Методы оценки и выбора поставщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является на основе изучения методов оценки и выбора поставщиков выработать направления совершенствования работы по выбору и оценке поставщиков на предприятии.

Оглавление

Введение
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1.Понятия закупочной логистики…………………………………………….......5
1.2.Критерии оценки поставщиков…………………………………………………7
1.3.Методы оценки поставщиков………………………………………………….10
2.АНАЛИЗ РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ НА ПРЕДПРИЯТИЕ
2.1.Краткая характеристика предприятия . Основные показатели хозяйственной финансовой деятельности …………………………………………………………15
2.2.Организация работы, выбор и оценка поставщиков…………………………18
2.3.Анализ результатов работы с поставщиками…………………………….......21
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА НА ПРЕДПРИЯТИЕ………………………………………………………...………….24

Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемых источников………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

алексеенко.docx

— 104.67 Кб (Скачать)

– конкурсные торги;

– письменные переговоры между поставщиком  и потребителем.

Конкурсные  торги (тендеры) — распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.

Проведение  тендера включает следующие этапы:

– реклама;

– разработка тендерной документации;

– публикация тендерной документации;

– приемка и вскрытие тендерных  предложений;

– оценка тендерных предложений;

– подтверждение квалификации участников торгов;

– предложение и присуждение контракта [4, с.93].

Организация конкурсных торгов – сложная и  многоплановая работа. Тендерная  документация, имеет довольно большой  объем и исполняет ряд важных функций, а именно:

– инструктирует участников тендера  о процедуре торгов;

– дает описание закупаемых товаров или  услуг;

– устанавливает критерии для оценки предложений;

– определяет условия будущего контракта.

Оценка  тендерных предложении ведется  в строгом соответствии с критериями, приведенными в тендерной документации. Основные правила процедуры оценки таковы:

– предварительное назначение членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений;

– рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям  изложенным в тендерной документации;

– безусловное следование объявленным  в тендерной документации процедурам оценки.

Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений, в котором  должно быть показано, как оценивались  тендерные предложения, обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению контракта. Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение [4, с.94].

Другим  вариантом процедуры получения  предложения от потенциального поставщика могут быть: письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый – когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (или оферты). Эти документы аналогичны предложениям, получаемым от поставщиков при проведении конкурсных торгов. В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты:

– наименование товара;

– количество и качество товара;

– цену;

– условия и срок поставки;

– условия платежа;

– характеристику тары и упаковки;

– порядок приемки-сдачи.

Оферты  могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока  действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения. Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу в пределах срока действия оферты подтверждение о принятии предложения. Продавцу могут быть направлены и контрусловия покупателя. Если контрагентам не удается прийти  к соглашению в течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета обязательств продавца, взятых им по твердой оферте. Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам [4, с.95].

Свободная оферта не включает в себя никаких  обязательств продавца по отношению  к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.

При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком  и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и пр.), кроме цены, которая укапывается в ответном предложении. В случае если потенциальный покупатель обращается к своим постоянным контрагентам, то вместо запроса может быть выслан заказ.

Но  чаще всего выбор поставщика осуществляется следующими способами:

1) анализ возможных вариантов и  предложений осуществляет торговый  агент предприятия, отвечающий  за закупки. Он выбирает поставщика  исходя прежде всего из наиболее  низких закупочных цен, делает  заказ, следит за его выполнением  и старается разрешить возникающие вопросы.

2) заключается в коллегиальном  обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта.

Выявление и изучение источников закупки и  поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации.

Обычные источники информации — это каталоги (в печатном или электронном виде), торговые журналы, различного рода рекламные  объявления, прайс-листы, торговые директории (регистры) поставщиков и товаров, торговые представительства и др.

Каталоги  наиболее известных источников снабжения  содержат, например, информацию о производственных источниках, предложениях, перечень товаров, находящихся в наличии у дистрибьюторов, цены, размеры скидок и т. п. Торговые журналы, являясь ценным источником информации о потенциальных поставщиках, несут покупателю общую информацию о новой продукции и сырье, а также определенную рекламу [4, с.96].

Торговые  директории или регистры — это  источники, в которых приводятся списки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы, продукция, в некоторых случаях финансовое положение или место в продажах. Они также содержат списки названий товаров на рынке е указанием их производителей и списки сырья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика. Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типу товара, по его производителю или по названию товара.

Торговые  представительства, возможно, являются одним из наиболее ценных, имеющихся в наличии средств информации об источниках снабжения, видах продукции и общей ситуации на рынке закупок.

