Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 11:56, реферат
В современном мире между людьми существует жесткая конкуренция, выдержать которую может далеко не каждый. Однако сложно встретить человека, который бы не хотел добиться высот в своей карьере, в своем бизнесе. К сожалению, одного желания порой недостаточно. В наши дни создано и будет создаваться огромное количество организаций с большими перспективами, но для того, что бы эти перспективы развить и предоставить тем, кому они необходимы, нужен лидер-управленец, который сможет и направлять за собой людей, и развивать «в ногу со временем» компанию . Для того, чтобы ознакомиться с глубокой темой лидерства в организации, обратимся к основным понятиям Лидера, Лидерства в целом и к особенностям лидеров в управлении.
Введение…………………………………………………………………………………...3стр.
1.Типы лидерства в организации ,их функции и стили управления………………….5стр.
1.1.Типы лидерства……………………………………………………………….5стр.
1.2.Стили лидерства………………………………………………………………7стр.
1.3.Функции лидера в организации…………………………………………...…8стр.
2. Власть и влияние как психологическая основа лидерства и руководства…………9стр.
2.1. Сущность власти, ресурсы и виды власти………………………………….9стр.
2.2. Сущность, средства и виды влияния………………………………….........10стр.
2.3.Психологические законы управления………………………………………12стр.
3.Инструменты лидера в управлении организацией……………………………..........14стр.
Заключение……………………………………………………………………………......16стр.
Список используемой литературы………………………………………………….......18стр.
Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.
1.3.Функции лидеров в организации
Карьера лидера зависит не только от
общих условий, но и от его личных качеств.
Его успех возможен при осуществлении
ряда функций. Назовем некоторые из них.
Административная функция. Наиболее
очевидной для лидера является роль верховного
координатора деятельности группы. Независимо
от того, сам ли он разрабатывает основные
направления деловой политики или они
предписываются ему сверху, в круг его
ответственности неизменно входит функция
наблюдения за исполнением. Причем сущность
административной функции заключается
не в самостоятельном выполнении работы,
а в предписании ее другим членам группы.
Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной
программе. Она должна быть ориентирована
на удовлетворение интересов всех или
деятельного большинства общества, притязаний
возможно большего числа людей и групп,
но при условии, что они не будут ущемлять
интересы других слоев общества. Эта идеальная
установка на практике редко может быть
осуществлена, особенно полностью, без
исключений. Но сама по себе она - условие
лидерства и его успеха. Немало реформ
и революций окончилось неудачей из-за
отсутствия своевременных, ясных и продуманных,
понятных обществу и доступных для выполнения
политических программ.
Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил
на портале церкви в Виттенберге свои
знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях
католической иерархии и церковных властей,
он точно отразил в них настроение отчаявшегося
от нужды и преследований народа. Лютер
оказался подлинным лидером. Идея религиозной
и политической реформы овладела умами
и всколыхнула Германию, а за ней и другие
страны. Лидер предлагает обществу свою
программу и по существу вырабатывает
ее совместно с обществом и лучшими выразителями
его интересов.
Организационная функция включает создание кадров и системы управления,
сплочение сторонников, планирование
политических процессов и действий, практических
аспектов политической работы. Лидер формирует
аппарат, распределяет в нем обязанности,
создает условия для воспитания, выдвижения
и назначения руководителей, контролирует
и регулирует отношения между ними, ориентирует
их на компромисс или на решительное изменение
политики и замену руководства и др.
Координационная функция - согласование действий институтов власти,
учреждений, направлений их деятельности.
Лидер должен приводить их решения и политический
выбор в соответствие с общественным мнением,
с принятой в обществе системой ценностей.
Интегративная функция - сплочение
единомышленников, окружения, общества
вокруг программы лидера.
Воспитание лидера и его самовоспитание
предполагают тренировку умения вести
за собой людей, устанавливать отношения
с ними и на этой основе организовывать
политическое управление. Лидера отличают
не честолюбие, желание или умение выделиться
и реальное превосходство, а подлинное
естественное право сильной, волевой и
одновременно интеллектуальной личности
вести за собой людей.
Он должен уметь, как говорил У. Черчилль,
извлекать пользу из самых невыгодных
положений. Особое искусство лидера - обращать
в союзников скрытых и даже явных противников.
