Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:31, курсовая работа
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен
лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В
начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и
лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд
крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще
больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса,
Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
лидер направляет и организовывает действия группы, предъявляющей к личности
лидера определенные требования. Лидерство этого уровня присуще всем
обществам.
2. Лидерство на уровне политических движений в контексте притязаний
на власть конкретных социальных слоев, связанных общностью политических
интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узкогрупповыми
интересами. В этом случае лидерство выполняет не только интегративную, но
и прагматическую функцию. Первые два уровня характеризуют власть в любом
обществе, независимо от формы государственного устройства и являются по
существу проявлением феномена лидерства в политике как одной из сфер
общественной жизни. Лидером второго уровня может быть как потенциальный
диктатор, так и будущий реформатор демократической ориентации.
3. Лидерство политическое как способ организации власти в условиях
существования гражданского общества, разделения властей, а также
дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и
соответствующего самосознания.
Политическое лидерство служит институтом, который включает большую
часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом.
Политическое лидерство, как механизм интеграции общества создается
создается не только посредством правовой регламентации деятельности
политики, но и морально - психологическими регулятивами. Судьба политики
зависит от поступка, за который он не обязательно несет ответственность, но
он может стоить ему карьеры.
В качестве специфического социального института политическое
лидерство обнаруживает себя по мере реализации следующих функций:
1. Интегративной ( интеграции интересов слоев населения в конкретной
политической программе,, в идеале предусматривающей удовлетворение
интересов каждой группы населения).
2. Координационной ( корреляция деятельности трех властных институтов
( парламента, суда, администрации) с принятой в обществе системой
регулятивов, с общественным мнением).
3.Прагматичной (превращение целей и задач, стоящих перед обществом и
формирующихся в идеологии, в конкретные программы действия.
С точки зрения содержания принято выделять следующие функции:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в
себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами
национальное единство, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
3. Социальный арбитраж и патронаж, поддержание порядка и законности с
помощью контроля, поощрения и наказания.
4. Коммуникация власти и масс, упрочение эмоциональной связи и тем
самым предотвращение отчуждения граждан от власти.
5. Инициирование обновления, генерированние оптимизма и социальной
энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван
охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества.
Политическое лидерство как сложное социальное явление неоднородно по
типологии. Типы политического лидерства строятся по следующим признакам :
1. Четкость политической цели, провозглашаемая в программных
заявлениях лидера, ясность для населения проводимых мер по ее реализации.
2. Наличие собственных подходов к решению политических проблем,
самобытность лидера.
3. Особенности взаимоотношений лидера и его соратников, методы
руководства, используемые лидером.
Предлагается следующая типология политических лидеров:
1. Автократический тип, предполагающий неограниченную личную власть,
жесткое давление на общественные структуры, насилие как атрибут
авторитарного стиля. В тоталитарной общественой системе к такому типу можно
отнести лидеров известных тоталитарных режимов ( сталинизм, фашизм).
2. Либеральный стиль, предполагающий гибкое политическое реагирование
на происходящие в обществе процессы: реформирование сверху с опережением
событий, политическое прогнозирование. Нередко этот стиль политического
лидера приводит к отчуждению масс от реального политического творчества, к
видимости демократических реформ и политических свобод.
3. Демократический стиль не был характерен для российской
политической истории как политическая традиция. Данный стиль в чистом виде
не представлен ни в одной стране. Демократический стиль основан на
всемерном привлечении широких слоев населения к управленческой политической
деятельности в элементарных повседневных формах, к высшему типу
политической деятельности - политическому творчеству. Данный стиль создает
предпосылки для становления самоорганизации и саморегулирования общества и
его структур.
Итак, в краткой форме было рассмотрено политическое лидерство, на
основании вышеизложенного в заключение можно сделать следующий вывод:
- В современной науке существует множество определений политического
лидерства, политическое лидерство представляет собой особый тип лидерства,
более заметный и значимый, чем другие формы лидерства. Круг задач и
функций, выполняемых политическими лидерами достаточно широк. Главной же
особенностью политического лидерства является его масштабность и значимость
для общества.
