Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 11:56, реферат
В современном мире между людьми существует жесткая конкуренция, выдержать которую может далеко не каждый. Однако сложно встретить человека, который бы не хотел добиться высот в своей карьере, в своем бизнесе. К сожалению, одного желания порой недостаточно. В наши дни создано и будет создаваться огромное количество организаций с большими перспективами, но для того, что бы эти перспективы развить и предоставить тем, кому они необходимы, нужен лидер-управленец, который сможет и направлять за собой людей, и развивать «в ногу со временем» компанию . Для того, чтобы ознакомиться с глубокой темой лидерства в организации, обратимся к основным понятиям Лидера, Лидерства в целом и к особенностям лидеров в управлении.
Введение…………………………………………………………………………………...3стр.
1.Типы лидерства в организации ,их функции и стили управления………………….5стр.
1.1.Типы лидерства……………………………………………………………….5стр.
1.2.Стили лидерства………………………………………………………………7стр.
1.3.Функции лидера в организации…………………………………………...…8стр.
2. Власть и влияние как психологическая основа лидерства и руководства…………9стр.
2.1. Сущность власти, ресурсы и виды власти………………………………….9стр.
2.2. Сущность, средства и виды влияния………………………………….........10стр.
2.3.Психологические законы управления………………………………………12стр.
3.Инструменты лидера в управлении организацией……………………………..........14стр.
Заключение……………………………………………………………………………......16стр.
Список используемой литературы………………………………………………….......18стр.
Закон неадекватности самооценки. Человеку свойственно себя в чем-то переоценивать, в чем-то недооценивать. Для повышения адекватности самооценки необходимо овладеть различными приемами и методами самоанализа.
Закон искажения информации. Управленческая информация имеет тенденцию к искажению смысла в процессе движения сверху вниз. Устная информация восприниматься и адекватно интерпретироваться с точностью до 50% +- 30%.
Если информация не полная или доступ к ней ограничен, а она является значимой для человека, то люди начинают домысливать, дополнят ее, опираясь на собственные догадки. Чтобы искажение к минимуму, рекомендуют устную информацию всегда дополнять письменной: уменьшать количество передаточных звеньев; своевременно снабжать информацией сотрудников по вопросам, которые касаются их деятельности, поддерживать обратную связь с сотрудниками.
Закон самосохранения. Мотив, определяющий поведение человека - сохранение личного статуса, достоинства, состоятельности.
Закон компенсации. Человек, имеющий недостатки, сложности или проблемы в определенной области жизнедеятельности осознанно или нет, старается компенсировать их усиленной работой в другой области.
3.Инструменты лидера в управлении организацией
1. Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей, в отличие от пессимиста, который старается слушать как можно меньше, ожидая лишь плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию, в то время как пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от них мало прока. Оптимист приветствует идеи, которые выдвигают его подчиненные, для пессимиста же новые идеи неизбежно становятся проблемой и, вероятно, ни во что не воплотятся.
2. Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их искренне интересует то, что делают другие, и это внимание возвышает в глазах подчиненного как его самого, так и лидера. Хороший лидер доступен, он не прячется за дверью своего кабинета.
3. Коммуникативность. Хороший лидер постоянно и эффективно общается с людьми. По мнению одного из экспертов, среди которых проводился опрос относительно ведущих черт американских лидеров, иногда лидер вынужден сообщать своим людям все, что знает, и то, чего не знает.
4. Лидер должен быть смелым (склонность к риску). Лидер всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Лидер никогда не скажет: «Мы не станем это делать таким способом», без основательных на то причин. Лидер должен подталкивать людей все к новым и новым вопросам, поощрять стремление к инновациям. Организация прекращает продвижение к процветанию, как только в ней перестают осуществляться изменения.
5. Лидер должен обладать широтой взгляда. Лидер должен проявлять большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Он задает вопросы, старается быть полезным, не надоедая им. Если ему придется продвинуться по службе, никогда не лишне иметь более широкие знания, нежели об одном каком-то отделе, подразделении или управлении.
6. Лидер тактичен и внимателен. Это простой закон жизни – вы добьетесь от людей больше с помощью меда, чем уксуса. В нашем стремлении во что бы то ни стало увидеть работу выполненной мы становимся нетерпеливыми, нетерпимыми и глухими к чувствам других. Один мудрец сказал, что каждое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы. Лучшие лидеры проявляют заботу о людях тактичным и внимательным обращением с ними.
