Лидерство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен
лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В
начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и
лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд
крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще
больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса,
Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА

2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Харизма 1.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

      Выполнение каждой функции зависит от выполнения трех остальных.  Таким

образом, основная задача руководства заключается в интеграции  всех  четырех

функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.

      Существует и несколько иная  точка  зрения,  сводящаяся  к  тому,  что

функции руководства следует рассматривать через управленческие  процессы   -

планирование,  организацию,  руководство  людьми,  мотивацию,  контроль   и,

соответственно, выделяются следующие функции руководителя:

      - администраторская ( прежде всего этап контроля);

      - стратегическая ( планирование и прогноз возможных  событий  в  сфере

деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);

      - экспертно - консультативная;

      - представительская;

      - воспитательная;

      - коммуникативно - регулирующая;

      - инновационная;

      - дисциплинарная.

       Важную  роль   в   процессе   руководства   играют   планирование   и

прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя,  направленная

на  предопределение  планов  на  последний  период  времени,  пробуждение  к

выполнению различных  видов  деятельности  и   определение  необходимых  для

этого средств, в результате чего должны быть поставлены  определенные  цели.

Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на  то,  чтобы

оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.

       Большую  роль  в  планировании  и  прогнозировании  играет   политика

организации.  Политика  организации  -  это  деятельность  руководителя   по

эффективному  использованию  инструкций  и  предписаний,   направленная   на

экономию времени.  Политика  организации  должна  быть  сформулирована  так,

чтобы сократить время в принятии управленческих  решений.  Умение  принимать

решения   и   способность   творчески   решать    проблемы    -    важнейшие

профессиональные качества руководителя, от  которого  зависит  эффективность

любой управленческой деятельности.

      В управленческом руководстве каждому руководителю,  лидеру  необходимы

также  знания  и  умение  коммуникативно  -  регулирующего  общения.  Каждый

руководитель обязан  создавать коммуникации  в  своем  коллективе,  чтобы  с

наименьшими затратами добиться желаемого результата.

      Если говорить о  коммуникации  в  управленческих  системах,  то  нужно

иметь в виду ее участников -  людей,  и,  с  учетом  человеческого  фактора,

коммуникацию необходимо  рассматривать  особым  образом,  так  как  во  всех

аспектах деятельности, где  затрагивается  человеческий  фактор,  начиная  с

найма на работу и заканчивая уходом на  пенсию,  потребность  в  эффективной

коммуникации является решающей.

      Говоря о коммуникации, нельзя  не  затронуть  проблему  мотивации  как

руководителя,  так  и  подчиненных.  Руководитель  заинтересован  в  высокой

мотивации своих сотрудников, но не в меньшей  степени  объектом  собственных

забот должен являться он сам. Чем  выше  заинтересованность  работника,  тем

лучше качество его работы.

      Выделяют следующие принципы мотивации:

      -участия;

      - коммуникации;

      - признания;

      - делегирования;

      - взаимности;

      - вертикальной нагрузки.

       В  конечном  итоге  деятельность  руководителя   через   вдохновение,

поощрение заставляет подчиненных  выполнять необходимую работу.

      Одной  из  важнейших  управленческих  задач,  а  также  важным  этапом

управленческого процесса является  контроль.  Контроль  -  это  деятельность

руководителя по изменению, регулированию и  оценке  полученных  результатов.

 

      Г.Кунц  и  О  Доннел  определяют  контроль  как  сравнение  полученных

результатов с нормативами[15]

      Существуют следующие  требования к контролю:

      - постоянность;

      - оперативность;

      - объективность;

      - открытость;

      - экономичность.

      Важным способом контроля является беседа руководителя с  подчиненными.

Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником.  Наличие  контроля

подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.

      Контроль тесно связан с другими  этапами  управленческого  процесса  и

своими  результатами  способен  побуждать  руководителя   вносить   в   него

необходимые коррективы.

       При  этом  контроль  обеспечивает  функционирование   в   организации

бесперебойной обратной связи ( метод делегирования полномочий) -  одного  из

важнейших условий эффективного руководства.

       Руководитель,  не  умеющий  и  не   желающий   пользоваться   методом

делегирования не может быть эффективным. Пока он не научится  делать  работу

руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы.

       Применение   делегирования   полномочий   требует   от   руководителя

определенной готовности:

      - передавать право принятия решения другим;

      - учитывать мнение других;

      - мириться с ошибками других;

      - доверять подчиненным;

      - найти и использовать средства контроля за действиями подчиненных.

       Делегирование  (  в  пределах  контроля)  это  не  способ   уйти   от

ответственности, это форма  разделения  управленческого  труда,  позволяющая

повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя,  но

не  снимает  с  него  обязанности  принимать  окончательное   решение,   той

обязанности, которая и делает его руководителем.

      В заключение можно отметить, что одним из важных инструментов в  руках

руководителя  является   информация,   находящаяся   в   его   распоряжении.

Используя, передавая  информацию  и  получая  ее,  руководитель  организует,

руководит  и  мотивирует  починенных.  Многое  зависит  от  его  способности

передавать информацию наиболее эффективным способом.

       Из  вышеизложенного   можно   сделать   вывод,   что   управленческое

руководство и лидерство есть сложные и многогранные  явления,  состоящие  из

различных  элементов.   Основными   их   составляющими   являются   природа,

коммуникации,  организация  деятельности,  от  которых  в  большой   степени

зависит эффективная работа организации.

      Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен  хорошо

представлять способности подчиненных и свои собственные  задачи,  полномочия

и качество информации.

Главной  задачей  руководителя  любого  уровня  является  достижение   целей

организации путем умножения  своих  интеллектуальных  и  физических  сил  на

коллективные усилия его подчиненных.

      Руководитель, желающий получать все, что  можно  от  подчиненных,  как

можно  более  эффективно  работать,  должен  умело  пользоваться  и  владеть

лидерством в зависимости от требований и целей организации.

 

      Заключение

       На  основании  вышеизложенного  материала  можно  сделать   следующие

выводы:

      1. До настоящего  времени  не  существует  универсального  определения

лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства.

       2.  Среди  различных  аспектов  лидерства   выделяется   политическое

лидерство,  как  занимающее  особое  положение.  Его   главная   особенность

заключается в масштабности и значимости для общества.

       3.  Руководство  -  основная  сила  в  организациях,   координирующая

деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь  с  окружающей  средой.

Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед  ней

целей.

       Лидерство  и  руководство  присутствуют  везде,  где  есть  власть  и

организация;

      Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством;

      При анализе и  сравнении  феноменов  лидерства  и  руководства  хорошо

видны различия и общее между  ними.  Наиболее  полно  различия  между  этими

понятиями  отражены  Б.Д.Парыгиным  в  его   книге   “Основы   социально   -

психологических теорий”.

      В связи с многообразием феноменов лидерства и  руководства  их  нельзя

вместить в рамки  курсовой  работы.  Помимо  приведенных  в  работе  теорий,

существует множество аспектов данной проблемы.

      В заключение  можно  сказать,  что  любому  управленцу  для  успешного

осуществления  своих  функций  нужно  уметь  вести  за  собой   подчиненных,

проявляя себя как лидера в организации.

 

 

 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Блондель Ж.. Политическое лидерство. - М., 1992

2.  Вебер  М..  Харизматическое  господство/  Социологические  исследования,

1988, № 5

3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.,1994

4. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М., 1971

5.Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 1994

6. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 1993

7. Кунц Г., О Доннел С..  Управление  :  системный  и  ситуационный   анализ

управленческих  функций. Т.2. - М., 1982

8.  Лоутон  А.,  Роуз  Э.  Организация  и   управление   в   государственных

учреждениях. - М., 1993

9. Огарков А.А. Теория организации, Волгоград, 1998

10. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М, 1971

11. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1994

12. Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 1992

13. Штукина Т.А. К новому  измерению  политического  лидерства.  -  Кентавр,

1994

 

-----------------------

[1] Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1994

[2] М.Вебер. Харизматическое господство/Социологические исследования, 1988,

№ 5

[3] Ж.Блондель. Политическое лидерство. - М., 1992

[4] Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 1994

[5] Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 1992

[6] Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М., 1994

[7] Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 1993

[8] Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М., 1971

[9] Штукина Т.А. К новому измерению феномена политического лидерства. -

Кентавр 1994, № 6

[10]Ж.Блондель. Политическое лидерство.- М., 1992

[11] Имидж лидера: психологическое пособие для политиков. - М.,1994

[12] Парыгин Б.Д. Основы социально психологических теорий. - М., 1971

[13] Лоутон А.,Роуз Э. Организация и управление в государственных

учреждениях. - М., 1993

[14] Джонсон Р.,Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М., 1971

[15] Кунц Г., О Доннел С., Управление: системный и ситуационный анализ

управленческих функций. Т.2. - М.,1982

 



Информация о работе Лидерство в организации