Методика оценки поставщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 6
1.1. Балльный метод. Метод попарных сравнений 8
1.2. Метод ведения переговоров 19
1.3. Другие методы оценки возможностей поставщиков 20
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 26
3. ЗАКУПКА МАТЕРИАЛОВ ПО СИСТЕМЕ JUST-IN-TIME 28
1.1. Метод материального обеспечения на основе плановых заданий. 30
1.2. Определение экономического размера заказа. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Методика оценки поставщиков.docx

— 142.95 Кб (Скачать)

 

Показатель обслуживания может включать такие составляющие, как транспортировка продукции, монтаж, гарантийное обслуживание и т.п. При наличии любого из видов обслуживания значение показателя принимается равным 10 баллам.

В целом оценка возможностей поставщика осуществляется путем суммирования показателей качества, цены, своевременности поставки и обслуживания. Чем ближе полученное значение к 100 баллам, тем надежнее поставщик. Рассмотренный метод достаточно распространен, хотя значимость показателей оценки, которые в нем используются, может быть различной в зависимости от приоритетов организации-потребителя. Рассмотренный метод не учитывает репутацию поставщика, поскольку предполагается, что перед размещением заказа было установлено, что он в состоянии выполнить минимальные требования потребителя.

Аудит СМК поставщика проводится для достижения следующих целей:

понимания поставщиком роли гарантий качества продукции в своем звене цепочки поставок и принятия на себя ответственности;

проведения поставщиком эффективных корректирующих действий, запрошенных потребителем в отношении его системы управления или качества продукции;

получения поставщиком стабильной обратной связи от системы управления потребителя.

Аудит СМК поставщика позволяет потребителю получить достаточно подробную информацию о наличии и уровне зрелости такой системы, сделать выводы о способности организации поставлять качественную продукцию. Однако применения только этого метода также недостаточно для получения целостного представления о деятельности поставщика. В определенной степени восполнить этот пробел позволяет комплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика. При этом организация может применять самый разнообразный набор показателей, отражающий важнейшие аспекты его работы. Условно все эти характеристики можно отнести к двум группам: отражающие ресурсы поставщика и относящиеся к его деятельности в области качества.

Рассмотрим перечень характеристик, отражающих ресурсы поставщика:

  • Производственно-технологическая база: знания и опыт освоения технологий; обеспечение инженерных сооружений; возможности технологического оборудования; оснащенность метрологической службы.
  • Потенциал менеджеров высшего уровня: лидерство; профессионализм; способность к стратегическому прогнозированию развития; навыки в планировании качества; знания и навыки управления ресурсами; умение укреплять корпоративные связи.
  • Финансовая стабильность: платежеспособность, финансовая устойчивость; партнерские отношения с банками; фондовая деятельность; динамика инвестиций; развитие инновационного потенциала.
  • Возможности персонала: структура кадрового состава (менеджеры, специалисты, исполнители в основном, подготовительном и обслуживающих производствах); характеристики персонала (образование, квалификация, повышение квалификации, переподготовка, ротации).

 

  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ

Метод оценки

Преимущества

Недостатки

балльный метод

  • позволяет относительно просто формализовать широкий круг задач
  • учитывается одновременно несколько определяющих факторов
  • высокая степень субъективности оценки
  • необходимость достаточного количества статистических данных для определения весового коэффициента

метод попарных сравнений

  • более рациональная методика выбора поставщиков
  • система оценок не позволяет указать, насколько один поставщик или фактор лучше или важнее;
  • принятие решения основано на оценке обширной, далеко не всегда однозначной информации

"идеальный поставщик"

  • метод «мозгового штурма»
  • субъективная оценка

ведение переговоров

  • как правило, отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства
  • возможность быстро найти «выигрыш» как для поставщика, так и для покупателя
  • чаще всего формальное определение взаимоотношений

заключение соглашения

  • юридически закрепленные требования к поставщику и сотрудничество с ним, что снижает неопределенности в отношениях
  • меньше риска и потерь при сбоях в поставках
  • соглашение должно быть составлено таким образом, чтобы обеспечить его адекватность постоянно изменяющимся рыночным условиям
  • проведение на первых этапах детальной проработки положений в заключаемых соглашениях требует больших ресурсов
  • процедура заключения соглашений достаточно продолжительна

управление взаимоотношениями

  • надежность снабжения
  • с помощью инструментов математического программирования можно создать разнообразные модели управления отношениями
  • ориентация на потребности клиента, дифференцированный подход к каждому из них остаются вне рассмотрения, что не позволяет данные разработки в полной мере отнести к методам и моделям управления взаимоотношениями

оценка отдельных образцов поставляемой продукции

  • предполагает обоюдное стремление поставщика и потребителя к сотрудничеству
  • частая процедура проверки, что позволяет вести статистический учет штрафных баллов и своевременно предпринимать действия по выявлению недобросовестных поставщиков
  • исследование только отдельных образцов продукции

оценка на основе опыта аналогичных поставок и опыта других потребителей;

  • получение информации о надежности поставщика от его партнеров
  • чаще всего закрытая информация организаций-конкурентов

оценка возможностей поставщика (метод А. Робертсона);

  • значимость показателей оценки может быть различной в зависимости от приоритетов организации
  • метод не учитывает репутацию поставщика, т.к. предполагается, что перед размещением заказа он в состоянии выполнить минимальные требования потребителя

аудит СМК;

  • потребитель получает подробную информацию о наличии и уровне зрелости такой системы
  • помогает сделать выводы о способности организации поставлять качественную продукцию
  • одного метода недостаточно для получения целостного представления о деятельности поставщика

комплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика

  • возможность применять самый разнообразный набор показателей, отражающий важнейшие аспекты работы предприятия
  • требует много времени для сбора большого количества информации
  • в процессе сбора информации может измениться рынок спроса и список требований, что приводит к неактуальности собранного материала

 

 

    1. ЗАКУПКА МАТЕРИАЛОВ ПО СИСТЕМЕ JUST-IN-TIME

Система разработана в Японии. 

