Методы выбора и оценка поставщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

В традиционной модели процесса закупок за стадией поиска поставщика следует стадия выбора поставщика. После первого контакта либо путем интервью, либо при непосредственной встрече на торговых демонстрациях фирма-покупатель должна оценить уровень полезности поставщика для фирмы. Образец продукта может быть очень привлекательным, но розничной компании надо убедиться, будет ли он таким же привлекательным для потребителя на витрине магазина или дома. Обычно розничная фирма подвергает качество поставщика ряду проверок, чтобы определить его пригодность, а затем она будет направлять его поведение и управлять всеми его организационными процессами.

Файлы: 1 файл

статья.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

     Методы  выбора и оценки поставщика

     В традиционной модели процесса закупок за стадией поиска поставщика следует стадия выбора поставщика. После первого контакта либо путем интервью, либо при непосредственной встрече на торговых демонстрациях фирма-покупатель должна оценить уровень полезности поставщика для фирмы. Образец продукта может быть очень привлекательным, но розничной компании надо убедиться, будет ли он таким же привлекательным для потребителя на витрине магазина или дома. Обычно розничная фирма подвергает качество поставщика ряду проверок, чтобы определить его пригодность, а затем она будет направлять его поведение и управлять всеми его организационными процессами.

     Крупные розничные компании, производящие товарные линии под своими собственными марками  или брендами, будут заинтересованы в оценке способностей поставщиков  к дальнейшему развитию. В активе большинства компаний имеются данные о поставщиках, находящихся на разных ступенях развития. Некоторые из тех, с которыми заключены пробные  сделки, являются новичками. Другие уже  успешно прошли это испытание, и  количество их заказов будет расти, или их могут попросить поставлять розничной компании товары более  широкого спектра. Некоторые поставщики очень хорошо известны, возможно, к  ним пришел успех вместе с ростом торговой фирмы. Они снабжают товарами широкого спектра большое количество фирм-покупателей.

     Если  поставщик сотрудничает с розничной  фирмой довольно долгое время, то это  может означать, что фирма вполне довольна поставками по главным оценочным  критериям качества продукции: цене, плану доставки и обслуживанию. Однако поставщики влиятельных торговых компаний обязательно должны постоянно оцениваться  и находиться под продолжительным  мониторингом в целях гарантии постоянного  качества. В связи с этим в этой статье будут  рассмотрены наиболее распространенные методы выбора поставщика, а именно:

  1. Метод доминирующих характеристик;
  2. Метод рейтинговых оценок;
  3. Схема взвешенных оценок.

Метод доминирующих характеристик 

     Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п.

     Преимущество  этого метода – в простоте, а  недостаток – в игнорировании  остальных факторов - критериев отбора.

Метод рейтинговых оценок 

     Этот метод можно  считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим. 

    Критерий выбора
Удельный вес  критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение  удельного веса критерия на оценку.
1. Надежность поставки      0,30      7      2,1
2. Цена      0,25      6      1,5
3. Качество товара      0,15      8      1,2
4. Условия платежа      0,15      4      0,6
5. Возможность внеплановых поставок      0,10      7      0,7
6. Финансовое состояние поставщика      0,05      4      0,2
     ИТОГО:      1             6,3
 

     Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем  произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для  данного поставщика. Далее суммируют  полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Шкала критериев выбора 

     Самой распространенной шкалой критериев  выбора поставщика является шкала, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):

  • качество продукции;
  • своевременность доставки (авторы предлагают устроить рейтинг поставщиков на основе факторов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);
  • цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);
  • обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);
  • повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;
  • техническая инженерная и производственная мощность;
  • оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
  • детальная оценка финансов и управления.

     Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм – производителей продукции при выборе (или предварительном  отборе) поставщиков материальных ресурсов. Некоторые специалисты ставят во главу угла цену продукции. С точки  зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это  нецелесообразно. Цена – это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием  при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у них можно приобрести самую качественную продукцию и на выгодных условиях, включая до – и послепродажный сервис, доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества и т. д. Если цена поставщика значительно ниже средней, это часто может являться предупреждением того, чтобы не выбирать этого поставщика. К сожалению, как показывает опыт, в отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из–за нехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщика руководствоваться, прежде всего, ценой продукции поставщика. Цена является главным критерием, остальные отходят на второй план.

     При выборе новых поставщиков зарубежные фирмы делают акцент на оценке их финансового  положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, где политическая и экономическая  нестабильность позволяет вести нечетный бизнес, существовать «фирмам – однодневкам».

Схема взвешенных оценок 

     По одному из видов сырья определим фактор качества как наиболее важный. Также выберем два других параметра — цену и обслуживание, менее важные, но существенные. Определим, что рейтинг поставщика будет оцениваться в предположении, что качество составляет 50% его исходной величины, а цена и обслуживание — по 25%.

     Выбираем систему начисления очков:

     Качество  — вычесть процент забракованных  предметов из исходных 100%;

     Обслуживание  — за каждую задержанную поставку вычесть 5 очков из 100%;

     Цена  — подсчитывается наименьший индекс цены на основании известных данных в процентах от действительно  уплаченной цены (разделить минимальную  известную цену на фактически уплаченную и умножить на 100).

     Пример, в последнем квартале поставщик задерживал поставки 5 раз, минимальная цена на тот период составляла 95% от уплаченной, забраковали 12% поставленной продукции. Оценили по схеме:

     Качество:

         Обслуживание:

         Цена:

         Итого:

         Аналогично рассчитываются рейтинги  по всем поставщикам, и выбирается  наилучший, т.е. тот, у кого  рейтинг будет выше. 
 
 
 
 

     Тема  данной статьи актуальна в настоящее время и будет актуальна еще долго, т.к., выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Эффективное управление закупками на предприятии может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества.

     Рациональный  выбор поставщиков предопределяет в целом развитие предприятия, что требует тщательного анализа.

     Предприятие в первую очередь должно заботиться о получении прибыли, так как  прибыль является важным показателем  положения фирмы на рынке. Величина прибыли в какой-то степени зависит  и от грамотного выбора поставщиков.

     Успешный  выбор поставщика зависит от того, насколько фирма может проанализировать его деятельность в отношении качества, обслуживания и цены. Данные компоненты рассматриваются при отборе в первую очередь.

     На  основании выше изложенного можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:

  1. В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.
  2. Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок.
  3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.
  4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п.
  5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.   

Информация о работе Методы выбора и оценка поставщика