3. Руководство и лидерство
Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при
анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под
лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду
характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по-
вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.
Понятие же руководства относится к организации деятельности группы к
процессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиями
отражены в работе Б.Д.Парыгина:[12]
1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных
отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию
официальных отношений группы как социальной организации..
2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды ( ею и
является малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оно
связано системой общественных отношений.
3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной
социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот
процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым
под контролем различных элементов социальной структуры.
4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой
степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель -
явление более стабильное.
5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо
более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.
6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован
множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более
непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.
7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он
является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он
представляет малую группу в более широкой социальной системе.
В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:
1. Руководство и лидерство - средства координации отношений членов
социальной группы.
2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.
3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация
отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены
должностными инструкциями, а во втором - отношения никак не очерчены.
Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство
часто становится лидерством.
Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращает
сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.[13]
В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и
брать на себя ответственность - дело политиков, а не государственных
служащих. Лидерство на государственной службе - логическая несообразность в
условиях демократии (Лоутон, Роуз). Трудность с децентрализацией
ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается
в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так
что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с
ролью и целями политика.
Внутри государственной службы выделяются четыре фактора, влияющие на
лидерство :
- компетентность : административный персонал должен быть восприимчив
к проблемам, решения которых ждут от него лидеры;
- организация управления: разумная организация горизонтальных связей,
столь же важных, как и вертикальных. Следует искать оптимальный компромисс
между конфликтующими целями, устранять ситуацию, когда одни органы
действуют эффективнее, чем другие;
- тесная связь между бюрократией с одной стороны, лидерством и
правительством с другой. Государственные служащие должны быть такими, чтобы
на них можно было положиться. Но все зависит от того, какие требования
предъявляются государственным служащим: если они завышены, то это
деморализует. Сложность заключается в различии между карьерой политика и
карьерой государственного служащего. Когда политик приходит “извне”,
возникают трения. Воспитание лояльности государственных служащих различными
средствами, но не в ущерб инициативности - таково очевидное требование,
если лидеры ожидают от бюрократии помощи в достижении своих целей.
- бюрократия должна быть связана с населением, таким образом
трудности в реализации задач сводятся к минимуму.
Следует добавить, что лидеры должны иметь четкое представление о том,
что заключается в руководстве, чтобы оказывать на остальных направляющее
воздействие.
Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, что
руководство должно шире рассматривать работу организации и не забывать, в
какой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны быть
осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.
Многие трудности в государственных учреждениях обусловлены формальной
неразберихой, иерархической структурой, в которой развиваются эти
взаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами и
комитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства.
Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать
структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стиль
руководства, если структура не допускает соучастия и неформального
руководства.
Говоря о руководстве, можно привести точку зрения американских
исследователей Джонсона, Каста и Розенцвейга, которые определяют его как
“основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем
и определяет их взаимосвязь с окружающей средой”[14] Определяя задачи
руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить
неорганизованные материальные ресурсы в полезное и эффективное предприятие.
Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные
ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели.
Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы
руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и
интегрирует деятельность других сотрудников.
Функции руководства эти авторы определяют следующим образом :
1. Планирование - включает в себя выбор целей организации, а также
определение политики, программ, образа действий и методов их достижения,
обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.
2. Организация - направлена на объединение людей и материальных,
финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная
деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач,
стоящих перед организацией. Включает в себя: определение тех видов
административной деятельности, которые необходимы для достижения целей
предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям,
предоставление прав и установление ответственности за их исполнение.
3. Управление - обеспечивает работу различных подсистем в
соответствии с планом. Заключается в контроле деятельности подсистем с
последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организации.
4. Связь - передача информации между центрами различных подсистем и
организаций, обеспечивающими принятие решений и взаимный обмен информацией
с внешним миром.