Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа
К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 6
1.1. Балльный метод. Метод попарных сравнений 8
1.2. Метод ведения переговоров 19
1.3. Другие методы оценки возможностей поставщиков 20
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 26
3. ЗАКУПКА МАТЕРИАЛОВ ПО СИСТЕМЕ JUST-IN-TIME 28
1.1. Метод материального обеспечения на основе плановых заданий. 30
1.2. Определение экономического размера заказа. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33
Однако подробнее мы остановимся на другой модификации, которая называется методом анализа иерархий (МАИ). Это более рациональная методика выбора поставщиков.
Этот метод получает все большее распространение, когда речь идет о выборе поставщиков, перевозчиков, различных схем товародвижения, участков под склад и т. д. При его использовании принятие решения основано на оценке обширной, далеко не всегда однозначной информации.
Метод предполагает постоянное сравнение двух факторов на основе некоторой шкалы предпочтений[Таблица 3].
Оценка |
Определение |
Пояснение |
1 |
Факторы равнозначны |
Факторы вносят одинаковый вклад в достижение цели |
3 |
Незначительное предпочтение |
Опыт и суждения дают незначительное предпочтение одному фактору перед другим |
5 |
Существенное предпочтение |
Опыт и суждения дают существенное предпочтение одному фактору перед другим |
7 |
Значительное предпочтение |
Предпочтение одного фактора другому выражено очень ярко |
9 |
Абсолютное предпочтение |
Свидетельство в пользу предпочтения одного фактора другому в высшей степени убедительно |
2, 4, 6, 8 |
Промежуточные значения между соседними значениями шкалы |
Ситуация, когда необходимо компромиссное решение |
Если фактору i при сравнении с j присваивается одно из приведенных выше значений, то фактору j по сравнению с i присваивается обратное значение, таким образом, получившаяся матрица будет обратносимметричной.
В основе шкалы метода лежит способность человека производить количественные разграничения между пятью определениями: 1) равный; 2) слабый; 3) сильный; 4) очень сильный; 5) абсолютный.
Если требуется большая точность, между перечисленными определениями можно принять компромиссные.
Разберем ситуацию на конкретном примере.
Необходимо выбрать одного поставщика из четырех на основе следующих факторов:
Исходные данные представлены в таблице 4.
Цена товара, руб. |
Партия, шт. |
Место расположения поставщика, км |
Сбой поставок, кол-во |
Сроки поставок, мес. |
Транспортные расходы, руб. | |
Поставщик 1 |
500 |
250 |
500 |
1 |
Точно в срок |
2000 |
Поставщик 2 |
900 |
100 |
250 |
2 |
1 |
1000 |
Поставщик 3 |
400 |
500 |
800 |
0 |
2 |
3000 |
Поставщик 3 |
1000 |
250 |
100 |
0 |
Точно в срок |
500 |
Имеются следующие соотношения доминирующих факторов:
Сначала оценим весомость факторов [таблица 5].
Факторы |
Цена товара |
Партионность |
Место расположения |
Сбой поставок |
Сроки поставок |
Транспортные расходы |
Произведение, |
Степень 1/6, |
Вес фактора, |
Цена товара |
1 |
9 |
7 |
6 |
5 |
4 |
7560 |
4,43 |
0,48 |
Партионность |
0,11 |
1 |
0,33 |
0,5 |
0,2 |
0,14 |
0 |
0,28 |
0,03 |
Место расположения |
0,14 |
3 |
1 |
5 |
0,5 |
0,25 |
0,27 |
0,8 |
0,09 |
Сбой поставок |
0,17 |
2 |
0,2 |
1 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0,4 |
0,04 |
Сроки поставок |
0,2 |
5 |
2 |
4 |
1 |
0,5 |
4 |
1,26 |
0,14 |
Транспортные расходы |
0,25 |
7 |
4 |
4 |
2 |
1 |
56 |
1,96 |
0,21 |
. |
1,87 |
27 |
14,53 |
20,5 |
8,95 |
6,14 |
. |
9,13 |
1 |
После попарной оценки факторов рассчитывается вектор приоритетов методом среднего геометрического. Для матрицы попарных сравнений векторы приоритетов рассчитываются по формуле:
В результате сумма весомости всех факторов должна равняться единице.
