Методика оценки поставщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 6
1.1. Балльный метод. Метод попарных сравнений 8
1.2. Метод ведения переговоров 19
1.3. Другие методы оценки возможностей поставщиков 20
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ 26
3. ЗАКУПКА МАТЕРИАЛОВ ПО СИСТЕМЕ JUST-IN-TIME 28
1.1. Метод материального обеспечения на основе плановых заданий. 30
1.2. Определение экономического размера заказа. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Методика оценки поставщиков.docx

— 142.95 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.

При оценке деятельности поставщиков в области обеспечения и улучшения качества мы будем использоваться концепцию Тотального управления качеством (Total Quality Management - TQM). Ее ключевые принципы изложены в приведенной ниже таблице.

ПРИНЦИП 1: 
Ориентация на потребителе

Идея ориентации на потребителях совсем не нова.  
Ее корни в классическом маркетинговом подходе к бизнесу. 
В данном случае она находит свое отражение в понимании качества, как способности услуги удовлетворять потребности клиентов.

ПРИНЦИП 2: 
взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

ПРИНЦИП 3: 
Непрерывные улучшения

В основе менеджмента качества лежит принцип непрерывных улучшений. Качество всегда можно повысить - за счет повышения эффективности удовлетворения существующих потребностей, за счет удовлетворения ранее не учитывавшихся потребностей, за счет формирования и удовлетворения новых потребностей и т.д. 
Только в этом случае компания имеет шансы выжить и развиваться в условиях современного рынка. Улучшения могут быть связаны с устранением выявленных недостатков или же с предупреждением возможных проблем. Во внедряемой СМК они найдут отражение соответственно в рамках систем корректирующих и предупреждающих действий.

ПРИНЦИП 4: 
Решения, основанные на фактах

Для того чтобы реализовать принцип непрерывных улучшений, необходимо обладать достоверной информацией о качестве. Принимаемые решения должны основываться на фактах, а не предположениях. Для этого в рамках СМК должна функционировать система регистрации данных о качестве. Состав данных, подлежащих регистрации и анализу для принятия решений определяется особенностями бизнеса компании и процессов, протекающих в ней. 
Для реализации этого принципа в рамках представленного проекта разрабатываются: система параметров качества услуг компании, система записей по качеству и процедуры регистрации данных о качестве.

ПРИНЦИП 5: 
Процессный подход

Эффективный мониторинг и совершенствование качества возможны только в рамках бизнеса, "прозрачного" с точки зрения управляющих. Процессная модель значительно облегчает анализ и совершенствование качества.


 

В процессе оценки и выбора поставщика организация-потребитель должна убедиться в том, что [1]:

  • поставщик знаком с основными принципами, которыми руководствуется потребитель, и активно на постоянной основе поддерживает с ним взаимоотношения;
  • поставщик располагает стабильной системой управления и пользуется хорошей репутацией у других потребителей;
  • поставщик располагает производственными мощностями высокого технического уровня и готов внедрять технические новшества в будущем;
  • поставщик способен поставить сырье и детали, отвечающие требованиям потребителя к качеству продукции, и располагает необходимыми технологическими возможностями;
  • поставщик способен контролировать объем производства и может вложить средства, обеспечивающие выпуск необходимого количества продукции;
  • разглашение конфиденциальной информации со стороны поставщика исключается;
  • поставщик устанавливает приемлемую для потребителя стоимость поставляемой продукции и осуществляет поставки в заданный срок;
  • взаимоотношения с поставщиком исключают возникновение проблем при транспортировке продукции и предусматривают четко отлаженную связь;
  • поставщик будет придерживаться контрактных обязательств и выполнять их.

 

Примерами процесса управления взаимоотношениями с поставщиками могут быть:

  • оценка соответствующего опыта;
  • деятельность поставщиков в сравнении с деятельностью конкурентов;
  • анализ качества закупаемой продукции, цены, осуществления поставки и реагирования на проблемы;
  • аудит СМК;
  • контроль сведений и имеющихся данных поставщика об удовлетворенности потребителей;
  • финансовая оценка обеспечения жизнеспособности поставщиков в течение периода сотрудничества;
  • реагирование поставщиков на запросы, котировки и участие в тендерах;
  • возможности обслуживания, монтажа оборудования и поддержки со стороны поставщиков;
  • осведомленность поставщиков;
  • возможности материально-технического обеспечения со стороны поставщиков;
  • положение и роль поставщиков в сообществе, а также их восприятие обществом.

Цена не единственный и зачастую не главный фактор при выборе поставщика. Должны быть разработаны конкретные требования к поставщикам, тогда у закупщиков будет меньше шансов совершить ошибку. [2]

Выделяют основные и дополнительные признаки, по которым оценивают поставщиков. [1, 3]

Основные признаки:

  • цена поставляемой продукции;
  • качество продукции;
  • качество обслуживания покупателей;
  • сроки поставок.

 

В некоторых случаях поставщики для подтверждения соответствия качества товара установленным требованиям стандартов добровольно предоставляют покупателям сертификаты соответствия, которые могут быть использованы взамен входного контроля.

