2.3).
Таблица 2.3
Показатели травматизма в ОАО «Молочный комбинат»
за 2001-2005 г.г.
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
1.Среднегодовая численность |
|||||
2.Количество несчастных |
|||||
С летальным исходом |
|||||
3.Потери дней |
|||||
4.Сумма выплат по больничным листам в результате травматизма за год, тыс. руб. |
|||||
5. Затраты на мероприятия по охране труда, тыс. руб. |
За анализируемый период на предприятии произошло 9 несчастных случая средней тяжести, сумма выплат по больничным листам 28,1 тыс. руб.
Микроклимат в помещении и на
рабочем месте оказывает
Негативное влияние на работу оказывает шум, для снижения шума в производственных помещениях можно использовать наушники или беруши.
Выполнение административным персоналом
своих профессиональных обязанностей
непосредственно связано с
На предприятии имеется
На «Молочный комбинат» используются пенные и углекислотные огнетушители. Они заряжаются соответственно один раз в год или раз в пять лет. Последняя проверка проводилась в августе 2005 года, следовательно, просроченных огнетушителей нет.
При возникновении пожара необходимо
отключить электрический ток. Лицам,
не прошедшим специальный
Один раз в квартал
Есть телефонная связь со всеми подразделениями и цехами предприятия, а так же и внешняя телефонная связь.
ОАО «Молочный комбинат» 68% своей продукции реализует на рынке города Ч и приведена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) в Российской Федерации, кг на душу населения в год
Рекомендуемая норма потребления составляет 392 кг. на душу населения. Не смотря на то, что показатель потребления молочной продукции имеет явную тенденцию к росту, и достиг уровня докризисного потребления, но он все еще значительно отличается от рекомендуемой рациональной нормы
∑Ч = Q*Nпотр (2.1)
где ∑Ч - емкость рынка молочных продуктов г. Ч;
Q – численность населения г.Ч;
Nпотр.- среднероссийское потребление молока (на чел./год).
∑Ч = 311,868 тыс.чел.*0,221т=68,9 тыс.т
Рекомендованная норма потребления молока и молочных продуктов в Российской тдела маркетинга и продаж ОАО «Молочный комбинат», рассчитанные среднему объему поставки по магазинам города).
Таблица 2.4
Объем потребления молочных продуктов в г. Ч в 2005 г.
Наименование продукции |
Объем потребления, тонн |
Объем потребления, тыс. руб. |
Цельномолочная продукция |
||
Масло |
||
Сухие продукты |
||
Сыр плавленый |
||
Мороженое |
||
Прочие продукты |
||
Итого |
17 319,00 |
198 355,40 |
Из таблицы следует, что реальный объем потребления молочных продуктов значительно ниже расчетной емкости рынка.
Это позволяет сделать вывод, что при сохранении устойчивой тенденции к увеличению 20 магазинов, в том числе 9 крупных магазинов, 10 небольших и 1 оптовая база, торгующих молочной продукцией, исследование было проведено в октябре 2003 года. На основании данных об объемах продаж были получены следующие показатели (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Доля рынка компаний-производителей молочной продукции по видам продукции, %
Наименование производителей |
молоко |
кефир |
сметана |
творог |
масло |
сливки |
сыры пл. |
Молкомбинат |
|||||||
Вологодский молкомбинат |
|||||||
Шекснинский маслозавод |
|||||||
ООО «Октябрьское» |
|||||||
Грязовецкий молкомбинат |
|||||||
УОЗ Молочное |
|||||||
В.Устюг |
|||||||
Другие |
|||||||
ИТОГО |
По сравнению с 2004г., комбинату удалось увеличить свою долю на сегменте кефира на 2,4 мониторинг изменений и регулярно изучать состояние конкурентной среды.
Для успешной реализации намеченной маркетинговой стратегии комбинату не производилась, т.к. исследование проводилось только в г. Ч.
Был проведен опрос 140 человек, что составляет 0,045% жителей, (% найден от 311000 часть потребителей продукции предприятия– это люди, находящиеся в трудоспособном возрасте от 20 до 50 лет (89%), только 9% молодежи до 20 лет и 2% людей, старше 50 лет, являются потребителями продукции ОАО «Молочный комбинат» (см.рис.2.2).
Рис. 2.2. Сегментация потребителей молочной продукции по возрасту
Сегментация по уровню доходов (руб. на чел. в месяц).
Можно сказать, что основные покупатели молочной продукции комбината – люди с невысокими доходами, поэтому при разработке ценовой политики по данному региону следует отдавать предпочтение продукции, располагающейся в нижнем ценовом сегменте (см.рис. 2.3.)
Рис. 2.3. Сегментация потребителей по доходу на человека, руб./мес.
Сегментация по составу семьи:
Несмотря на то, что традиционно молочные продукты считаются продуктами детского питания, однако данные исследования показывают, что потребление молочной продукции мало зависит от численности детей в семье. Более того, в семьях без детей или имеющих 1 ребенка потребляют молочных продуктов даже несколько выше (39%), нежели в многодетных семьях (27% и 34% соответственно).
Рис. 2.4. Сегментация потребителей по составу семьи
немного снизилась доля лиц пожилого возраста, это может быть связано с постоянным снижением реального жизненного уровня.
Только 15,4% выразили безразличие к марке продукции, которую они приобретают, для остальных же марка продукции была важна (см.рис. 2.5.).
Рис. 2.5. Сегментация по степени приверженности торговой марке
На основании приведенных выше данных, определим профиль потребителя молочной продукции ОАО «Молочный комбинат» (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Профиль потребителя молочной продукции ОАО «Молочный комбинат»
Продукт, ассортиментная группа |
Характеристика потребителей |
Молоко, кисломолочные напитки в пленке, сметана |
|
Молоко, кисломолочные напитки в ПЭТ-бутылке |
|
Плавленые сыры |
|
Масло |
|
Творог и творожные изделия |
|
Мороженое |
Рынок оказывает огромное влияние на конкурентоспособность. Предприятие может быть конкурентоспособно на определенном рынке и абсолютно не выдерживать конкуренции на другом рынке. Необходимо рассмотреть какие предприятия.
Конкурентами ОАО «Молочный комбинат» на молочном рынке г. Ч и Вологодской области являются (табл.2.7).
Таблица 2.7
п/п |
Наименование конкурентов |
1. |
ПК «Вологодский молкомбинат» |
2. |
ЗАО ПТК «Северное молоко» |
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
Иностранные производители |
Основными конкурентами ОАО «Молочный комбинат» на рынке молочных продуктов города Ч являются ПК «Вологодский молкомбинат», ПК «Шекснинский маслозавод», ГУП «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА», ОАО «Устюгмолоко».
Рассмотрим подробнее основные характеристики их деятельности.
Вологодский молочный комбинат
Вологодский
Данные о полученной компанией выручке за период 2001-2005 г.г. приведены в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Выручка от реализации
Наименование показателей |
Выручка (нетто) от реализации продукции, тыс.руб. | ||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Всего, в т.ч. |
211 336 |
389 620 |
517 277 |
690 685 |
842 140 |
1) Молочная продукция (включая реализацию через свою сеть - тыс. руб. |
|||||
- тонн |
|||||
2) Розничная торговля (кроме продукции собств. пр-ва) |
|||||
3) Транспортные услуги |
Сведения об объемах выпуска продукции приведены в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Информация о работе Методика определения конкурентоспособности