Методы оценки и выбора поставщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является на основе изучения методов оценки и выбора поставщиков выработать направления совершенствования работы по выбору и оценке поставщиков на предприятии.

Оглавление

Введение
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1.Понятия закупочной логистики…………………………………………….......5
1.2.Критерии оценки поставщиков…………………………………………………7
1.3.Методы оценки поставщиков………………………………………………….10
2.АНАЛИЗ РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ НА ПРЕДПРИЯТИЕ
2.1.Краткая характеристика предприятия . Основные показатели хозяйственной финансовой деятельности …………………………………………………………15
2.2.Организация работы, выбор и оценка поставщиков…………………………18
2.3.Анализ результатов работы с поставщиками…………………………….......21
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА НА ПРЕДПРИЯТИЕ………………………………………………………...………….24

Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемых источников………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

алексеенко.docx

— 104.67 Кб (Скачать)

Содержание

 

Содержание

Введение

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1.Понятия  закупочной логистики…………………………………………….......5

1.2.Критерии  оценки поставщиков…………………………………………………7

1.3.Методы  оценки поставщиков………………………………………………….10

2.АНАЛИЗ РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ НА ПРЕДПРИЯТИЕ            

2.1.Краткая  характеристика предприятия . Основные показатели хозяйственной финансовой деятельности …………………………………………………………15

2.2.Организация  работы, выбор и оценка поставщиков…………………………18

2.3.Анализ  результатов работы с поставщиками…………………………….......21

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА НА ПРЕДПРИЯТИЕ………………………………………………………...………….24

 

Заключение………………………………………………………………………….31

Список используемых источников………………………………………………..32         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важность выбора поставщика объясняется  не только функционированием на современном  рынке большого количества поставщиков  одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства. Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия. Возможны два направления выбора поставщика:

-  выбор поставщика из числа  компаний, которые уже были вашими  поставщиками (или являются ими)  и с которыми уже установлены  деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний;

-  выбор нового поставщика  в результате поиска и анализа  требуемого рынка: рынка, с  которым компания уже работает, или совершенно нового рынка. Для проверки потенциального поставщика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ.

Предприятия сотрудничают как с  отечественными, так и с зарубежными  поставщиками. Различают поставщиков: товаров, услуг, работ. Для повышения  объективности оценки потенциального поставщика предприятия могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др. при выборе поставщика самостоятельно на предприятии создаётся экспертная группа, задача которой состоит в рассмотрении  различных вариантов поставщиков, оценке и выборе поставщика товаров, работ, услуг. Главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика: качество продукции, надежность поставщика (честность, отзывчивость, и т. д.), цена, качество обслуживания, условия платежа. Как показывает практика, системе установленных критериев может соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

Однако на многих предприятиях выбор  поставщика проводится формально и единственным критерием, оказывающим влияние на выбор поставщика товаров и услуг, является цена.

Несомненно, необходимым элементом  выбора поставщика является изучение закупочной логистики.

          Целью курсовой работы является на основе изучения методов оценки и выбора поставщиков выработать направления совершенствования работы по выбору и оценке поставщиков на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА  НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1.Понятия  закупочной логистики

 

      Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

      Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

     Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

— элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

— элементом  микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

— самостоятельной  системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

     Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент  макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы - улучшается положение предприятия, как ее элемента.

2. Служба  снабжения, являясь элементом  организовавшего ее предприятия,  должна органически вписываться  в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производство—сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП ) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.  

Цепь снабжение—производство—сбыт  должна строиться   на основе современной  концепции маркетинга, то есть вначале  должна разрабатываться стратегия  сбыта, затем, исходя из нее,  стратегия  развития производства и уже затем  стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг  намечает  данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность  функционирования службы снабжения,  возможность реализации перечисленных  целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.[1, с.114]

 

 

 

 

 

 

1.2 Критерии оценки поставщиков

 

Критерии  оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут  быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может  быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора являются следующие:

а) сведения о компании : размер, финансовое состояние, производственный диапазон, географическое размещение, менеджмент;

б) сведения о продукте: качество товара, цена товара, надежность упаковки (для  отдельных видов продукции);

в) оказываемые услуги: своевременная  доставка товара, количество отказов, обслуживание жалоб, технический надзор и обслуживание (где необходим);

г) обслуживающий персонал: знание собственной  компании, собственного продукта, отрасли закупщика, компании-закупщика; объем продаж, скорость оформления заказа,  порядок выполнения заказов, сопровождение поставки.

Критерии  оценки поставщиков могут быть абсолютно  разные, но наиболее выгодным партнером  окажется тот, у кого наибольшее количество баллов [4, с.103].

Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, например более 60. К ним относятся:

- удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и  экстренных заказов; 

- организация управления качеством  продукцииу поставщика;

- психологический климат в трудовом  коллективе поставщика;

- риск забастовок у поставщика;

- способность поставщика обеспечить  поставку запасных частей в течение всего сроки службы поставленного оборудования;

- и др.

Критерий  оценки поставщика происходит после  отбора нескольких потенциальных поставщиков. Далее проводится их оценка согласно удельного веса критерия и оценке значения критерия по десятибальной  шкале.

Приведем  пример расчета критерия оценки поставщика (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 - Расчет критерия оценки поставщиков

Критерии выбора поставщика

Оценка важности критерия

Удельный вес критерия

Поставщик А

Поставщик Б

Оценка работы поставщика

Произведение удельного веса критерия  на оценку

Оценка работы поставщика

Произведение удельного веса критерия  на оценку

Надёжность поставки

4

0,267

6

1,6

10

2,7

Цена

5

0,33

8

2,64

5

1,65

Качество товара

3

0,2

8

1,6

8

1,6

Условия платежа

1

0,06

7

0,42

9

0,03

Возможность внеплановых поставок

2

0,13

8

1,04

5

0,65

Итого

 

1,0

 

7,3

 

6,63


Надежность  поставки у Поставщика Б выше, чем  у Поставщика А. У Поставщика Б  значительно привлекательнее цена и условия поставки. Но у Поставщика А имеется возможность делать внеплановые поставки, а у Поставщик  Б делать такие поставки возможности  нет.

Исходя  из расчёта оценки работы поставщиков  можно сделать вывод о том, что лучше выбрать поставщика А. Тем более, что итоговое количество баллов у Поставщик А значительно  выше. Если такие параметры закупщика  не устраивают, то ему нужно опять  искать потенциальных партнеров.

Обобщение рассмотренных подходов позволяет  выделить главные критерии, на которых строится система выбора поставщика:

1. Качество продукции. Относится  к способности  поставщика  обеспечить товары и услуги  в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя  независимо оттого, соответствует ли она спецификации.

2. Надежность поставщика (честность,  отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с данной компанией, 
финансовая стабильность, репутация и своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки и т. д.).

3. Цена. В цене должны учитываться  все затраты  на закупку  конкретного материального ресурса,  т.е. транспортировку, административные расходы,  риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т. д.

4. Качество обслуживания. Оценка по  данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.

5. Условия платежа и возможность  внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения  внеплановых поставок,  позволяют  избежать многих проблем снабжения.

Как показывает практика, системе установленных  критериев может соответствовать  несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы оценки поставщиков

 

Процедура выбора поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными  и эффективными являются:

Информация о работе Методы оценки и выбора поставщиков