Ее особенности:

- стабильный выпуск продукции;

- частые поставки небольшими  партиями;

- поставки на основе долгосрочных  заказов;

- минимальный объем сопутствующей  документации;

- объем информации по поставкам  фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;

- поставки с избытком или  недостатком практически исключаются;

- поставщиков ориентируют на  использование стандартной тары  и упаковки;

- от поставщиков требуется выпуск  деталей мелкими партиями и  определение системы JIT по закупке материалов;

- минимальный объем спецификации;

- поставщикам обеспечивается помощь  в качестве продукции;

- количество поставщиков ограничено;

- выбираются близко расположенные  поставщики;

- большое внимание в этой  системе уделяется доставке грузов.

 

Достоинства системы:

- сокращаются затраты на содержание  запасов;

- сокращение брака;

- сокращение объема спецификации;

- удобства внесения изменений (по  телефону);

Достоинства для поставщика:

- полная загрузка производственных  мощностей;

- сохраняется квалифицированная  рабочая сила;

- сохраняются собственные запасы  за счет внедрения системы;

- упрощение процедуры согласования  поставок за счет близости  поставщика.

 

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках в том числе и с использованием неформальных каналов.

 

Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:

- отношение ликвидности поставщика  к сумме долговых обязательств;

- отношение объема продаж к  дебиторской задолженности;

- отношение чистой прибыли к  объему продаж;

- движение денежной наличности;

- оборачиваемость запасов и  др.

 

Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

 

Пример принятия решения по выбору поставщика.

Имеются две фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А - 500 км, до фирмы В - 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км - 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.

 

  1. Расчет совокупных расходов, связанных с поставкой товаров

Наименование показателя

Фирма А

Фирма В

Транспортные расходы

0,5 уде/кмк х 500 км = 250уде

0,7 уде/км х 300 км = 210 уде

Расходы на разгрузочные работы

6 уде/час х 0,5 час = З уде

6 уде/час х 10 час = 60уде

Всего расходов

253 уде

270уде


 

Время выгрузки пакетированного груза - 30 минут, непакетированного - 10 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки - 6 уде.

Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А.

Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 уде в расчете на одну поставку.

    1. Метод материального обеспечения на основе плановых заданий.

Данный метод основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагаются известными первичная потребность на определенный период, структура изделий в виде спецификаций, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность.

При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе. Заказ материала производится только в том случае, если общая потребность превышает наличные запасы.

    1. Определение экономического размера заказа.

Экономичным размером заказа является величина партии материалов, которая позволит сократить до минимума ежегодную общую сумму расходов на выполнение заказа и хранение материалов. Методика определения экономичного размера заказа заключается в сравнении преимущества и недостатков приобретения материалов большими и малыми партиями и выборе размера заказа, соответствующего минимальной величине общих расходов на пополнение запасов. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ деятельности поставщиков в соответствии с представленными направлениями дает достаточно полную картину и позволяет принять по его результатам решение о выборе. Практически каждый метод может быть использован в комплексе с другими.

После выбора поставщика потребитель может заключить с ним соответствующий договор, устанавливающий взаимоотношения между организациями на определенный период. На этом этапе предоставляется возможность лучше узнать поставщика и принять решение о прекращении или продолжении взаимоотношений с ним. Заключение официальных соглашений предусматривает выполнение поставок в течение продолжительного времени. Поставщик должен постоянно ориентироваться в своей деятельности на улучшение качества поставляемой им продукции, снижение ее стоимости и повышение эффективности поставок.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Caлимoва, Т.А. Практические методы оценки возможностей поставщиков статья [Текст]/ Т.А. Салимова. URL: http://www.elitarium.ru/2012/07/11/metody_ocenki_vozmozhnostej_postavshhikov.html
  2. Фишер, А. Как выбрать поставщика: статья [Текст] / А. Фишер. URL: http://6pl.ru/Vlad_st/choice.htm. Логистик&система. Загл. с экрана
  3. Левкин, Г.Г. Логистика: теория и практика [Текст] / Г.Г. Левкин:URL: http://uchebniki.ws/19570411/logistika/vybor_postavschika / Учебное пособие. 2013.
  4. Карпович, Ю.В. Лекции по логистике [Текст] / Ю.В. Карпович:URL: http://bib.convdocs.org
  5. Логистика закупок. URL: http://rudocs.exdat.com. 31.08.2011. Загл. с экрана -6 c.
  6. Саати, Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети [Текст]/ Т.Саати. –М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. -360 с.
  7. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий [Текст]/ Т.Саати. –М.: Радио и связь, 1993. -320 с.

 

 

 


Информация о работе Методика оценки поставщиков