2.Власть и влияние как психологическая основа лидерства и руководства
2.1. Сущность власти, ресурсы и виды власти.
Власть как психологический феномен характеризуется возможностью лидера, руководителя побудить человека сделать нечто, что он иначе не стал бы делать, т.е. потребовать от человека выполнить какое-то действие или не выполнять его при достижении общих целей деятельности, организации (группы).На первый план выступает поведенческий уровень, когда говорим о влиянии, мы отмечаем нацеленность этого феномена на изменение внутренних психологических установок, мнений, потребностей человека. Если власть является прерогативой руководителя, а не лидера, то она может быть охарактеризована как легитимное, законное право отдавать приказы подчиненным, а также право поощрять, или наказывать их. Власть опирается на различные ресурсы, которые могут быть идеальными (воля, характер, организаторские способности человека) или материальными (деньги, средства, поощрения, принуждения), на которых основывается процесс властного влияния.
Средства влияния делят на три группы:
1) Средства влияния, которые не зависят от конкретного человека (являющегося руководителем), но связаны сего официальной позицией, ролью, положением в обществе. Если эта позиция дает возможность контроля над распоряжением благ, имеет поддержку закона, обычая, которая обязует людей подчиняться лицу, обладающим властью.
2) Средства
влияния, которые определяются
3) Средства
влияния, которые связаны с
Все эти средства влияния взаимосвязаны между собой.
Виды власти:
1) Власть вознаграждения.
2) Власть принуждения или наказания.
Это простые типы властного влияния, они неэффективны, требуют множество усилий со стороны влияющего, основаны на расчете. Если власть основана на насилии, то у объекта влияния возникнут негативные чувства, в результате чего возникает протестное поведению, что приводит к внутренним и внешним конфликтам.
3) Нормативная
(формальная) власть, основанная на
договоре, предполагает наличие
у сотрудника определенного
4) Власть эталонная.
Руководитель действует на
5) Экспертная
власть построена на разумной
вере подчиненного в
6) Информационная
власть. Руководитель располагает
информацией, доступной лишь «избранным»,
которые позволяют ему
Пятый и шестой вид власти предполагают низкий статус подчиненных по отношению к руководителю. К феномену влияния относится эталонная власть.
2.2. Сущность, средства и виды влияния.
Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных, паралингвистических и невербальных.
При первой встрече каждый из нас на 55% верит невербальным сигналам другого человека, на 38% - паралингвистическим и на 7% - содержанию речи. При последующих встречах это соотношение изменяется.
Инициатор влияния - коммуникатор, объект воздействия влияния - реципиент.
Выделяют подчиняющий вид влияния - властное влияние, которое может быть следующих типов: убеждение, внушение, принуждение, заражение, сообщение, пробуждение импульса к подражанию
Некоторые виды влияния более эффективно используются теми людьми, которые не только не обладают властными полномочиями, но и внешне не кажутся авторитарными. К таким видам влияния относятся: просьба, формирование благосклонности, манипулирование, деструктивная критика, игнорирование, самопродвижение.
1. Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменения их суждений, отношения, намерения или решения. Два способа убеждения:
- прямой - предоставляется
системы аргументов, стимулирующей
соответствующие мысли и
- косвенный, основан
на том, что коммуникатор выглядит
человеком компетентным, заслуживающим
доверие, привлекательным, обаятельным,
производит впечатление
Средство влияния: предъявление адресату четких ясных аргументов в приемлемых для него: темпе, терминах; а также «уверенность», «убедительность», «привлекательность», «обаяние коммуникатора».
2. Внушение (суггестивное влияние) - сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее целью изменения их состояния, отношения к чему - либо, изменению предрасположенности к определенным действиям.
Средства оказания влияния: уверенность вербального и невербального поведения; четкая размеренная речь; личность авторитета; магнетизм коммуникатора; использование условий, усиливающих суггестивное влияние (ритуальное прикосновение, звуки, освещение, внушающий партнер).
3.3аражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которая каким-то образом перенимает это состояние или отношение. Передаваться и усваиваться состояние может как произвольно, так и не произвольно.
