Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:31, курсовая работа
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен
лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В
начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и
лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд
крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще
больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса,
Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ “ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ” ПО ТЕМЕ: “РУКОВОДСТВО И
ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ”
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен
лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В
начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и
лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд
крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще
больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса,
Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования
лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем,
связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области
исследования лидерства принадлежит западным ученым.
Однако в настоящее время появляются труды российских ученых,
затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского “Если
вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной
работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства -
коллективная работа авторов московского центра политических исследований
“Никколо М “ “Имидж лидера”.)
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных
руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность
организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов
эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства
достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере
зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в
организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое
значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
1. Типология лидерства.
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и
общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно
является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы
жизнедеятельности.
Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их
теоретических оснований на три группы :[1]
1. Исходящие из того, что лидерство - универсальный феномен
человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины
во всех сферах общества.
2. Отождествляющие лидерство с руководством и управлением, при этом
формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное
условие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое и
достаточное условие лидерства, как административная специфика явления
сводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностного
лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами
государственной власти.
3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной
жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам.
Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма -
одного из необходимых политических институтов.
Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц,
как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.
В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой
влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах.
Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель
- ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась с решением
мировоззренческих вопросов.
В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на
личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной
общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для
достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.
В современном обществе лидерство ( в особенности политическое)
представляет собой способ построения власти , основанный на интеграции
различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов
вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач
общественного развития.
Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных
усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени,
постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.
Существуют различные классификации феномена лидерства.
В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти
лидеров подразделяют на :
-традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи
и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;
-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные
демократическим путем;
-харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой
благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.
Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств,
которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были
Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум,
третьего - вера и эмоции.
“Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое
необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная
сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим
людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как
прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено
соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно
неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме,
“приверженцами”[2]
Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории :
преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные
взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих
воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и
сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального
взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.
Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и
Бернс, на “львов” и “лис”.
Анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению
между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что
реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух
категориях.[3]
Существует также деление лидеров на обычных ( “реальных”) и великих
( как великих “героев, так и великих “злодеев” ). Реальные лидеры не
оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что
только лидеры - герои ( либо злодеи) определяют ход истории.
На основе характера лидеров разделяют на “активно - позитивных” и
“активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно-
негативных”.
В современной политологии нередко называются четыре собирательных
образа лидера :
1. Лидера - знаменосца отличает собственное видение действительности,
наличие идеи, увлекающей массы.
2. Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересов
своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести свои идеи и
убедить людей в их преимуществе.
4. Лидер - пожарный ориентируется на решение наиболее актуальных
проблем в обществе, насущные требования момента.
В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в
сочетании у различных людей в разных пропорциях.
Американский социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство
высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд
отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.[4]
1. Лидерство “лицом к лицу” осуществляется в небольших группах, где
все участники процесса имеют возможность взаимодействовать между собой.
2. “Отдаленное” лидерство - это лидерство вождей, за которыми идут
многочисленные массы.
При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства.
Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь
различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный
момент времени.
1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря
которому он стал лидером.
2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный
лидер.
3. Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.
4. Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая
роль.
5. Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.
Какого рода лидерство мы получим при этом, зависит от характера и
сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства
предложил американский политолог М.Г.Херманн в своей работе “Составные
части лидерства”.[5]
М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют
в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на
лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких
требований можно назвать следующие:
- наличие и характер формализованных правил для принятия решений;
- степень подотчетности руководителя руководимым;
- сила и тип оппозиции;
- характер любых разделяемых убеждений;
- ресурсы, доступные для руководителя;
- организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.
Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может
иметь место лидерство, его контекст.
Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляется
руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет
уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем
он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах
лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство,
кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.
Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который
наделен властью принимать решения в отношении других людей, группы,
организации или правительства, который несет ответственность за последствия
любых своих решений.
В социально - психологической литературе можно встретить такую
типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров : “игроки”
и “открытые”.
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют
“пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя
исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной
отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся
правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней
удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.
“Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся
за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем
завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют
с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от
него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго.
Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым
авторитетом у своих подчиненных.[6]
В социально - психологической литературе существует также
классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается
существование трех основных типов лидеров:
- авторитарный;
- демократический;
- нейтральный ( анархический).
Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное
принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к
личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных