Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ лидерства руководителя в организации и обоснование предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотрения сущности, роли, значения лидерства в управлении организацией;
- анализа проявления стилей лидерства руководителей организации в ДСУ-17;
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Природа лидерства и основные ее концепции
1.2. Стили лидерства, их анализ и система оценок
1.3. Зарубежный опыт лидерства в организации
2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДСУ-17
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности Дорожно-стороительного управления-17
2.2. Оценка и анализ стилей лидерства руководителей организации
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ДСУ-17 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Оценка эффективности системы управления и труда руководителей ДСУ-17
3.2. Основные направления совершенствования лидерства руководителей в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Данная тенденция положительна и свидетельствует о росте прибыльности деятельности организации.
Рассмотрим состояние персонала ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2».
Динамика и структура численности работников организации представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Динамика состава и структуры численности работников ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2» за 2008-2010 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+,-) | Темп изменения, % | |||||||||
2008 | 2009 | 2010 | ||||||||||
Численность, чел. | Удельный вес, % | Численность, чел. | Удельный вес, % | Численность, чел. | Удельный вес, % | 2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009 г. | |||||
Численность, чел. | Удельный вес, % | Численность, чел. | Удельный вес, % | 2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | |||||||
Руководите-ли | 30 | 12,3 | 25 | 12,3 | 26 | 11,7 | -5 | 0 | 1 | -0,6 | 83,3 | 100,0 |
Специа-листы | 28 | 11,5 | 22 | 10,8 | 24 | 10,8 | -6 | -0,7 | 2 | 0,0 | 78,6 | 93,9 |
Другие служащие | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
Рабочие | 185 | 76,2 | 156 | 76,9 | 173 | 77,5 | -29 | 0,6 | 17 | 0,6 | 84,3 | 100,9 |
Списочная численность работников | 243 | 100,0 | 203 | 100,0 | 223 | 100 | -40 | 0 | 20 | 0,0 | 83,5 | 100,0 |
Примечание: Источник: собственная разработка на основании приложения Е
Большинство работников организации являются рабочими – 77,6% в 2009 году. Это связано со спецификой деятельности ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2». В 2009 году отмечается уменьшение численности рабочих. Удельный вес рабочих в структуре списочной численности имеет тенденцию роста.
Руководители составляют в 2009 году 11,7% в списочной численности работников, специалисты - 10,8%.
Таким образом, исследуемое предприятие ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2» обособленное подразделение ОАО «ДСТ-2, г.Гомель», предмет деятельности организации - строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог, площадок и др. За исследуемый период предприятие в целом работает эффективно. Имеет место увеличение объемов производства, рост производительности труда, фондоотдачи, прибыли и рентабельности. К числу негативных показателей следует отнести уменьшение численности.
Перейдем непосредственно к анализу стилей лидерства руководителей организации.
2.2 Оценка и анализ стилей лидерства руководителей организации
Произведем совместно со специалистами отдела кадров оценку относительной эффективности стиля работы руководства в ДСУ-17 на примере директора на основании анкетных данных [36, с.278] (Приложение Ж). Результаты оценки фактического стиля управления сведем в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 - Качества директора
Экспертное упорядочение по степени значимости | Качества директора | Фактическое упорядочение по степени значимости | Средние оценки в баллах |
1 | Умение создать сплоченный коллектив | 2 | 4,23 |
2 | Дисциплина | 1 | 4,31 |
3 | Знание организации производства | 3 | 4,21 |
4 | Умение эффективно использовать работников | 6 | 4,09 |
5 | Умение обеспечить контроль | 8 | 3,86 |
6 | Знание технологии | 4 | 4,17 |
7 | Ответственность | 5 | 4,14 |
8 | Добросовестность | 10 | 3,73 |
9 | Чуткое отношение к людям | 11 | 3,67 |
10 | Знание техники | 9 | 3,78 |
11 | Умение эффективно использовать стимулирование | 12 | 3,63 |
12 | Целеустремленность | 14 | 3,51 |
13 | Поддержка нового, передового | 13 | 3,57 |
14 | Предприимчивость | 7 | 3,99 |
15 | Трудолюбие | 15 | 3,43 |
16 | Умение прислушиваться к критике, самокритичность | 16 | 3,41 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе [36, с.278].
