Методика оценки поставщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 6
1.1. Балльный метод. Метод попарных сравнений 8
1.2. Метод ведения переговоров 19
1.3. Другие методы оценки возможностей поставщиков 20
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 26
3. ЗАКУПКА МАТЕРИАЛОВ ПО СИСТЕМЕ JUST-IN-TIME 28
1.1. Метод материального обеспечения на основе плановых заданий. 30
1.2. Определение экономического размера заказа. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Методика оценки поставщиков.docx

— 142.95 Кб (Скачать)

 

        1. Сравнение поставщиков по фактору «сбой поставок»
 

Сбой поставок

 

Поставщики

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Произведение,

Степень 1/4,

Оценка,

 

Поставщик 1

1

0,2

0,11

0,11

0,002

0,22

0,0367

 

Поставщик 2

5

1

0,2

0,2

0,2

0,67

0,1101

Лучший поставщик

Поставщик 3

9

5

1

1

45

2,59

0,4266

Лучший поставщик

Поставщик 4

9

5

1

1

45

2,59

0,4266

 

.

24

11,2

2,31

2,31

.

6,07

1

 

Результат расчетов: ПС = 4,09; ИС = 0,03; ОС = 0,03.


 

 

 

 

 

 

    1. Сравнение поставщиков по фактору сроков поставок
 

Сроки поставок

 

Поставщики

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Произведение,

Степень 1/4,

Оценка,

Лучший поставщик

Поставщик 1

1

5

9

1

45

2,59

0,4266

 

Поставщик 2

0,2

1

5

0,2

0,2

0,67

0,1101

 

Поставщик 3

0,11

0,2

1

0,11

0,002

0,22

0,0367

Лучший поставщик

Поставщик 4

1

5

9

1

45

2,59

0,4266

 

.

2,31

11,2

24

2,31

.

6,07

1

 

Результат расчетов: ПС = 4,09; ИС = 0,03; ОС = 0,03.


 

  1. Сравнение поставщиков по фактору «транспортные расходы»
 

Транспортные расходы

 

Поставщики

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Произведение,

Степень 1/4,

Оценка,

 

Поставщик 1

1

0,25

0,14

0,11

0,004

0,25

0,0404

 

Поставщик 2

4

1

0,25

0,17

0,17

0,64

0,103

 

Поставщик 3

7

4

1

0,33

9,33

1,75

0,2817

Лучший поставщик

Поставщик 4

9

6

3

1

162

3,57

0,5749

 

.

21

11,25

4,39

1,61

.

6,21

1

 

Результат расчетов: ПС = 4,17; ИС = 0,06; ОС = 0,06.


 

Для того чтобы принять окончательное решение по выбору поставщика, необходимо значение векторов приоритета из всех таблиц по каждому фактору перенести в итоговую таблицу и рассчитать глобальный приоритет [таблица 13].

    1. Расчет глобального приоритета
 

Факторы

 

Оценка поставщика

Вес оценки

 

Весомость фактора

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Главный фактор

Цена товара

0,48

0,3009

0,0804

0,5767

0,042

0,1459

0,039

0,2797

0,0203

 

Партионность

0,03

0,1631

0,6317

0,0421

0,1631

0,0051

0,0197

0,0013

0,0051

 

Место расположения

0,09

0,1014

0,2485

0,0414

0,6087

0,0089

0,0218

0,0036

0,0535

 

Сбой поставок

0,04

0,0367

0,1101

0,4266

0,4266

0,0016

0,0048

0,0187

0,0187

 

Сроки поставок

0,14

0,4266

0,1101

0,0367

0,4266

0,0588

0,0152

0,0051

0,0588

 

Транспортные расходы

0,21

0,0404

0,103

0,2817

0,5749

0,0087

0,022

0,0603

0,1231

 

Рейтинг поставщика

.

.

.

.

.

0,229

0,123

0,369

0,28

                 

Лучший поставщик

 

 

Таким образом, наибольший рейтинг получил поставщик 3. Как видно из итоговой таблицы, он набрал наибольшее количество баллов преимущественно из-за низкой цены товара, а фактор цены является в условии этой задачи основным.

В каждом конкретном случае весомость факторов может пересматриваться, и вместе с ней будет меняться итоговый рейтинг поставщиков.

Основными достоинствами данной модели являются возможность глубокой оценки и проверки ее правильности

    1. Метод ведения переговоров

Еще одной формой выбора поставщика являются письменные переговоры или деловая переписка [3].

Письменные переговоры могут быть организованы двумя способами. При первом способе инициатива вступления в переговоры исходит от продавца, при втором - от покупателя

По своему функциональному назначению выделяют три вида коммерческой переписки:

  • запрос - ответ на запрос;
  • предложение (оферта) - ответ на предложение (акцепт);
  • рекламация (претензия) - ответ на рекламацию (претензию).

Запрос - коммерческий документ, представляющий собой обращение покупателя к продавцу, импортера к экспортеру с просьбой дать подробную информацию о товарах и направить предложения на поставку товара.

В запросе указываются наименование товара и условия, на которых партнеру желательно получить товар, например количество и качество товара, его модель, марка, цена, сроки поставки, условия платежа. Запрос такого типа входит в группу контрактных документов и используется при подготовке к заключению контрактов.

Ответ на запрос должен быть дан, как правило, в 10-дневный срок, в котором сообщается необходимая информация, в частности:

  • принятие вопроса к рассмотрению;
  • выяснение возможности поставки товара;
  • отказ поставить товар; изменение условий поставки;
  • обещание направить предложения на поставку товара.

