Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа
К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 6
1.1. Балльный метод. Метод попарных сравнений 8
1.2. Метод ведения переговоров 19
1.3. Другие методы оценки возможностей поставщиков 20
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 26
3. ЗАКУПКА МАТЕРИАЛОВ ПО СИСТЕМЕ JUST-IN-TIME 28
1.1. Метод материального обеспечения на основе плановых заданий. 30
1.2. Определение экономического размера заказа. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33
Сбой поставок | ||||||||
Поставщики |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
Поставщик 4 |
Произведение, |
Степень 1/4, |
Оценка, | |
Поставщик 1 |
1 |
0,2 |
0,11 |
0,11 |
0,002 |
0,22 |
0,0367 | |
Поставщик 2 |
5 |
1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,67 |
0,1101 | |
Лучший поставщик |
Поставщик 3 |
9 |
5 |
1 |
1 |
45 |
2,59 |
0,4266 |
Лучший поставщик |
Поставщик 4 |
9 |
5 |
1 |
1 |
45 |
2,59 |
0,4266 |
. |
24 |
11,2 |
2,31 |
2,31 |
. |
6,07 |
1 | |
Результат расчетов: ПС = 4,09; ИС = 0,03; ОС = 0,03. |
Сроки поставок | ||||||||
Поставщики |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
Поставщик 4 |
Произведение, |
Степень 1/4, |
Оценка, | |
Лучший поставщик |
Поставщик 1 |
1 |
5 |
9 |
1 |
45 |
2,59 |
0,4266 |
Поставщик 2 |
0,2 |
1 |
5 |
0,2 |
0,2 |
0,67 |
0,1101 | |
Поставщик 3 |
0,11 |
0,2 |
1 |
0,11 |
0,002 |
0,22 |
0,0367 | |
Лучший поставщик |
Поставщик 4 |
1 |
5 |
9 |
1 |
45 |
2,59 |
0,4266 |
. |
2,31 |
11,2 |
24 |
2,31 |
. |
6,07 |
1 | |
Результат расчетов: ПС = 4,09; ИС = 0,03; ОС = 0,03. |
Транспортные расходы | ||||||||
Поставщики |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
Поставщик 4 |
Произведение, |
Степень 1/4, |
Оценка, | |
Поставщик 1 |
1 |
0,25 |
0,14 |
0,11 |
0,004 |
0,25 |
0,0404 | |
Поставщик 2 |
4 |
1 |
0,25 |
0,17 |
0,17 |
0,64 |
0,103 | |
Поставщик 3 |
7 |
4 |
1 |
0,33 |
9,33 |
1,75 |
0,2817 | |
Лучший поставщик |
Поставщик 4 |
9 |
6 |
3 |
1 |
162 |
3,57 |
0,5749 |
. |
21 |
11,25 |
4,39 |
1,61 |
. |
6,21 |
1 | |
Результат расчетов: ПС = 4,17; ИС = 0,06; ОС = 0,06. |
Для того чтобы принять окончательное решение по выбору поставщика, необходимо значение векторов приоритета из всех таблиц по каждому фактору перенести в итоговую таблицу и рассчитать глобальный приоритет [таблица 13].
Факторы |
Оценка поставщика |
Вес оценки | ||||||||
Весомость фактора |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
Поставщик 4 |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
Поставщик 4 | ||
Главный фактор |
Цена товара |
0,48 |
0,3009 |
0,0804 |
0,5767 |
0,042 |
0,1459 |
0,039 |
0,2797 |
0,0203 |
Партионность |
0,03 |
0,1631 |
0,6317 |
0,0421 |
0,1631 |
0,0051 |
0,0197 |
0,0013 |
0,0051 | |
Место расположения |
0,09 |
0,1014 |
0,2485 |
0,0414 |
0,6087 |
0,0089 |
0,0218 |
0,0036 |
0,0535 | |
Сбой поставок |
0,04 |
0,0367 |
0,1101 |
0,4266 |
0,4266 |
0,0016 |
0,0048 |
0,0187 |
0,0187 | |
Сроки поставок |
0,14 |
0,4266 |
0,1101 |
0,0367 |
0,4266 |
0,0588 |
0,0152 |
0,0051 |
0,0588 | |
Транспортные расходы |
0,21 |
0,0404 |
0,103 |
0,2817 |
0,5749 |
0,0087 |
0,022 |
0,0603 |
0,1231 | |
Рейтинг поставщика |
. |
. |
. |
. |
. |
0,229 |
0,123 |
0,369 |
0,28 | |
Лучший поставщик |
Таким образом, наибольший рейтинг получил поставщик 3. Как видно из итоговой таблицы, он набрал наибольшее количество баллов преимущественно из-за низкой цены товара, а фактор цены является в условии этой задачи основным.
В каждом конкретном случае весомость факторов может пересматриваться, и вместе с ней будет меняться итоговый рейтинг поставщиков.
Основными достоинствами данной модели являются возможность глубокой оценки и проверки ее правильности
Еще одной формой выбора поставщика являются письменные переговоры или деловая переписка [3].
