Методика оценки общей одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:47, лекция

Краткое описание

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности.

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

МЕТОДИКА  ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ

   Методика  должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

Инструкция

   Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых  у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

   5 – оцениваемое свойство личности  развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных  видах деятельности и поведении; 

   4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

   3 – оцениваемое и противоположное  свойства личности в поведении  и деятельности уравновешивают  друг друга; 

   2 – более ярко выражено и  чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

   1 – четко выражено и часто  проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно  фиксируется в поведении и  во всех видах деятельности;

   0 – сведений для оценки данного  качества нет (не имею).

   Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности.

   Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, – важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

   Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

   Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

   Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

   Изобретательность – способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

   Способность рассуждать и мыслить  логически – способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

   Настойчивость (целеустремленность) – способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

   Требовательность  к результатам  собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

                                      Обработка результатов.

   Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество Отметка
1 Любознательность   
2 Сверхчувствительность к проблемам   
3 Способность к  прогнозированию   
4 Словарный запас  
5 Способность к  оценке  
6 Изобретательность  
7 Способность рассуждать и мыслить логически  
8 Настойчивость  
9 Перфекционизм  

Пример  построения «графического профиля» ребенка 

   

   Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

МЕТОДИКА  «кАРТА ОДАРЕННОСТИ»

   Методика  адресована родителям, ее также могут  использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:

   1) первой, основной, – диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований;

   2) второй  – развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

   Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и  не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта  методик диагностики детской одаренности.  
 

Инструкция.

   Перед вами 80 вопросов, систематизированных  по десяти относительно самостоятельным  областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку  по каждому параметру, пользуясь  следующей шкалой:

   (+ + ) –  если оцениваемое свойство личности  развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; 

   (+) –  свойство заметно выражено, но  проявляется непостоянно; 

   (0) –  оцениваемое и противоположное  свойства личности выражены нечетко,  в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

   (–)  – более ярко выражено и  чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

   Оценки  ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т. д.

   Если  вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных  для этого сведений, оставьте соответствующую  клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

   Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

   1. Склонен  к логическим рассуждениям, способен  оперировать абстрактными понятиями.

   2. Нестандартно  мыслит и часто предлагает  неожиданные, оригинальные решения. 

   3. Учится  новым знаниям очень быстро, все  «схватывает на лету». 

   4. В  рисунках нет однообразия. Оригинален  в выборе сюжетов. Обычно изображает  много разных предметов, людей, ситуаций.

   5. Проявляет  большой интерес к музыкальным  занятиям.

   6. Любит  сочинять (писать) рассказы или стихи. 

   7. Легко  входит в роль какого-либо персонажа:  человека, животного и других.

   8. Интересуется  механизмом и машинами.

   9. Инициативен  в общении со сверстниками.

   10. Энергичен,  производит впечатление ребенка,  нуждающегося в большом объеме  движений.

   11. Проявляет  большой интерес и исключительные  способности к классификации. 

   12. Не  боится новых попыток, стремится  всегда проверить новую идею.

   13. Быстро  запоминает услышанное и прочитанное  без специального заучивания, не  тратит много времени на то, что нужно запомнить. 

   14. Становится  вдумчивым и очень серьезным,  когда видит хорошую картину,  слышит музыку, видит необычную  скульптуру, красивую вещь.

   15. Чутко  реагирует на характер и настроение  музыки.

   16. Может  легко построить рассказ, начиная  с завязки сюжета и кончая  разрешением какого-либо конфликта. 

   17. Интересуется  актерской игрой. 

   18. Может  легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

   19. Сохраняет  уверенность в окружении незнакомых  людей. 

   20. Любит  участвовать в спортивных играх  и состязаниях. 

   21. Умеет  хорошо излагать свои мысли,  имеет большой словарный запас.

   22. Изобретателен  в выборе и использовании различных  предметов.

   23. Знает  много о таких событиях и  проблемах, о которых его сверстники  обычно не знают. 

   24. Способен  составлять оригинальные композиции  из цветов, рисунков, камней, марок,  открыток и т. д.

   25. Хорошо  поет.

   26. Рассказывая  о чем-то, умеет хорошо придерживаться  выбранного сюжета, не теряет  основную мысль. 

   27. Меняет  тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

   28. Любит  разбираться в причинах неисправности  механизмов, любит загадочные поломки.

   29. Легко  общается с детьми и взрослыми. 

   30. Часто  выигрывает в разных спортивных  играх у сверстников. 

   31. Хорошо  улавливает связь между одним  событием и другим, между причиной  и следствием.

   32. Способен  увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

   33. Обгоняет  своих сверстников по учебе  на год или два, то есть  реально должен бы учиться  в более старшем классе, чем  учится сейчас.

   34. Любит  использовать какой-либо новый  материал для изготовления игрушек,  коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

   35. В  игру на инструменте, в песню  или танец вкладывает много  энергии и чувств.

   36. Придерживается  только необходимых деталей в  рассказах о событиях, все несущественное  отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

   37. Разыгрывая  драматическую сцену, способен  понять и изобразить конфликт.

   38. Любит  рисовать чертежи и схемы механизмов.

   39. Улавливает  причины поступков других людей,  мотивы их поведения. Хорошо  понимает недосказанное.

   40. Бегает  быстрее всех в детском саду, в классе.

   41. Любит  решать сложные задачи, требующие  умственного усилия.

   42. Способен  по-разному подойти к одной  и той же проблеме.

Информация о работе Методика оценки общей одаренности