В случае если продавец может сразу удовлетворить просьбу покупателя и поставить интересующий его товар, он направляет ему предложение (оферту), то есть заявление о желании заключить сделку с указанием ее конкретных условий.

Предложение (оферта) - формальное предложение заключить коммерческую сделку, содержащее все существенные условия соглашения: ассортимент, количество, цены, сроки, ответственность сторон.

Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться не ограниченному числу потенциальных потребителей.

Предложение может быть направлено покупателю как в качестве ответа на запрос, так и по инициативе продавца. При этом, как правило, указываются наименование предлагаемого товара, количество, качество, цена, срок поставки, условия платежа, род упаковки и другие условия в зависимости от характера товара.

При ответе на предложение в случае, если покупатель согласен со всеми его условиями, он подтверждает принятие предложения продавцу, и тогда сделка считается заключенной. Принятием предложения являются конкретный заказ или заключение договора (контракта).

Если покупатель не согласен с условиями предложения или если он не заинтересован в закупке предлагаемого товара, он в письменной форме отклоняет его.

Если покупатель не согласен с каким-либо условием предложения, он сообщает об этом продавцу, и между ними устанавливается переписка или проходят переговоры до тех пор, пока не будет достигнута полная договоренность по всем основным элементам сделки.

 

    1. Другие методы оценки возможностей поставщиков

Цена не единственный и зачастую не главный фактор при выборе поставщика. Должны быть разработаны конкретные требования к поставщикам, тогда у закупщиков будет меньше шансов совершить ошибку.

Крупные фирмы чаще всего опираются на список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Но когда необходимо наладить новые связи, приходится изучать рынок.

В качестве основных методов оценки возможностей поставщиков можно выделить следующие:

  • оценку отдельных образцов поставляемой продукции;
  • оценку на основе опыта аналогичных поставок и опыта других потребителей;
  • оценку возможностей поставщика (метод А. Робертсона);
  • аудит СМК;
  • комплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика.

 

Оценка отдельных образцов продукции считается достаточно распространенным методом. Его использование предполагает обоюдное стремление поставщика и потребителя к сотрудничеству. Организация-поставщик поставляет образцы своей продукции, которая подвергается тщательному контролю, анализу, и на их основе делаются соответствующие выводы о всей продукции.

Для оценки отдельных образцов продукции, а также партий изделий могут использоваться различные приемы. Одним из них является методика оценки поставщика путем выделения и классификации дефектов поступающих изделий. Данная методика предусматривает использование штрафных баллов, назначаемых в зависимости от значимости дефекта. Для каждой партии ведется учет, регистрирующий номера деталей, полученное и проверенное количество деталей, общее число штрафных баллов. Этот показатель рассчитывается ежемесячно или ежеквартально в зависимости от характера поставок следующим образом:

  • определяется общее число фактически поставленных изделий;
  • суммируются штрафные баллы по всей партии;
  • число штрафных баллов делится на число фактически проверенных изделий и умножается на 100.

В результате получается шкала поставщика, выраженная в штрафных баллах на 100 штук изделий. Она может быть преобразована в какую-либо производственную шкалу, отражающую оценку поставщика. Например:

  • 100 баллов и менее — отлично;
  • 101—300 баллов — хорошо;
  • 301—600 баллов — на поставщика нужно обратить внимание;
  • свыше 600 — плохо, на поставщика требуется немедленно обратить внимание или исключить его из списка своих поставщиков.

 

Следующий метод базируется на использовании положительного опыта взаимодействия организации с данным поставщиком в прошлом. Необходимо отметить, что эффективное применение этого метода возможно лишь в сочетании с другими, позволяющими оценить настоящее положение дел у поставщика.

Оценка на основе опыта других потребителей предполагает получение информации о надежности поставщика от его партнеров по договорным обязательствам. Этот метод также может использоваться только в сочетании с другими, особенно в тех случаях, когда в качестве потребителей выступают организации-конкуренты.

Метод оценки возможностей поставщика, предложенный английским специалистом в области управления качеством А. Робертсоном, предполагает учет таких составляющих поставки, как качество, цена, своевременность и предоставляемое поставщиком обслуживание.

Названные выше области оценки распределяются следующим образом:

  • качество — 44 балла;
  • цена — 30 баллов;
  • своевременность поставки — 16 баллов;
  • обслуживание — 10 баллов.
  • Итого — 100 баллов.

Показатель качества определяется следующим образом:

 

Уровень качества = 44 х (Общее число изделий приемлемого качества) / (Общее число проверенных изделий)

 

Данный показатель рассчитывается как средневзвешенное по результатам нескольких поставок.

 

Показатель уровня цены =30 х (Цена самой дешевой оферты) / (Цена поставщика) 

 

При оценке своевременности поставки используется шкала, в которой показывается значение данного показателя в зависимости от соблюдения или несоблюдения сроков поставки [Таблица 14].

 

  1. Шкала определения показателя своевременности поставки по методу А. Робертсона, баллы

Отклонение от согласованного срока, дни

Запаздывание

Опережение

0—7

16

16

8—14

14

15

15—21

12

14

22—35

10

13

36—42

8

12

43—49

6

11

50—56

4

10

57—63

2

9

свыше 63

0

8

Информация о работе Методика оценки поставщиков