Методика массовых опросов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Для того , чтобы лучше понять и разобраться с темой работы, нами была поставлена цель: изучить методику и познавательные возможности метода опроса в социологии, проанализировать перепись населения как массовый опрос.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические материалы по данной теме,
рассмотреть массовый опрос на примере переписи населения
сделать сравнительный анализ переписи населения 2002г. с переписью 2010г.
сформулировать соответствующие выводы и предложения.

Оглавление

Введение 3
1 Содержание и значение массовых опросов 5
1.1 Понятие социологических опросов 5
1.2 Классификация опросов 8
1.3 Методика проведения опросов 13
2 Массовые опросы на примере переписи населения 2002 и 2010гг. 20
2.1 Общие положения переписи населения и её принципы 20
2.2 Анализ результатов переписи населения 2002г. 22
2.3 Сравнительный анализ Всероссийской переписи населения 2010г. с переписью населения 2002г. 40
Заключение 45
Список используемых источников 46
Приложения 1

Файлы: 1 файл

ИССЛЕД.1ЧАСТЬСодержание и значение массовых.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  «Брянская государственная инженерно-технологическая  академия» 

Экономический факультет

Кафедра «Государственное управление и финансы» 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Исследование социально-экономических  и политических процессов»

На тему «Методика массовых опросов» 
 
 
 

                Выполнил:

                    Студент группы ГМУ-301

                  Голофаст Е.П.

                    Проверил: ассистент кафедры«ГУиФ»

                                              Стручкова Т.Н 
 

Брянск

2010

 

        Содержание 
 
 
 

 

       Введение 

       Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода.

       Одним из наиболее популярных методов в  социологии является метод опроса, обладающий широкими познавательными  возможностями и функциями, которые  до настоящего времени до конца не выявлены и не применены. В связи с этим исследование познавательных возможностей метода опроса в социологических исследованиях представляется актуальным.

       Объект  курсовой работы – массовый опрос, на примере переписи населения.

       Предмет - возможности метода опроса в социологических исследованиях.

       Для того , чтобы лучше понять и разобраться  с темой работы, нами была поставлена цель: изучить методику и познавательные возможности метода опроса в социологии, проанализировать перепись населения как массовый опрос.

       Реализация  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

       изучить теоретические материалы по данной теме,

       рассмотреть массовый опрос на примере переписи населения

       сделать сравнительный анализ переписи населения 2002г. с переписью 2010г.

       сформулировать соответствующие выводы и предложения.

       При написании работы были использованы следующие методы:

       - монографический,

       - анализа и синтеза,

       - анкетирование.

       Работа  состоит из введения, теоретической части, аналитической части, заключения.

       Список  используемой литературы состоит из 15 источников. 

 

       
  1. Содержание  и значение массовых опросов
 
       
    1. Понятие социологических  опросов
 

       Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.

       Примечательно, что в комплексе методов сбора  социологической информации опрос наиболее популярен. Но это не означает, что он является универсальным методом для получения социологических данных. Грамотное его использование требует от исследователя выяснения того, насколько он соответствует тем задачам, которые предполагается решать. Другими словами, нагрузка на опрос по сбору первичной информации в каждом конкретном исследовании может быть различной.

       Специфика метода опроса состоит, прежде всего, в  том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

       Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирования) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента), вместе с тем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих целей и задач исследования.

       Опрос предусматривает, во-первых, устное или  письменное обращение исследователя  к определенной совокупности людей  — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую  проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

       Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социальной информации о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также о фактах, соответствиях, оценках, связанных с жизнедеятельностью респондента. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирает 70% информации.[16.с.124] Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдателю, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

       Опрос, в отличие от многих других методов  социологических исследований, позволяет  уловить через систему формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении и т.д.

       Многие  считают опрос наиболее простым  и доступным методом сбора первичной социологической информации. И в этом утверждении есть значительная доля истины. Оперативность, простота, экономичность, этого метода делают его популярным, приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко представляются кажущимися. Вся проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных данных опроса, а для этого необходимы определенные условия, соблюдение определенных требований.

       К числу главных из них (что проверено  практикой социологических исследований) можно отнести:

       - наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

       - создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, проводящих его;

       - тщательная подготовка социологов. Они должны обладать широким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса, знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы, опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов и т. д.

       Метод опроса используется в ряде случаев:

        1) Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.

        2) Когда предмет исследования  или отдельные его характеристики  недоступны для наблюдения.

       3) Когда предметом изучения являются  элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

        4) В качестве контрольного (дополнительного)  метода для расширения возможностей  описания и анализа изучаемых  характеристик и для перепроверки  данных, полученных другими методами.[1.с.94]

       Метод опроса предусматривает получение  социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток  на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

       Опросные  методы обладают рядом существенных достоинств:

       1) позволяют достаточно быстро получить большой массив наблюдений, причем каждый индивидуальный “случай” (отдельное наблюдение) описывается с помощью целого набора теоретически релевантных переменных признаков;

       2) стоимость выборочного опроса  оказывается сравнительно небольшой, если принять во внимание объем получаемой информации;

       3) использование стандартных опросных  процедур и однородных количественных  показателей при соблюдении определенных  условий позволяет не только  проверять гипотезы о причинных  зависимостях, но и проводить  вторичный и сравнительный анализ  результатов.[8.с.345]

       Соблюдение  указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами опроса. Поскольку опрос представляет собой  в первую очередь общение социолога  и опрашиваемого (респондента), то, в  зависимости от характера этого  взаимодействия, различают два основных вида опроса: анкетирование и интервью, каждый из которых имеет свои многочисленные разновидности. Рассмотрим их основные виды. 

       
    1. Классификация опросов
 

       Опросы  – наиболее распространенный способ получения информации о мнениях, склонностях и мотивах деятельности людей. Существует большое количество разнообразных методов опроса. Рассмотрим самые основные.

       Существует  две основных разновидности опросных методов – анкетный опрос и  интервьюирование.

       Анкетный  опрос предполагает жестко фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо самостоятельно (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

       Интервью - беседа, предполагающая прямой контакт  исследователя с респондентом, записываемая либо самим интервьюером, либо с помощью аудиотехники. Наиболее распространенным является формализованное (стандартизованное) интервью, которое проводится в соответствии с вопросами, включенными в бланк интервью.[6.с.235]

       В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:

       Face-to-face опросы (личные опросы):

       -опрос  по месту жительства (квартирный  опрос),

       -уличный  (в т.ч. магазинный) опрос,

       -опрос  с центральной локацией,

       Дистанционные опросы:

       -телефонный  опрос, 

       -интернет-опрос, 

       -анкеты  на самозаполнение (в т.ч. почтовый  опрос).

       Рассмотрим  их подробней.

       Опрос по месту жительства респондента  (квартирный опрос).

       Данный способ проведения опроса подходит для решения большинства задач связанных с изучением потребителей.

       Методика  проведения: территория населенного  пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На  каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.

       Достоинства квартирного опроса:

       -возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью.

Информация о работе Методика массовых опросов