Дополнительные признаки:

  • результаты работы по уже заключенным договорам;
      • то есть соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции;
  • финансовая стабильность и финансовые условия;
  • гибкость ценовой политики;
      • то есть наличие системы накопительных скидок от объемов закупаемой продукции, специальные прайс-листы для постоянных покупателей;
  • возможность получения товаров в рассрочку;
      • без предоплаты либо с отсроченным платежом;
  • готовность к поставке;
  • гибкость поставки
  • уровень затрат на доставку и хранение товара;
  • возможность длительного партнерства в бизнесе;
  • географическое расположение поставщика;
  • имидж поставщика;
  • упаковка продукции;
  • организация управления качеством у поставщика;
  • перспективность поставщика;
      • темпы его развития, расширение ассортимента;
  1. порядок удовлетворения рекламаций и др. 
    МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ

Для оценки поставщиков используются различные методы.

  • балльный метод;
    • определяются наиболее значимые факторы для оценки поставщиков, система баллов и максимальная оценка, а также весомость каждого фактора в долях единицы. Чем выше балл, тем предпочтительней поставщик;
  • метод попарных сравнений;
  • "идеальный поставщик";
    • определяется показатель идеального поставщика, а затем все поставщики сравниваются с идеалом;
  • ведение переговоров;
  • заключение соглашения;
    • в результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юр. лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юр. лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку;
  • управление взаимоотношениями;
    • осуществляется контроль поставок. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспедирование поставки.

Главным показателем поставок является надежность снабжения:

 

где - вероятность отказа в удовлетворении заявки.

Одноканальная система (на 1 комплектующую - 1 поставщик). Надежность снабжения:

 

В других случаях - алгоритм определения надежности поставок следующий:

    1. Сопоставление даты поставки плановой и фактической.
    2. Определение времени опоздания.
    3. Сопоставляется объем поставки плановый и фактический. Выявляются случаи недопоставки продукции.

    1. Определяется объем недопоставки продукции.
    2. Определяется условное опоздание в случае недопоставки

,

где

- величина недопоставки,
- средний дневной расход.

    1. Определяется общая величина опозданий

    1. Определяется количество случаев отказа.
    2. Определяется наработка на отказ

,

где

- общее число дней в периоде.

    1. Определяется интенсивность отказов

    1. Определяется коэффициент готовности поставок

    1. Надежность снабжения. Чем выше этот коэффициент, тем надежнее снабжение.

 

 

    1. Балльный метод. Метод попарных сравнений

Преимущественно используются два метода: балльный метод и метод попарных сравнений [2]. Их отличие в сложности и степени субъективности оценки.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. В основе балльного метода [Таблица 1] лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Весомость каждого фактора определяется менеджером, который выбирает поставщика.

    1. Выбор поставщика балльным методом

Наименование фактора

Весомость фактора,

Поставщик 1,

Поставщик 2,

Поставщик 3,

Поставщик 4,

Поставщик 5,

Фактор 1,

0,4

1

2

3

4

5

Фактор 2,

0,05

2

3

4

5

1

Фактор 3,

0,1

3

4

5

1

2

Фактор 4,

0,1

4

5

1

2

3

Фактор 5,

0,15

5

1

2

3

4

Фактор 6,

0,2

1

2

3

4

5

Рейтинг,

1

2,15

2,4

2,9

3,4

4,15


 

Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору на весомость этого фактора. В примере расчет по первому поставщику выглядит следующим образом:

Недостатком данного метода является высокая степень субъективности оценки, особенно в определении весомости фактора. Этот недостаток можно в значительной степени исправить, используя метод попарных сравнений.

Первый вариант можно назвать «лучше-хуже». В его основе лежит система оценок «0,8» и «1,2». Если один поставщик лучше другого по оцениваемому фактору, то первый получает оценку «1,2», второй – «0,8» [Таблица 2]. Подобным образом оценивается и весомость факторов.

Основным недостатком данной модификации метода попарных сравнений является то, что система оценок не позволяет при необходимости указать, насколько один поставщик или фактор лучше или важнее в конкретной ситуации.

    1. Выбор поставщика методом попарных сравнений

.

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Поставщик 5

Поставщик 1

1

1,2

0,8

1,2

0,8

Поставщик 2

0,8

1

0,8

0,8

0,8

Поставщик 3

1,2

1,2

1

1,2

1,2

Поставщик 4

0,8

1,2

0,8

1

0,8

Поставщик 5

1,2

1,2

0,8

1,2

1


 

Сравнение поставщика с другими делается по строкам. Например, из таблицы видно, что поставщик 1 лучше по определенному критерию, чем поставщики 2 и 4, но хуже, чем поставщики 3 и 5. По диагонали матрицы смежности мы имеем оценку «1», поскольку поставщики оцениваются относительно самих себя. В результате обработки полученной матрицы мы определяем рейтинг поставщика.

Информация о работе Методика оценки поставщиков