Письменные переговоры могут быть организованы двумя способами. При первом способе инициатива вступления в переговоры исходит от продавца, при втором - от покупателя
По своему функциональному назначению выделяют три вида коммерческой переписки:
Запрос - коммерческий документ, представляющий собой обращение покупателя к продавцу, импортера к экспортеру с просьбой дать подробную информацию о товарах и направить предложения на поставку товара.
В запросе указываются наименование товара и условия, на которых партнеру желательно получить товар, например количество и качество товара, его модель, марка, цена, сроки поставки, условия платежа. Запрос такого типа входит в группу контрактных документов и используется при подготовке к заключению контрактов.
Ответ на запрос должен быть дан, как правило, в 10-дневный срок, в котором сообщается необходимая информация, в частности:
В случае если продавец может сразу удовлетворить просьбу покупателя и поставить интересующий его товар, он направляет ему предложение (оферту), то есть заявление о желании заключить сделку с указанием ее конкретных условий.
Предложение (оферта) - формальное предложение заключить коммерческую сделку, содержащее все существенные условия соглашения: ассортимент, количество, цены, сроки, ответственность сторон.
Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться не ограниченному числу потенциальных потребителей.
Предложение может быть направлено покупателю как в качестве ответа на запрос, так и по инициативе продавца. При этом, как правило, указываются наименование предлагаемого товара, количество, качество, цена, срок поставки, условия платежа, род упаковки и другие условия в зависимости от характера товара.
При ответе на предложение в случае, если покупатель согласен со всеми его условиями, он подтверждает принятие предложения продавцу, и тогда сделка считается заключенной. Принятием предложения являются конкретный заказ или заключение договора (контракта).
Если покупатель не согласен с условиями предложения или если он не заинтересован в закупке предлагаемого товара, он в письменной форме отклоняет его.
Если покупатель не согласен с каким-либо условием предложения, он сообщает об этом продавцу, и между ними устанавливается переписка или проходят переговоры до тех пор, пока не будет достигнута полная договоренность по всем основным элементам сделки.
Цена не единственный и зачастую не главный фактор при выборе поставщика. Должны быть разработаны конкретные требования к поставщикам, тогда у закупщиков будет меньше шансов совершить ошибку.
Крупные фирмы чаще всего опираются на список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Но когда необходимо наладить новые связи, приходится изучать рынок.
В качестве основных методов оценки возможностей поставщиков можно выделить следующие:
Оценка отдельных образцов продукции считается достаточно распространенным методом. Его использование предполагает обоюдное стремление поставщика и потребителя к сотрудничеству. Организация-поставщик поставляет образцы своей продукции, которая подвергается тщательному контролю, анализу, и на их основе делаются соответствующие выводы о всей продукции.
Для оценки отдельных образцов продукции, а также партий изделий могут использоваться различные приемы. Одним из них является методика оценки поставщика путем выделения и классификации дефектов поступающих изделий. Данная методика предусматривает использование штрафных баллов, назначаемых в зависимости от значимости дефекта. Для каждой партии ведется учет, регистрирующий номера деталей, полученное и проверенное количество деталей, общее число штрафных баллов. Этот показатель рассчитывается ежемесячно или ежеквартально в зависимости от характера поставок следующим образом:
В результате получается шкала поставщика, выраженная в штрафных баллах на 100 штук изделий. Она может быть преобразована в какую-либо производственную шкалу, отражающую оценку поставщика. Например:
Следующий метод базируется на использовании положительного опыта взаимодействия организации с данным поставщиком в прошлом. Необходимо отметить, что эффективное применение этого метода возможно лишь в сочетании с другими, позволяющими оценить настоящее положение дел у поставщика.
Оценка на основе опыта других потребителей предполагает получение информации о надежности поставщика от его партнеров по договорным обязательствам. Этот метод также может использоваться только в сочетании с другими, особенно в тех случаях, когда в качестве потребителей выступают организации-конкуренты.
Метод оценки возможностей поставщика, предложенный английским специалистом в области управления качеством А. Робертсоном, предполагает учет таких составляющих поставки, как качество, цена, своевременность и предоставляемое поставщиком обслуживание.
Названные выше области оценки распределяются следующим образом:
Показатель качества определяется следующим образом:
Уровень качества = 44 х (Общее число изделий приемлемого качества) / (Общее число проверенных изделий)
Данный показатель рассчитывается как средневзвешенное по результатам нескольких поставок.
Показатель уровня цены =30 х (Цена самой дешевой оферты) / (Цена поставщика)
При оценке своевременности поставки используется шкала, в которой показывается значение данного показателя в зависимости от соблюдения или несоблюдения сроков поставки [Таблица 14].
Отклонение от согласованного срока, дни |
Запаздывание |
Опережение |
0—7 |
16 |
16 |
8—14 |
14 |
15 |
15—21 |
12 |
14 |
22—35 |
10 |
13 |
36—42 |
8 |
12 |
43—49 |
6 |
11 |
50—56 |
4 |
10 |
57—63 |
2 |
9 |
свыше 63 |
0 |
8 |