Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа
К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 6
1.1. Балльный метод. Метод попарных сравнений 8
1.2. Метод ведения переговоров 19
1.3. Другие методы оценки возможностей поставщиков 20
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 26
3. ЗАКУПКА МАТЕРИАЛОВ ПО СИСТЕМЕ JUST-IN-TIME 28
1.1. Метод материального обеспечения на основе плановых заданий. 30
1.2. Определение экономического размера заказа. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33
К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.
При оценке деятельности поставщиков в области обеспечения и улучшения качества мы будем использоваться концепцию Тотального управления качеством (Total Quality Management - TQM). Ее ключевые принципы изложены в приведенной ниже таблице.
ПРИНЦИП 1: |
Идея ориентации на потребителях совсем не
нова. |
ПРИНЦИП 2: |
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. |
ПРИНЦИП 3: |
В основе менеджмента качества лежит
принцип непрерывных улучшений. Качество всегда можно повысить
- за счет повышения эффективности удовлетворения
существующих потребностей, за счет удовлетворения
ранее не учитывавшихся потребностей,
за счет формирования и удовлетворения
новых потребностей и т.д. |
ПРИНЦИП 4: |
Для того чтобы реализовать принцип непрерывных
улучшений, необходимо обладать достоверной информацией
о качестве. Принимаемые решения должны
основываться на фактах, а не предположениях.
Для этого в рамках СМК должна функционировать
система регистрации данных о качестве.
Состав данных, подлежащих регистрации
и анализу для принятия решений определяется
особенностями бизнеса компании и процессов,
протекающих в ней. |
ПРИНЦИП 5: |
Эффективный мониторинг и совершенствование качества возможны только в рамках бизнеса, "прозрачного" с точки зрения управляющих. Процессная модель значительно облегчает анализ и совершенствование качества. |
В процессе оценки и выбора поставщика организация-потребитель должна убедиться в том, что [1]:
Примерами процесса управления взаимоотношениями с поставщиками могут быть:
Цена не единственный и зачастую не главный фактор при выборе поставщика. Должны быть разработаны конкретные требования к поставщикам, тогда у закупщиков будет меньше шансов совершить ошибку. [2]
Выделяют основные и дополнительные признаки, по которым оценивают поставщиков. [1, 3]
Основные признаки:
В некоторых случаях поставщики для подтверждения соответствия качества товара установленным требованиям стандартов добровольно предоставляют покупателям сертификаты соответствия, которые могут быть использованы взамен входного контроля.
Дополнительные признаки:
Для оценки поставщиков используются различные методы.
Главным показателем поставок является надежность снабжения:
где - вероятность отказа в удовлетворении заявки.
Одноканальная система (на 1 комплектующую - 1 поставщик). Надежность снабжения:
В других случаях - алгоритм определения надежности поставок следующий:
где
где
Преимущественно используются два метода: балльный метод и метод попарных сравнений [2]. Их отличие в сложности и степени субъективности оценки.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. В основе балльного метода [Таблица 1] лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Весомость каждого фактора определяется менеджером, который выбирает поставщика.
Наименование фактора |
Весомость фактора, |
Поставщик 1, |
Поставщик 2, |
Поставщик 3, |
Поставщик 4, |
Поставщик 5, |
Фактор 1, |
0,4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Фактор 2, |
0,05 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Фактор 3, |
0,1 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
Фактор 4, |
0,1 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
Фактор 5, |
0,15 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Фактор 6, |
0,2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рейтинг, |
1 |
2,15 |
2,4 |
2,9 |
3,4 |
4,15 |
Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору на весомость этого фактора. В примере расчет по первому поставщику выглядит следующим образом:
Недостатком данного метода является высокая степень субъективности оценки, особенно в определении весомости фактора. Этот недостаток можно в значительной степени исправить, используя метод попарных сравнений.
Первый вариант можно назвать «лучше-хуже». В его основе лежит система оценок «0,8» и «1,2». Если один поставщик лучше другого по оцениваемому фактору, то первый получает оценку «1,2», второй – «0,8» [Таблица 2]. Подобным образом оценивается и весомость факторов.
Основным недостатком данной модификации метода попарных сравнений является то, что система оценок не позволяет при необходимости указать, насколько один поставщик или фактор лучше или важнее в конкретной ситуации.
. |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
Поставщик 4 |
Поставщик 5 |
Поставщик 1 |
1 |
1,2 |
0,8 |
1,2 |
0,8 |
Поставщик 2 |
0,8 |
1 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Поставщик 3 |
1,2 |
1,2 |
1 |
1,2 |
1,2 |
Поставщик 4 |
0,8 |
1,2 |
0,8 |
1 |
0,8 |
Поставщик 5 |
1,2 |
1,2 |
0,8 |
1,2 |
1 |
Сравнение поставщика с другими делается по строкам. Например, из таблицы видно, что поставщик 1 лучше по определенному критерию, чем поставщики 2 и 4, но хуже, чем поставщики 3 и 5. По диагонали матрицы смежности мы имеем оценку «1», поскольку поставщики оцениваются относительно самих себя. В результате обработки полученной матрицы мы определяем рейтинг поставщика.