Методика определения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В качестве основных задач дипломной работы можно выделить следующее:
анализ конкурентоспособности предприятия в целом и составляющих;
характеристика и экономический анализ эффективности работы предприятия в настоящее время и за последние пять лет;
анализ конкурентов и их продукции;
предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия и экономическое обоснование предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 5
1.Теоретические и методологические вопросы изучения конкурентоспособности предприятия. 7
1.1.Понятие конкуренции и конкурентоспособности 7
1.1.1. Основные модели рынка 13
1.1.2.Значение конкуренции 15
1.2.Стадии конкурентоспособности 17
1.3. Методика определения конкурентоспособности 19
1.4.Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и рынка молочных продуктов города Ч 28
2.1. Экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Организация охраны труда и техники безопасности 32
2.3. Анализ рынка молочных продуктов и определение доли рынка, занимаемой ОАО "Молочный комбинат" 37
2.3.1 Определение емкости рынка молочных продуктов города Ч 37
2.3.2. Сегментация рынка г. Ч 41
2.4. Характеристика конкурентной среды. Анализ конкурентоспособности 44
2.5. План маркетинга 57
2.5.1. Товарная политика 58
2.5.2. Ценовая политика 62
2.5.3. Товарораспределительная политика 70
2.5.4. Коммуникационная политика 72
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 76
3.1. Товарная стратегия 76
3.2. Стратегия ценообразования 79
3.3. Стратегия товарораспределения 80
3.4. Коммуникационная стратегия 82
Заключение 86
Список литературы 88
Приложение 1. Структура реализации молочной продукции по рынкам за 2005г 90
Приложение 2. Анкета изучения потребительского спроса на молочную продукцию 91
Приложение 3. Результаты анкетирования 96

Файлы: 1 файл

Методика определения конкурентоспособности 15 _ Оценка собственн.doc

— 597.00 Кб (Скачать)

Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или компаний возникает вопрос: если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их главные соперники, то зачем им нужно обязательно придерживаться общих стандартов организации производства и управления, установившихся в отрасли? Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно «дорастают» до предприятий третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами отраслей, а не «плетутся у них в хвосте».

Среди отличительных черт компаний третьего уровня ства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка.

Последние обобщают данные, интегрируют  и координируют усилия других служб [23, с.154].

1.3. Методика определения конкурентоспособности

Методикa определения конкурентоспособности основана на системном подходе к анализу изучаемой проблемы. Включает в себя несколько этапов.

  1. Исследование конкурентоспособности продуктов.

Исследование ко маркетинговой деятельности, а последнее входит составной частью в изучение конкурентоспособности фирмы в целом.

При изучении конкурентоспособности  продуктов необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие «атрибут» включает не только характеристики продукта и  выгоды потребителей, но также характеристики способа применения продукта и его использование.

  • Далее с помощью выбранных атрибутов выявляются позиции товаров различных конкурентов (включая товары компании, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определение, какие конкуренты воспринимаются

Данные атрибуты выражает соответствие качества продукта уровню качества продуктов  рыночных лидеров.

При сравнительной оценке эффективности  маркетинговой деятельности фирм-конкурентов (в целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) возможно использование следующих критериев, которые целесообразно сгруппировать по отдельным элементам комплекса маркетинга:

1. Продукт.

отдельных каналов сбыта), использование инструментов прямого маркетинга.

3. Продвижение продукта (маркетинговые  коммуникации).

3.1 Уровень рекламной деятельности:

  • бюджет рекламной деятельности;
  • виды рекламы;
  • используемые СМИ;
  • характеристика отдельных рекламных кампаний (периодичность и частота повторения рекламы, качество рекламных сообщений и т.п.).
  • 3.2
  • предоставление бесплатных образцов и др.;

4. Исследование конкурентоспособности  фирмы в целом.

Изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

  1. Каковы основные цели конкурента?
  2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
  3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

Каковы их вероятные будущие стратегии?

  • Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные
  • одинаковые каналы распределения товаров;
  • схожая степень вертикальной интеграции;
  • аналогичные предоставляемые покупателям дополнительные услуги и сервисное обслуживание;
  • близкие цены на продукцию;
  • сходные параметры качества;
  1. деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов.
  1. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.
  2. Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов.
  3. Мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура
  4. Уровень послепродажного обслуживания.
  5. Политика фирмы во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением.

Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров  и эффективности маркетинговой  деятельности. Собранную информацию целесообразно представить в виде таблицы, но с соответствующими показателями [6, с175].

Оценка возможностей фирмы позволяет  построить многоугольник конкурентоспособности (рис.1.1). Оценка производится путем экспертных оценок, анкетирования потребителей, сравнительного анализа качества продукции.

 

Рис. 1.1 Многоугольник конкурентоспособности.

1.4.Оценка собственной конкурентной  позиции фирмы на рынке

Изучение конкурентов и условий  конкуренции в отрасли требуется  фирме в первую очередь для  того, чтобы определить, в чём  её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.