Для контроля правильности сравнения факторов рассчитывается показатель согласованности (ПС). Понятие согласованности мнений играет важную роль: чем лучше согласованность исходных данных, тем более достоверен результат.
Затем рассчитывается индекс согласованности (ИС):
Далее рассчитывается отношение согласованности (ОС):
где ЧСС - число случайных согласованностей.
Если матрица парных сравнений признается хорошо согласованной (иногда можно допустить ). В противном случае необходимо проверить правильность оценки факторов. ЧСС зависит от количества факторов и выбирается из таблицы 6.
Количество факторов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Число случайных согласованностей |
0 |
0 |
0,52 |
0,89 |
1,11 |
1,25 |
1,35 |
1,41 |
1,45 |
1,49 |
Например, для оценки значимости факторов показатели примут следующие значения:
Вывод: так как , то оценки не имеют значительных противоречий и могут быть приняты для дальнейших расчетов.
Рассчитываем оценку поставщика по каждому фактору [таблицы 7, 8, 9, 10, 11, 12], используя данные таблицы 4. Это делается точно так же, как при оценке весомости факторов.
Цена товара | ||||||||
Поставщики |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
Поставщик 4 |
Произведение, |
Степень 1/4, |
Оценка, | |
Поставщик 1 |
1 |
6 |
0,33 |
7 |
14 |
1,93 |
0,3009 | |
Поставщик 2 |
0,17 |
1 |
0,14 |
3 |
0,07 |
0,52 |
0,0804 | |
Лучший поставщик |
Поставщик 3 |
3 |
7 |
1 |
9 |
189 |
3,71 |
0,5767 |
Поставщик 4 |
0,14 |
0,33 |
0,11 |
1 |
0,01 |
0,27 |
0,042 | |
. |
4,31 |
14,33 |
1,59 |
20 |
. |
6,43 |
1 | |
Результат расчетов: ПС = 4,20; ИС = 0,07; ОС = 0,08. |
Партионность | ||||||||
Поставщики |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
Поставщик 4 |
Произведение, |
Степень 1/4, |
Оценка, | |
Поставщик 1 |
1 |
0,2 |
5 |
1 |
1 |
1 |
0,1631 | |
Лучший поставщик |
Поставщик 2 |
5 |
1 |
9 |
5 |
225 |
3,87 |
0,6317 |
Поставщик 3 |
0,2 |
0,11 |
1 |
0,2 |
0,004 |
0,26 |
0,0421 | |
Поставщик 4 |
1 |
0,2 |
5 |
1 |
1 |
1 |
0,1631 | |
. |
7,2 |
1,51 |
20 |
7,2 |
. |
6,13 |
1 | |
Результат расчетов: ПС = 4,15; ИС = 0,05; ОС = 0,05 |
Место расположения | ||||||||
Поставщики |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
Поставщик 4 |
Произведение, |
Степень 1/4, |
Оценка, | |
Поставщик 1 |
1 |
0,25 |
4 |
0,17 |
0,17 |
0,64 |
0,1014 | |
Поставщик 2 |
4 |
1 |
6 |
0,25 |
6 |
1,57 |
0,2485 | |
Поставщик 3 |
0,25 |
0,17 |
1 |
0,11 |
0,005 |
0,26 |
0,0414 | |
Лучший поставщик |
Поставщик 4 |
6 |
4 |
9 |
1 |
216 |
3,83 |
0,6087 |
. |
11,25 |
5,42 |
20 |
1,53 |
. |
6,3 |
1 | |
Результат расчетов: ПС = 4,25; ИС = 0,08; ОС = 0,09. |