Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ лидерства руководителя в организации и обоснование предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотрения сущности, роли, значения лидерства в управлении организацией;
- анализа проявления стилей лидерства руководителей организации в ДСУ-17;
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Природа лидерства и основные ее концепции
1.2. Стили лидерства, их анализ и система оценок
1.3. Зарубежный опыт лидерства в организации
2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДСУ-17
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности Дорожно-стороительного управления-17
2.2. Оценка и анализ стилей лидерства руководителей организации
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ДСУ-17 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Оценка эффективности системы управления и труда руководителей ДСУ-17
3.2. Основные направления совершенствования лидерства руководителей в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществление целей организации, деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации, и нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности [25, c.61
Конструктивное лидерство - один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений [23].
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Лидерский рост осуществляется в соответствии со следующими ступенями [11]:
Внутреннее лидерство. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.
Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте.
Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов.
Системное или стратегическое лидерство (металидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами [42, c.98].
Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций [1, c.54]:
1 Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе.
2 Организационная функция - включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы.
3 Координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности.
4 Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.
Таким образом, лидерство является специфическим типом управленческого взаимодействия, основанным на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Выделяют различные типологии лидерства. Основными типами лидерства являются деловое, эмоциональное, ситуативное лидерство.
1.2 Стили лидерства, их анализ и система оценок
Одной из актуальных проблем в сфере управленческой деятельности является стиль лидерства.
Стиль лидерства – подход к делу, манера работать, совокупность приемов использования тех или иных организационных и мотивационных средств, свойственных какому-либо органу, работнику [29, с.56].
Стиль руководства в большей степени определяется характером, специфическими особенностями деятельности, которой занимается тот или иной орган или должностное лицо.
Объективные факторы стиля лидерства характеризуются спецификой управленческой структуры, закономерностями управления, окружающей производственной средой, особенностью руководимого коллектива, способами и приемами управления, используемыми вышестоящим руководством, уровнем практики управления.
Стиль управления может влиять на мотивацию, эффективность и производительность его подчиненных.
Согласно типологии индивидуальных стилей руководства, разработанной К.Левиным, выделяется три ведущих стиля руководства:
- авторитарный;
- демократический;
- нейтральный (либеральный) [29, с.58].
Отличительными параметрами этих стилей выступают характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы управления.
Методы управления – совокупность способов и средств воздействия руководителя на подчиненных ему работников для достижения определенных целей [30, с.18].
Различают экономические, организационные и социально-психологические методы управления.
Экономические методы управления – способы воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач, а именно: заработная плата, премии, дополнительные выплаты.
Социально-психологические методы включают моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.
К числу организационных методов относят: организационное проектирование, регламентирование, нормирование.
Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации. Данные методы большей частью относятся к конкретным ситуациям.
Взаимосвязь между стилями руководства и методами управления представим в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Взаимосвязь стилей и методов лидерства
Методы управления | Стили управления, +, -, степень предпочтительности методов | ||
Автократический | Демократический | Нейтральный | |
Характеризуется преимущественным использованием командных методов управления, ориентацией на задачу централизацией полномочий, единоличностью в решениях, подавлением инициативы, жестким контролем. Данному стилю присущи отсутствие гласности, предпочтение наказаниям, нетерпимость к критике, грубость в общении с подчиненными, устранение неугодных | Ориентируется на социально-психологические и экономические методы управлении, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы, умеренный контроль, полное информирование, широкую гласность, предпочтение поощрениям, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость, тактичность в общении и развитие творчества личности | Стиль характеризуется чертами: уходом от принятия стратегических важных решений; предоставлением делам возможности идти своим чередом; незначительным контролем ситуации и использованием коллективного способа принятия решений для ухода от ответственности; равнодушие к критике; безразличие к окружению и др. | |
Экономические | ++ | ++ | + |
Организационно-распорядительны | +++ | ++ | + |
Социально-психологические | + | + | +++ |
Примечание. Источник: [36, с.92].
Оценка лидерских качеств – это довольно сложный процесс определения мотивационной базы исследуемого, его психологических характеристик, личностных качеств и ценностей.
Существует множество методик оценки стиля лидерства [47, c.83]:
- с помощью оценки индивидуальных и групповых характеристик;
- однофакторный, четырехфакторный, многофакторный анализы стилей руководства;
- оценка стиля по методам управления;
- оценка по компетенциям (ассессмент);
- оценка эффективности управления;
- оценка эффективности управления мотивацией;
- оценка эффективности коллегиального управления;
- оценка соответствия структуры целей структуре деятельности и др.
К группе качественных методов оценки лидерства руководства обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии).
К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный.
Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника.
К группе комбинированных методов относят широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов.
Используются для оценки стиля лидерства и его общей эффективности методика «Многофакторный опросник лидерства», тестовая оценка фактического и желаемого стилей управления, теория З-Д, тест «Ваш стиль руководства», оценка стиля работы руководителя по использованию методов управления, характеристика четырех типов руководства и др. [36, c.408] Тестирование позволяет установить тип лидерства и его ключевые характеристики.
Таким образом, стиль лидерства руководства представляет собой подход к делу, манера работать, совокупность приемов использования тех или иных организационных и мотивационных средств, свойственных какому-либо органу, работнику. Основными стилями руководства являются: авторитарный, демократический, нейтральный (либеральный). Различают экономические, организационные и социально-психологические методы управления. Методами оценки стиля лидерства являются следующие методики: оценка индивидуальных и групповых характеристик; однофакторный, четырехфакторный, многофакторный анализы стилей руководства; оценка стиля по методам управления и др.
1.3 Зарубежный опыт лидерства в организации
К лидерству руководства любого уровня в зарубежной практике предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:
- наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
- компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спора на продукцию);
- владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках;
- умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
- высокая культура, честность, способность быть образцом во всем;
- умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
- способность и умение управлять ресурсами организации;
- умение прогнозировать и планировать работу организации;
- владение способами повышения эффективности управления и функционирования организации;
- владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;
- умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;
- хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;
- убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;
- уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;
- инициативность, целеустремленность;
- высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость;
- обаяние, популярность, привлекательность;
- готовность взять на себя ответственность;
- решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;
- знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проницательным и находчивым);
- умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.