7. Лидер прежде всего справедлив. Когда лидер принимает решения насчет оценки чьей-то деятельности, рабочих заданий, повышения по службе, повышения зарплаты, найма на работу или увольнения, они затрагивают интересы всей группы. Например, если сотрудник получает надбавку – а он ничего не сделал, чтобы ее заслужит, — это вызовет волну протеста среди других сотрудников. Поэтому так важно быть справедливым.
8. Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным –это говорить им, когда они правы и когда неправы. Быть честным – это умение признавать свои собственные ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах фирмы или ее сотрудников всегда должна быть превыше всего.
9. Лидер честолюбив. Он, естественно, честолюбив в отношении самого себя, но честолюбие хорошего лидера распространяется и на его подчиненных. Он радуется достижениям сотрудников и разделяет их успех. Таким образом он вдохновляет других своим энтузиазмом и энергией, и все успевает по службе.
10. Целостность, последовательность. У лидера должны быть ценности и он должен последовательно делать то, что считает правильным. Будучи непоследовательным, лидер не может ожидать, что люди пойдут за ним. Смена настроений, раздражительность сегодня и эйфория завтра, сумбурная и непредсказуемая реакция на проблему или ситуацию – все это ложиться тяжелым бременем на подчиненных.
11. Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия — вот отличительные черты сильного лидера. Люди, которые уверены в себе без того, чтобы непрестанно твердить об этом, обладают своего рода магнетизмом. Уже сама уверенность в поведении внушает подчиненным доверие и чувство спокойствия. Конечно, никто не может быть стопроцентно уверен в себе в любых ситуациях. Но у кого больше шансов забить гол – у человека, который выходит на штрафную площадку с убежденностью, что ему это удастся, или у того, кого одолевают сомнения?
12. Лидер должен быть наставником. Я поставила это качество в конец списка, однако общеизвестно: каждый крупный лидер в истории прежде всего был учителем. Причем важно уяснить, что наставничество не ограничивается прямыми служебными обязанностями. Лидер должен передавать также свой опыт лидерства. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность, решительность, — все черты, которые мы выше обсуждали.
Заключение:
Готовность многих людей брать на себя инициативу, выполнять функции лидера, выявляя проблемы на своем уровне и решая их, определяется как важнейшее условие жизнеспособности современной организации, а также общества в целом.
Организации, добившиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенных наборов качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывается влияние или взаимодействует на других, с другой, лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение.
1.Как мы выяснили ,по типам лидерство делится на деловое ,эмоциональное и ситуативное. Так же, выделяются 6 основных типов (ролей) лидера :
-лидер-организатор
-лидер-инициатор
-лидер-генератор эмоционального настроя
-лидер-эрудит
-лидер-эталон
-лидер-мастер, умелец
2.По стилям
лидерство бывает авторитарным,
демократическим(является
3.Основные функции лидеров в организации:
-Административная
-Конструктивная
-Организационная
-Интегративная
4.Психологическая
основа лидерства и
-Власть вознаграждения
-Власть принуждения и наказания
-Нормативная власть
-Эталонная власть
-Экспертная власть
-Информационная власть
5.Выделяют подчиняющие виды влияния: убеждение, внушение, принуждение, сообщение, пробуждение импульса к подражанию . Иные эффективные виды влияния: просьба, манипулирование, деструктивная критика, игнорирование, самопродвижение
6.Инструменты
лидера в управлении
Список используемой литературы:
1. ВиханскийО.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: уч.пособие под ред. О.С. Виханского: 3-е издание. М.: «МГУ» 1995г. с.404-413
2. РусалиноваА.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовымколлективом // Трудовой коллектив как объект и субъект управления –Л.1980-с.101
3.Яхонтова Е.С. “Психология деловых отношений”, М. 1997
4. Ю. Н. Емельянов. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,1971
5.АлифановС.А. Основные направления анализа лидерства // Вопр. психол. 1991. № 3. С.90–98.
6.Кочеткова,А.И. Основы управления персоналом: учебник/ А.И.Кочеткова. -М.: ТЕИС,2000.-56с.
1