Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 16:44, реферат
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Введение
1.Содержание понятия лидерства в управлении организацией.
2.Типы подходов к изучению лидерства.
3.Теория лидерских качеств.
4.Концепция лидерского поведения.
Выводы и предложения.
Список используемой литературы.
Введение
1.Содержание понятия
2.Типы подходов к изучению лидерства.
3.Теория лидерских качеств.
4.Концепция лидерского поведения.
Выводы и предложения.
Список используемой литературы.
Приложения.
Введение
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес
к изучению лидерства начал расти
еще больше, о чем свидетельствует
появление работ Дж. Мак - Грегора
Бернса,
Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.
Однако в настоящее
время появляются труды российских
ученых, затрагивающие проблемы лидерства.
( Например, книга Р.Л.Кричевского
“Если вы - руководитель” об элементах
психологии менеджмента в повседневной
работе руководителя и лидера в организации,
а по технологии лидерства - коллективная
работа авторов московского центра
политических исследований
“Никколо М “ “Имидж лидера”.)
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых
исследований в некоторых
- низким уровнем
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
1.Содержание понятия
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Он может быть назначен
официально, а может и не занимать
никакого официального положения, но фактически
руководить коллективом в силу своих
организаторских способностей. Руководитель
назначен официально, извне, а лидер
выдвигается “снизу”. Лидер не только
направляет и ведет своих последователей,
но и хочет вести их за собой, а
последователи не просто идут за лидером,
но и хотят идти за ним. Исследования
показывают, что знания и способности
лидера оцениваются людьми всегда значительно
выше, чем соответствующие качества
остальных членов группы. Лидеру присущи
следующие психологические
Таким образом, лидером группы
может стать только тот человек,
кто способен привести группу к разрешению
тех или иных групповых ситуаций,
проблем, задач, кто несет в себе
наиболее важные для этой группы личностные
черты, кто несет в себе и разделяет
те ценности, которые присущи группе.
Лидер — это как бы зеркало группы, лидер
появляется в данной конкретной группе,
какова группа — таков и лидер. Человек,
который является лидером в одной группе,
совсем не обязательно станет вновь лидером
в другой группе
(группа другая, другие ценности, другие
ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства
(государственные,
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими
способностями в состоянии
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально- психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.
Доверие к лидеру — это
признание его высоких
Структура механизмов воздействия
лидеров на массу зависит от свойств
последователей. Лидер находится
в сильнейшей зависимости от коллектива.
Группа, имея образ лидера, — модель, требует
от реального лидера, с одной стороны,
соответствия ей, а с другой — от лидера
требуется способность выражать интересы
группы. Только при соблюдении этого условия
последователи не просто идут за своим
лидером, но и желают идти за ним.
В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.
Лидерство — это процесс социальной организации и управления
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
2.Типы подходов к изучению лидерства.
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет
два значения: индивид, обладающий наиболее
ярко выраженными, полезными (с точки
зрения внутригруппового интереса) качествами,
благодаря которым его
Понятие лидерства широко
распространено в социологии, политологии,
психологии и ряде других наук о
человеке и обществе. Этому феномену
посвящены обширные теоретические
и эмпирические исследования. Изучение
лидерства имеет
Очевидно, что лидерство
как явление, основывается на определенных
объективных потребностях сложно организованных
систем. К ним относятся, прежде всего,
потребность в самоорганизации,
упорядочении поведения отдельных
элементов системы в целях
обеспечения ее жизненной и функциональной
способности. Такая упорядоченность
осуществляется через вертикальное
(управление-подчинение) и горизонтальное
(одноуровневые связи) распределение
функций и ролей, и прежде всего,
через выделение управленческой
функции и осуществляющих ее структур,
которые для своей эффективной
работы требуют иерархической, пирамидальной
организации.
Вершиной такой управленческой пирамиды
выступает ни кто иной, как лидер.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются.
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их теоретических оснований на три группы :[1]
1. Исходящие из того, что
лидерство - универсальный феномен
человеческой деятельности, что
и закономерности его
2. Отождествляющие лидерство
с руководством и управлением,
при этом формальное обладание
властью рассматривается как
необходимое и достаточное
3. Рассматривающие лидерство
как специфическое явление
Лидерство осуществляется через функционирование
конкретного механизма - одного из необходимых
политических институтов.
Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.
В античности лидерство носило
личностный характер, представляя собой
влияние, основанное на авторитете конкретного
индивида, его достоинствах.
Взаимоотношения лидера и его сторонников
были близки к отношениям “учитель
- ученик”, поскольку политическая жизнь
связывалась с решением мировоззренческих
вопросов.
В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.
В современном обществе лидерство ( в особенности политическое) представляет собой способ построения власти , основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.
Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.
Существуют различные классификации феномена лидерства.
В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на :
-традиционных лидеров,
которыми обычно являются
-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
-харизматических - лидеров,
наделенных, по мнению масс, особой
благодатью, выдающимися качествами,
необычайной способностью к
Харизма складывается из реальных способностей
лидера и тех качеств, которыми его наделяют
последователи. Примером харизматических
лидеров были
Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.
“Харизмой” следует называть
качество личности, признаваемое необычайным,
благодаря которому она оценивается
как одаренная
“приверженцами”[2]
Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории : преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.