Методика оценки поставщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 6
1.1. Балльный метод. Метод попарных сравнений 8
1.2. Метод ведения переговоров 19
1.3. Другие методы оценки возможностей поставщиков 20
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 26
3. ЗАКУПКА МАТЕРИАЛОВ ПО СИСТЕМЕ JUST-IN-TIME 28
1.1. Метод материального обеспечения на основе плановых заданий. 30
1.2. Определение экономического размера заказа. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Методика оценки поставщиков.docx

— 142.95 Кб (Скачать)

Однако подробнее мы остановимся на другой модификации, которая называется методом анализа иерархий (МАИ). Это более рациональная методика выбора поставщиков.

Этот метод получает все большее распространение, когда речь идет о выборе поставщиков, перевозчиков, различных схем товародвижения, участков под склад и т. д. При его использовании принятие решения основано на оценке обширной, далеко не всегда однозначной информации.

Метод предполагает постоянное сравнение двух факторов на основе некоторой шкалы предпочтений[Таблица 3].

    1. Шкала относительной важности МАИ

Оценка

Определение

Пояснение

1

Факторы равнозначны

Факторы вносят одинаковый вклад в достижение цели

3

Незначительное предпочтение

Опыт и суждения дают незначительное предпочтение одному фактору перед другим

5

Существенное предпочтение

Опыт и суждения дают существенное предпочтение одному фактору перед другим

7

Значительное предпочтение

Предпочтение одного фактора другому выражено очень ярко

9

Абсолютное предпочтение

Свидетельство в пользу предпочтения одного фактора другому в высшей степени убедительно

2, 4, 6, 8

Промежуточные значения между соседними значениями шкалы

Ситуация, когда необходимо компромиссное решение


 

Если фактору i при сравнении с j присваивается одно из приведенных выше значений, то фактору j по сравнению с i присваивается обратное значение, таким образом, получившаяся матрица будет обратносимметричной.

В основе шкалы метода лежит способность человека производить количественные разграничения между пятью определениями: 1) равный; 2) слабый; 3) сильный; 4) очень сильный; 5) абсолютный.

Если требуется большая точность, между перечисленными определениями можно принять компромиссные.

Разберем ситуацию на конкретном примере.

Необходимо выбрать одного поставщика из четырех на основе следующих факторов:

  • цена товара (руб.);
  • партия (шт.);
  • место расположения поставщика (км);
  • сбой поставок (кол-во);
  • сроки поставок (мес.);
  • транспортные расходы на всю партию (руб.).

 

Исходные данные представлены в таблице 4.

 

    1. Исходное значение факторов
 

Цена товара, руб.

Партия, шт.

Место расположения поставщика, км

Сбой поставок, кол-во

Сроки поставок, мес.

Транспортные расходы, руб.

Поставщик 1

500

250

500

1

Точно в срок

2000

Поставщик 2

900

100

250

2

1

1000

Поставщик 3

400

500

800

0

2

3000

Поставщик 3

1000

250

100

0

Точно в срок

500


 

Имеются следующие соотношения доминирующих факторов:

  • Фактор «цена товара» имеет:
    • абсолютное предпочтение перед фактором «партия»;
    • значительное предпочтение перед фактором «место расположения»;
    • предпочтение, компромиссное между существенным и очевидным, перед фактором «сбой поставок»;
    • существенное предпочтение перед фактором «сроки поставок»;
    • предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором «транспортные расходы».
  • Фактор «место расположения поставщика» имеет незначительное предпочтение перед фактором «партия».
  • Фактор «сбой поставок» имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором «партия».
  • Фактор «сроки поставок» имеет существенное предпочтение перед фактором «партия».
  • Фактор «транспортные расходы» имеет значительное предпочтение перед фактором «партия».
  • Фактор «место расположения» имеет существенное предпочтение перед фактором «сбой поставок».
  • Фактор «срок поставок» имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором «место расположения».
  • Фактор «транспортные расходы» имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором «место расположения».
  • Фактор «сроки поставок» имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором «сбой поставок».
  • Фактор «транспортные расходы» имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором «сбой поставок».
  • Фактор «транспортные расходы» имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором «сроки поставок».

Сначала оценим весомость факторов [таблица 5].

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка весомости факторов

Факторы

Цена товара

Партионность

Место расположения

Сбой поставок

Сроки поставок

Транспортные расходы

Произведение,

Степень 1/6,

Вес фактора,

Цена товара

1

9

7

6

5

4

7560

4,43

0,48

Партионность

0,11

1

0,33

0,5

0,2

0,14

0

0,28

0,03

Место расположения

0,14

3

1

5

0,5

0,25

0,27

0,8

0,09

Сбой поставок

0,17

2

0,2

1

0,25

0,25

0

0,4

0,04

Сроки поставок

0,2

5

2

4

1

0,5

4

1,26

0,14

Транспортные расходы

0,25

7

4

4

2

1

56

1,96

0,21

.

1,87

27

14,53

20,5

8,95

6,14

.

9,13

1


 

После попарной оценки факторов рассчитывается вектор приоритетов методом среднего геометрического. Для матрицы попарных сравнений векторы приоритетов рассчитываются по формуле:

, где

,

В результате сумма весомости всех факторов должна равняться единице.

Для контроля правильности сравнения факторов рассчитывается показатель согласованности (ПС). Понятие согласованности мнений играет важную роль: чем лучше согласованность исходных данных, тем более достоверен результат.

Затем рассчитывается индекс согласованности (ИС):

Далее рассчитывается отношение согласованности (ОС):

,

где ЧСС - число случайных согласованностей.

 

Если матрица парных сравнений признается хорошо согласованной (иногда можно допустить ). В противном случае необходимо проверить правильность оценки факторов. ЧСС зависит от количества факторов и выбирается из таблицы 6.

 

    1. Значения случайного индекса

Количество факторов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Число случайных согласованностей

0

0

0,52

0,89

1,11

1,25

1,35

1,41

1,45

1,49


 

Например, для оценки значимости факторов показатели примут следующие значения:

.

Вывод: так как , то оценки не имеют значительных противоречий и могут быть приняты для дальнейших расчетов.

 

Рассчитываем оценку поставщика по каждому фактору [таблицы 7, 8, 9, 10, 11, 12], используя данные таблицы 4. Это делается точно так же, как при оценке весомости факторов.

    1. Сравнение поставщиков по фактору цены товара
 

Цена товара

 

Поставщики

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Произведение,

Степень 1/4,

Оценка,

 

Поставщик 1

1

6

0,33

7

14

1,93

0,3009

 

Поставщик 2

0,17

1

0,14

3

0,07

0,52

0,0804

Лучший поставщик

Поставщик 3

3

7

1

9

189

3,71

0,5767

 

Поставщик 4

0,14

0,33

0,11

1

0,01

0,27

0,042

 

.

4,31

14,33

1,59

20

.

6,43

1

 

Результат расчетов: ПС = 4,20; ИС = 0,07; ОС = 0,08.


 

    1. Сравнение поставщиков по фактору «партия»
 

Партионность

 

Поставщики

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Произведение,

Степень 1/4,

Оценка,

 

Поставщик 1

1

0,2

5

1

1

1

0,1631

Лучший поставщик

Поставщик 2

5

1

9

5

225

3,87

0,6317

 

Поставщик 3

0,2

0,11

1

0,2

0,004

0,26

0,0421

 

Поставщик 4

1

0,2

5

1

1

1

0,1631

 

.

7,2

1,51

20

7,2

.

6,13

1

 

Результат расчетов: ПС = 4,15; ИС = 0,05; ОС = 0,05


 

 

 

 

 

    1. Сравнение поставщиков по фактору «место расположения»
 

Место расположения

 

Поставщики

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Произведение,

Степень 1/4,

Оценка,

 

Поставщик 1

1

0,25

4

0,17

0,17

0,64

0,1014

 

Поставщик 2

4

1

6

0,25

6

1,57

0,2485

 

Поставщик 3

0,25

0,17

1

0,11

0,005

0,26

0,0414

Лучший поставщик

Поставщик 4

6

4

9

1

216

3,83

0,6087

 

.

11,25

5,42

20

1,53

.

6,3

1

 

  Результат расчетов: ПС = 4,25; ИС = 0,08; ОС = 0,09.

Информация о работе Методика оценки поставщиков