Лидерство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 11:56, реферат

Краткое описание

В современном мире между людьми существует жесткая конкуренция, выдержать которую может далеко не каждый. Однако сложно встретить человека, который бы не хотел добиться высот в своей карьере, в своем бизнесе. К сожалению, одного желания порой недостаточно. В наши дни создано и будет создаваться огромное количество организаций с большими перспективами, но для того, что бы эти перспективы развить и предоставить тем, кому они необходимы, нужен лидер-управленец, который сможет и направлять за собой людей, и развивать «в ногу со временем» компанию . Для того, чтобы ознакомиться с глубокой темой лидерства в организации, обратимся к основным понятиям Лидера, Лидерства в целом и к особенностям лидеров в управлении.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3стр.
1.Типы лидерства в организации ,их функции и стили управления………………….5стр.
1.1.Типы лидерства……………………………………………………………….5стр.
1.2.Стили лидерства………………………………………………………………7стр.
1.3.Функции лидера в организации…………………………………………...…8стр.
2. Власть и влияние как психологическая основа лидерства и руководства…………9стр.
2.1. Сущность власти, ресурсы и виды власти………………………………….9стр.
2.2. Сущность, средства и виды влияния………………………………….........10стр.
2.3.Психологические законы управления………………………………………12стр.
3.Инструменты лидера в управлении организацией……………………………..........14стр.
Заключение……………………………………………………………………………......16стр.
Список используемой литературы………………………………………………….......18стр.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 47.81 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

 

 

Реферат

На тему  «Лидерство в организации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент                                                                 Малых Екатерина Александровна

                                                                                             Специальность: Менеджмент                        

                                                                                             Курс: Теория менеджмента

                                                                                             Номер группы: ЗБ-080210-21

 

 

Проверил                                                                            профессор кафедры УСЭС

                                                                                              Д.э.н. Некрасов В.И.

 

 

 

2015

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………...3стр.

1.Типы лидерства в организации ,их функции и стили управления………………….5стр.

1.1.Типы лидерства……………………………………………………………….5стр.

1.2.Стили лидерства………………………………………………………………7стр.

1.3.Функции лидера в организации…………………………………………...…8стр.                                                                             

2. Власть и влияние как психологическая основа лидерства и руководства…………9стр.

            2.1. Сущность власти, ресурсы и виды власти………………………………….9стр.

            2.2. Сущность, средства и виды влияния………………………………….........10стр.

            2.3.Психологические законы управления………………………………………12стр.

3.Инструменты лидера в управлении  организацией……………………………..........14стр.

Заключение……………………………………………………………………………......16стр.

Список используемой литературы………………………………………………….......18стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В современном мире между людьми существует жесткая конкуренция, выдержать которую может далеко не каждый. Однако сложно встретить человека, который бы не хотел добиться высот в своей карьере, в своем бизнесе. К сожалению, одного желания порой недостаточно. В наши дни создано и будет создаваться огромное количество организаций с большими перспективами, но для того, что бы эти перспективы развить и предоставить тем, кому они необходимы, нужен лидер-управленец, который сможет и направлять за собой людей, и развивать «в ногу со временем» компанию . Для того, чтобы ознакомиться с глубокой темой лидерства в организации, обратимся к основным понятиям Лидера, Лидерства в целом и к особенностям лидеров в управлении.

  В настоящее время существует множество точек зрения относительно того, что представляет собой лидерство:

1) лидерство есть разновидность  власти, особенностью которой является  направленность сверху вниз, и  обладают такой властью не  большинство, а определенный человек  или же отдельная группа лиц;

2) лидерство – это естественный  социально-психологический процесс  в коллективе, который строится  посредством влияния авторитета  одного человека на остальных  членов коллектива. Влияние представляет  собой такое поведение, посредством  которого осуществляется изменение  поведения, взаимоотношений других  людей. Влияние может выражаться  в самых различных формах, а  именно: путем убеждения, внушения, принуждения, а также с помощью  идей;

3) лидерство – это показатель  эмоционально-психологической общности  группы и образец поведения  для ее членов. Данное определение  находит признание именно в  отечественной психологии. Как утверждает  Кричевский: «Роль лидера возникает  стихийно, 1ее нет в штатных расписаниях, лидерство – феномен психологический, в то время как руководство – социальный».

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

 Исследования показывают, что  знания и способности лидера  оцениваются людьми всегда значительно  выше, чем соответствующие качества  остальных членов группы. Лидеру  присущи следующие психологические  качества: уверенность в себе, острый  и гибкий ум, компетентность как  доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности  психологии людей, организаторские  способности. 

“Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки”

Проблема лидерства и руководства в организации является одной из самых важных и актуальных проблем современного менеджмента. В России и на Западе проблема лидерства и руководства в организации является приоритетной в изучении и освоении менеджмента. Особое внимание к этой проблеме повышается в результате того, что происходит усложнение управления и возрастание роли в нем человеческих факторов. Несмотря на всю важность вопроса руководства и лидерства в организации, в литературе эти понятия часто путаются.  
Таким образом, основной целью данной работы является подробное рассмотрение вопроса лидерства и руководства в организации. 

 

Цели данной работы:

1.Ознакомиться с типами, стилями и функциями лидерства в организации

2. Разобраться в психологических  основах управления

3.Ознакомиться с инструментами  лидерства в управлении 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Типы лидерства в организации ,их функции и стили управления

1.1.Типы лидерства

  Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

Деловое лидерство Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

Эмоциональное лидерство Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

Ситуативное лидерство Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

• лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);  
• лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);  
• лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);  
• лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);  
• лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли "звезды", служит образцом, идеалом);  
• лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

По содержанию различают:

• лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;  
• лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;  
• лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой.

Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

"Один из нас". Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как "первый среди равных" в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива.

"Лучший из нас". Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания.

"Хороший человек". Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.

"Служитель". Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как "одного из нас", другие же воспринимают его одновременно и как "лучшего из нас", и как "служителя" и т.п. Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации).

Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

• Конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

• Деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);

• Нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, - один из важнейших компонентов эффективного руководства.

Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо.

Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию.

В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.

 

 

 

 

 

1.2.Стили лидерства

 Авторитарный стиль лидерства Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.

Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие - "железная требовательность", угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, но их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями.

Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

Демократический стиль лидерства Этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера - внутри группы.

Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива.

При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Пассивный стиль лидерства Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных.

Установка подобного лидера - по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы.

Этот стиль позволяет начать дело так как видится возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Информация о работе Лидерство в организации