  • Определение

В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение  предприятия на отраслевом рынке.

Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и  объективной методики оценки конкурентоспособности.

Наиболее известные методики оценки конкурентоспособности [13, с.52]:

1) Матричный метод (разработан  «Бостонской консалтинговой группой»).

В основе методики - репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и  осложняет выработку управленческих решений.

2) Метод, использующий в качестве  основного подхода оценку товара/услуги  предприятия.

Этот метод базируется на рассуждении  о том, что конкурентоспособность  производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар , имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:

КТ= конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты.

3) Метод, основанный на теории  эффективной конкуренции.

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим  образом организована работа всех основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

В рекламы и стимулирования.

И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.

 

2. Анализ производственно  – хозяйственной деятельности  и рынка молочных продуктов  города Ч

2.1. Экономическая характеристика предприятия

Молочный комбинат основан в 1932 году (Маслозавод 1986 году на базе молочного завода, функционирующего в городе Ч с 1952 года гормолокозавода, мощностью 50 тонн сырья в сутки и вырабатывающего только цельномолочную продукцию.

К старому зданию пристроили аппаратный цех, участок централизованной мойки, маслоцех, цех сухих продуктов, сырцех, компрессорную, теплопункт, холодильники.

После реконструкции мощность предприятия  составила 300 тонн сырья в сутки.

».

ОАО «Молочный комбинат» является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, утвержденный товарный знак, расчетный и валютный счета.

Юридический адрес общества – 162604 Россия, Вологодская область, г.Ч, ул.Молодежная 29.

Уставный капитал общества после проведения деноминации составляет 18 126 (Восемнадцать тысяч сто двадцать шесть) рублей, он разделен на 18 126 (Восемнадцать тысяч сто двадцать шесть) обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая.

Органом управления является собрание акционеров, которое собирается ежегодно. Общее руководство деятельностью общества, за исключением вопросов, входящих исключительно в компетенцию общего собрания акционеров, осуществляет Совет директоров, членом которого может быть только акционер.

Основная цель общества – получение  максимальной прибыли и удовлетворение интересов его акционеров.

В соответствии с Уставом основными  видами деятельности ОАО " Молочный комбинат" являются:

  • закупки молока;
  • производство молочной продукции;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • оптовая и розничная торговля;
  • маркетинговая, посредническая и иная деятельность, не запрещенная законом. 

Общество ведет бухгалтерский  учет и представляет финансовую отчетность в порядке, установленном законом.

Для того чтобы проанализировать работу комбината в динамике, необходимо сравнить показатели его работы за ряд лет. Основные экономические показатели работы завода представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Основные показатели работы ОАО  «Молочный комбинат»

за 2001 – 2005 гг.

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

1. Выручка от реализации, тыс. руб.

         

3.Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс. руб.

         

4. Общая площадь, км.

         

5.Полезная площадь,  км.

         

6.Численность работников, чел.

         

в том числе ППП

         

7.Фонд заработной платы.  Тыс. руб.

         

8. Средняя заработная  плата в месяц, тыс. руб.

         

9.Себестоимость товарной  продукции, тыс. руб.

         

10.Прибыль от основной  деятельности, тыс. руб.

1 143

6 294

14 217

6 051

4 600

11.Рентабельность основной  деятельности, %

0,6%

3,5%

5,8%

2,0%

1,3%


 

Таким образом, за 2005 год выручка от реализации по основной деятельности товарной продукции возросла за анализируемый период на 76,6%. Прибыль от основной деятельности в 2005 году по сравнению с 2003 годом возросла в 4 раза, а по сравнению с 2004 годом снизилась на 24%. Рентабельность основной деятельности снизилась на 0,7% по сравнению с 2004 годом и составила в 2005 году 1,3%.

Рентабельность по видам продукции  за 2005 год представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Рентабельность производства по основным группам продукции

Наименование продукции

2005 год

Товарная продукция, тыс. руб.

Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

Прибыль от производства товарной продукции, тыс. руб.

Рентабельность, %

Цельное молоко

       

Кисломолочная продукция

       

Сметана

       

Творог жирный

       

 Творожный крем "Чародейка"

       

Итого цельномолочная продукция 

       

Нежирная продукция

       

Сыр плавленый

       

Масло

       

Сухие продукты

       

Мороженое

       

Прочая продукция

       

Итого

       

 

Анализируя таблицу 2.2, можно сделать вывод, что наиболее рентабельными олоко и пахта, необходимые для нормализации цельномолочной продукции. Производство сухих продуктов происходит в летние месяцы – в сезон массовой переработки молока, низкие цены связаны с конъюнктурой на рынке сухих продуктов, отсутствием ввозных пошлин.

2.2. Организация охраны труда и техники безопасности

Проблемы безопасности производства, охраны труда и здоровья населения  сегодня составляет весьма существенную часть системы обеспечения национальной безопасности страны [2, с. 152].

Информация о работе Методика определения конкурентоспособности