Средства оказания влияния: высокая энергетика собственного поведения коммуникатора, постоянное наращивание интенсивности действий, артистизм в использовании действий, вовлечение партнера в выполнение действий, индивидуализированный взгляд, прикосновение, телесный контакт.
4. Пробуждение импульса к подражанию - способность коммуникатора вызвать стремление быть подобным себе. Это стремление подражать может быть как произвольным, так и непроизвольным. Способность также может быть произвольной и непроизвольной.
Средства оказания влияния: авторитет, демонстрация высоких образцов мастерства, служение идеи, доблести, милосердие, личный магнетизм, публичная известность, модное оформление внешности и модное поведение.
5. Принуждение - требование выполнять распоряжений инициатора, подкрепленное открытыми или подозреваемыми угрозами.
Средства оказания влияния: объявление жестко определенных способов, сроков выполнения работы без каких-либо обоснованных объяснений; наложение не подлежащих обсуждению запретов, ограничений; запугивание возможными последствиями; угроза наказанием в наиболее грубых формах, физической расправой.
6. Сообщение - вид воздействия, основным фактором влияния которого является сама информация, ее содержание, воспринимая которое человек корректирует свое поведение и на ее основе принимает решения.
7. Самопродвижение - открытое предъявление свидетельств своей компетентности квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству, благодаря этому получить преимущества и назначение на должность.
Средства оказания влияния: реальная демонстрация своих возможностей, предъявление дипломов, сертификатов, грамот, печатных работ, официальных отзывов (самопрезентация).
8. Формирование благосклонности - развитие у адресата положительного отношения к себе при воздействии на адресата на бессознательном уровне.
Средства оказания влияния: высказывание благоприятных суждений (комплименты, лесть), подражание адресата, оказание услуг адресату, разнообразные формы проявления инициатором своей незаурядности.
9. Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
Средства оказания влияния: ясные и вежливые формулировки, проявление уважение к праву адресата отказать в просьбе, если его выполнение неудобно ему.
10. Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека, грубое агрессивное суждение и осмысление его поступков и дел.
Средства оказания влияния: принижение личности партнера по общению, высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить; высказывание справедливых критических замечаний адресату, который находится в состоянии подавленности неудачей.
11. Игнорирование - умышленное невнимание по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспроизводиться как признак пренебрежения и неуважения, но в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения оплошности или неловкости, допущенной партнером.
Средства оказания влияния: демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей», уводящие в сторону вопросы, внезапная смена темы.
12. Манипуляция - скрытое от адресата побуждение его к принятию решений или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором собственных целей, т.е. это использование другого человека в своих интересах.
Средства оказания влияния: «невинный» обман, введение в заблуждение, преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, «глупости», чтобы пробить у адресата стремление помочь, сделать за адресата его работу; «невинный шантаж».
Эффективность воздействия, влияния инициатора на адресата зависит от пола, возраста, социального статуса, опыта, авторитета, психологических качеств. С содержательней стороны влияние может быть управленческим, педагогическим, идеологическим и т.д. и осуществляется на разных уровнях психики осознаваемом и неосознаваемом.
Влияние - процесс, через который поведение одного изменяет состояние других людей, их отношение, поведение, знание, ценности и т.д.
2.3.Психологические законы управления
Психологические законы управления проявляются в процессе взаимодействия людей в различного рода группах.
Основные законы:
1) закон неопределенности отклика;
2) закон неадекватности взаимного восприятия;
3) закон неадекватности самооценки;
4) закон искажения информации;
5) закон самосохранения;
6) закон компенсации.
Закон неопределенности отклика. 1) Разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковое воздействие. 2) Один и тот же человек в разное время может по-разному реагировать на одно и то же воздействие в зависимости от эмоционального состояния, настроения и т.д.
Нельзя предвидеть в полной мере ответную реакцию человека на определенное воздействие.
Закон неадекватности взаимного восприятия. Человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достигнута для принятия серьезных управленческих решений относительно этого человека. С учетом этого закона рекомендуется использовать следующие принципы подхода к людям:
- принцип универсальной талантливости. «Нет людей бездарных и неспособных, а есть люди, занятые не своим делом»;
- принцип развития способностей человека;
- принцип неисчерпаемости:
ни одна оценка данная