Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ лидерства руководителя в организации и обоснование предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотрения сущности, роли, значения лидерства в управлении организацией;
- анализа проявления стилей лидерства руководителей организации в ДСУ-17;
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Природа лидерства и основные ее концепции
1.2. Стили лидерства, их анализ и система оценок
1.3. Зарубежный опыт лидерства в организации
2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДСУ-17
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности Дорожно-стороительного управления-17
2.2. Оценка и анализ стилей лидерства руководителей организации
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ДСУ-17 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Оценка эффективности системы управления и труда руководителей ДСУ-17
3.2. Основные направления совершенствования лидерства руководителей в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Природа лидерства и основные ее концепции
1.2. Стили лидерства, их анализ и система оценок
1.3. Зарубежный опыт лидерства в организации
2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДСУ-17
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности Дорожно-стороительного управления-17
2.2. Оценка и анализ стилей лидерства руководителей организации
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ДСУ-17 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Оценка эффективности системы управления и труда руководителей ДСУ-17
3.2. Основные направления совершенствования лидерства руководителей в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Для успешной деятельности организаций, особенно в условиях финансового кризиса, необходим поиск наилучших решений в сфере управления организацией, выработка стратегии и тактики повышения эффективности управления.
От степени совершенства управляющей подсистемы зависит эффективность функционирования объекта управления, находящегося под постоянным воздействием многочисленных и разнообразных стилей руководства. Стиль лидерства руководителя характеризует устойчивую совокупность приемов и методов осуществления управленческой деятельности данным руководителем. Методы же указывают уже количественную меру направленности управления руководителя.
Актуальность проблематики изучения лидерства руководителя обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства. Вот почему совершенствование лидерства руководства особенно актуальны в настоящее время.
Это обусловило выбор темы курсовой работы, определило ее цели и задачи.
Целью данной работы является анализ лидерства руководителя в организации и обоснование предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотрения сущности, роли, значения лидерства в управлении организацией;
- анализа проявления стилей лидерства руководителей организации в ДСУ-17;
- определения путей повышения эффективности лидерства руководителя организации в современных условиях.
Предметом исследования является лидерство руководителя как фактор повышения эффективности деятельности организации.
Объектом работы является хозяйственно-финансовая деятельность Дорожно-строительного управления №17 ОАО «ДСТ-2, г.Гомель».
В качестве основных методов исследования применялись: тестирование личности, стиля руководства, анкетирование, наблюдения, анализ литературы, динамический анализ.
Практическая значимость работы заключается в выявлении проблем в области лидерства руководителей в рассматриваемой организации и разработке рекомендаций по совершенствованию, которые могут быть использованы руководством ДСУ-17.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, снабжена приложениями.
В первой главе определяется природа лидерства и основные ее концепции, стили лидерства, их анализ и система оценок, зарубежный опыт лидерства в организации.
Вторая глава охватывает анализ стилей руководства у руководителей ДСУ-17. Дана организационно-управленческая характеристика организации, проанализирован стиль и методы руководства руководителей.
В третьей главе рассмотрены пути повышения эффективности лидерства руководства ДСУ-17.
В приложении включены тестовая оценка фактического и желаемого стилей лидерства, теория З-Д, тест «Ваш стиль руководства», оценка стиля работы руководителя по использованию методов управления, характеристика четырех типов руководства, описание стилей руководства, устав учреждения, бухгалтерская и статистическая отчетность.
Источниками написания работы являются научные труды ведущих специалистов в области менеджмента, социальной психологии, управления персоналом: Петрович М. В. Управление организацией, Винокурова Л.В., Скрипюка И.И. Организационная психология, Петровский, А.В., Шпалинский, В.В. Социальная психология коллектива, Брасс, А. А. Основы теории организации и др., журналы «Управление персоналом», «Менеджмент за рубежом», «Управление предприятием в Республике Беларусь», «Российское предпринимательство» и др., а также информации практического характера, собранная и осмысленная в порядке личного ознакомления с деятельностью ДСУ-17.
1 Сущность, роль, значение лидерства в управлении организацией
1.1 Природа лидерства и основные ее концепции
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [19, c.87].
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Лидерство - это специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей [35, c.112].
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Современный лидер обладает следующими качествами [3, c.48].
1. Видение. Настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд.
2. Мотивация. Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду.
3. Распознавание слабых сигналов (чувствительность).
4. Гибкость в поведении. К каждому человеку должен быть свой подход.
В дополнение ниже перечислен список, на наш взгляд, наиболее важных лидерских качеств: целеустремлённость; внутренняя целостность; системность мышления; любознательность; активность; инициативность; желание большего; организованность; последовательность; коммуникабельность; создание доверия; самообладание; смелость; умение говорить; убеждать; умение слышать и слушать.
Одной из важнейших характеристик лидера может служить реализация всех этих навыков и умений в поведении. Любое слово должно воплощаться в действиях и поступках. Если лидер много говорит и мало делает, доверие к нему резко падает.
Лидерство стало объектом исследования с момента зарождения управления как науки. Существует три основных подхода к теории лидерства [34, c.150]:
- личностная теория (теория великих людей);
- поведенческий подход;
- ситуационный подход.
Согласно личностной теории лучшие из лидеров обладают определенным набором общих для всех личных качеств - высокой энергетикой, умением логически мыслить и аргументировать свою позицию, целеустремленностью, настойчивостью, впечатляющей внешностью, уверенностью в правоте своих идей [34, с.150]. Вместе с тем люди, имеющие эти качества, по-разному могут себя вести в разных ситуациях. В связи с этим личностная теория не дает оснований для утверждения абсолютного характера такой концепции выделения эффективных стилей руководства.
Согласно поведенческому подходу особенности управленческого общения руководителей и подчиненных носит приоритетный характер. Содержание стиля определяется отношением и поведением руководителя относительно подчиненных. Данный подход положен в основу наиболее известной классификации стилей на авторитарный, демократический и либеральный.
Согласно ситуационному подходу для эффективного руководства решающую роль могут сыграть дополнительные (ситуационные) факторы - потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Ни одна из этих концепций не дает однозначного ответа на природу стиля руководства. Формирование стиля происходит под воздействием и личных качеств, и поведения, и ситуации.
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии [19, c.87].
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
- социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
- политический тип лидерства (государственные, общественные деятели) [35, c.94].
Простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов:
1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет и т.п.
2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения.
3. Ситуативное лидерство. По своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией.
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер- генератор эмоционального настроя, лидер-эрудит, лидер-эталон, лидер- мастер, умелец [11].
Помимо названных, в управлении персоналом нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров [39, c.74]:
1) «один из нас». Лидер этого типа не выделяется среди членов группы;
2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентироваться на их мнение.
Психоаналитики выделили 10 типов лидерства [24, c.11
1. "Соверен" или "патриархальный повелитель". Лидер в образе строгого, но любимого отца способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе.
2. "Вожак". В нем люди видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту.
3. "Тиран". Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и страха, его считают самым сильным.
4. "Организатор ". Он выступает как сила для поддержания "Я - концепции" и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги.
5. "Соблазнитель ". Человек становится лидером играя на слабостях других.
6. "Герой". Жертвует собой ради других и увлекает за собой людей.
7. "Дурной пример". Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
8. "Кумир". Влечет, притягивает, положительно заряжает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.
9. "Изгой".
10. "Козел отпущения".
Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции.
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушают беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.