Особое  внимание в качестве средства информации об источниках снабжения отводится Интернету. В последние годы Интернет в РБ активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе и для снабжения.

Большое количество и разнообразие потенциальных  поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Возможны  два направления выбора поставщика:

– выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний;

– выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка (в случае принятия решения о диверсификации деятельности).  Для  проверки  потенциального  поставщика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка,  которые действительно имеют серьезный  шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.

Для повышения объективности оценки потенциального поставщика предприятия  могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых  является подготовка информации о поставщиках.

Оценка  предложений поступивших к потенциальному потребителю, может вестись разными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основным критерием для отбора предложения является высокое качество в сочетании с минимальной ценой [4, с.97].

Имеется два основных критерия выбора поставщика:

– стоимость приобретения продукции  или услуг;

– качество обслуживания.

Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести: изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т. п.

Качество  обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от недопоставок, которые могут возникнуть, нарушений сроков доставки и т. п. Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.

Для сбора информации, требуется использование  разнообразных источников. Ими могут быть:

– собственное расследование;

– местные  источники, такие,  как  действующие  на  данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

– банки и финансовые институты;

– конкуренты потенциального поставщика;

– торгоные ассоциации, например Торгово-промышленная палата РБ;

– информационные агентства;

–государственные  источники, такие,  как  регистрационные  палаты, налоговая, лицензионные службы и   пр., обладающие открытой для ознакомления информацией [4, с.98].

В отборе источников информации следует  руководствоваться следующими правилами:

- Нельзя ограничиваться одним  источником  информации, вне зависимости  от объема и глубины предоставляемой  им информации;

- Как минимум один из используемых  источников должен быть независимым,  т, е. не быть заинтересованным  в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.

 

 

 

2 АНАЛИЗ РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Краткая  характеристика предприятия. Основные  показатели хозяйственной финансовой  деятельности.

          Предприятие ОДО ТПК «БелЕвроТекс» было основано в 2002 году. Главный офис компании и ее производственная часть находятся по адресу г.Могилев ул. Белинского 3. (здание бывшей средней школы №24). За десять лет работы предприятию удалось завоевать доверие потребителей и заручиться поддержкой серьезных партнеров.

          Сегодня годовой объем выпуска продукции составляет около 100.000 единиц одежды в широком модельном (более 200 моделей) и размерном (от 40-го до 58-го) диапазоне. Предприятие оснащено современным промышленным швейным оборудованием: спецмашинами технологической джинсовой линии GLOBAL, оборудованием для влажно-тепловой обработки готовых изделий, оборудованием и уникальными технологиями "варки" джинсовых и льняных изделий. Все это позволяет производить качественную одежду широкого модельного ряда, постоянно изменяемого с учетом моды и сезонности.

Ежемесячно  проектируется, разрабатывается и  выпускается до 10 новых моделей, которые, как правило, в последующем  уже не повторяются, а их количество ограничено 1-2 кроями (200-300 единиц). Данный подход бесспорно повышает продаваемость изделий.

           Философия предприятия звучит так: выпуск качественной, современной одежды для широкой аудитории покупателей в разумном ценовом диапазоне. Благодаря такой политике бренд "BАLEKS" выпускаемый ОДО ТПК «БелЕвроТекс» стал узнаваем не только в Беларуси, но и за ее пределами.

 

 

 

 

 

Иерархическая структура руководства компании ОДО ТПК «БелЕвроТекс»

представлена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1- структура  руководства ОДО ТПК «БелЕвроТекс»

 

Основные показатели хозяйственной  финансовой деятельности.

 

Основные показатели, характеризующие  деятельность предприятия ОДО ТПК  «БелЕвроТекс» представлены в таблице 1.1

 

Таблица 1.1 – Основные показатели деятельности предприятия

                         ОДО ТПК «БелЕвроТекс»

Показатель

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Темп роста, %

1.Объем производства продукции,  работ, услуг, млн. р.

 

5124

 

10109

 

4985

 

197,28

2. Выручка от реализации товаров,  продукции, работ, услуг (за  вычетом налогов и сборов, включаемых  в выручку) млн.р.

4694

9908

5214

211,07

3. Себестоимость реализованных товаров,  продукции, работ, услуг, млн.р.

3911

8205

4294

209,79

4. Прибыль от реализации товаров,  продукции, работ, услуг, млн.р.

1512

4642

3130

307,01

5. Рентабельность продаж,  %

32,0

46,0

14,0

143,75

6. Среднесписочная численность работников, чел.

151

162

11

115,10

7. Среднемесячная заработная плата,  тыс.р.

3257

3925

668

120,50

Информация о работе Методы оценки и выбора поставщиков