Самыми важными качествами директора являются знание организации производства, умение создать сплоченный коллектив, дисциплина. И последнее место по значимости занимают: предприимчивость, трудолюбие, умение прислушиваться к критике, самокритичность. Экспертная оценка знания организации производства [36, c.278] полностью совпадает с фактической, фактическая оценка дисциплины занимает первое место, умение создать сплоченный коллектив – второе место.
Для более полной характеристики стиля управления определим, как сотрудники оценивают установившуюся ориентацию стиля своего руководителя (фактический стиль) и желаемый стиль управления.
Высказывания в тесте сформулированы альтернативно. С обоими из них по каждой позиции согласиться нельзя. Степень согласия оценивается с помощью четырех вариантов ответа. Ответ А – 0 баллов, Б – 2 балла, В – 3 балла, Г – 5 баллов. Суммарная оценка по всем позициям показывает отношение к стилю
Чем ниже общее число баллов, тем меньше ориентация оцениваемого руководителя на кооперативный, солидарный, интегрально-демократический стиль.
Представим результаты тестовой оценки, осуществленной специалистами организации, в таблице 2.4.
Как видно из результатов тестирования специалистов, 13 человек (52% опрошенных работников) охарактеризовали фактический стиль управления директора как жестко авторитарный, 9 человек (36%) оценили его как доброжелательно-авторитарный (директивный), 1 человек (4%) считает, что руководитель использует коллегиально-демократический стиль принятия управленческих решений, 2 человека (8%) уверены, руководитель применяет солидарный (интегрально-демократический) стиль управления. Для 12 человек (48%) желаемым стилем является коллегиально-демократический, для 13 человек (52%) наиболее приемлемым выступает интегрально-демократический стиль.
Таблица 2.4 - Тестовая оценка стиля управления
№ работника | Стиль руководства | № работника | Стиль руководства | ||
| Фактический | Желаемый |
| Фактический | Желаемый |
1 | 2 | 28 | 14 | 31 | 46 |
2 | 10 | 32 | 15 | 6 | 28 |
3 | 19 | 34 | 16 | 22 | 30 |
4 | 20 | 30 | 17 | 24 | 31 |
5 | 22 | 28 | 18 | 12 | 28 |
6 | 6 | 32 | 19 | 0 | 30 |
7 | 17 | 45 | 20 | 12 | 32 |
8 | 28 | 50 | 21 | 18 | 36 |
9 | 12 | 28 | 22 | 22 | 31 |
10 | 26 | 32 | 23 | 24 | 33 |
11 | 32 | 50 | 24 | 17 | 32 |
12 | 34 | 48 | 25 | 19 | 31 |
13 | 26 | 30 | - | - | - |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Рассмотрим профессиограммы руководителей организации (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Профессиограммы руководителей ДСУ-17
Показатель профессиограммы | Главный бухгалтер | Мастер участка | Начальник ОМТС |
Компетентность профессиональная | + | + | + |
Способность руководить людьми (лидерские свойства, способность максимально использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки, четкого формулирования целей и задач, и справедливых санкций) | + | + | + |
Достоинство, ответственность, уважение сотрудников (самоконтроль, беспристрастность, лояльность, самокритичность, ориентация на общественное мнение) | + | + | + |
Мотивация достижения успеха (энергичность, инициативность, способность к упорной работе на результат, желание быть лучшим) | + | + | + |
Стратегическое мышление (долгосрочное предвидение, гибкость мышления, способность к продуцированию идей, широта взглядов) | + | + | + |
Тенденция к развитию и изменениям (желание развиваться, чувство нового, способность видеть необходимость изменений и предлагать пути развития) | + | + | + |
Окончание таблицы 2.5
Показатель профессиограммы | Главный бухгалтер | Мастер участка | Начальник ОМТС |
Коммуникативные качества (способность общаться с людьми, способность выслушивать мнение других, способность создавать коллектив с гармоничной атмосферой) | + | + | + |
Корпоративный дух. Преданность организации | + | + | + |