Факторы эффективного лидерства в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство – понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начало 20 века чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в 16 в., по сути, была книгой о лидерстве и власти лидера. А, начиная, с 40-х годов ХХ века начались научные исследования природы и сущности лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теория эффективного лидерства………………………………………5
Основные определения понятия лидерства………………………….5
Подходы к определению факторов эффективного лидерства……...6
Различия между ролью лидера и менеджера………………………...8
Интуиция как навык руководителя………………………………….10
Глава 2. Анализ лидерских качеств на примере фирмы ООО «Колорада»….12
2.1 О фирме ООО «Колорада»…………………………………………...12
2.2 Система показателей, используемых предприятием для анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия………………..13
2.3 Кадровая политика предприятия…………………………………….15
2.4 Анализ лидерских качеств сотрудников компании ООО
«Колорада»………………………………………………………….…….16
Рекомендации по улучшению работы руководителя…………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………..33
Приложения……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик Шимин.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

                                              Министерство образования и науки РФ          

       ГОУ ВПО «Сочинский  государственный  университет туризма  и курортного 

                                                                       дела» 

      Филиал ГОУ ВПО  «Сочинский государственный университет туризма и

                курортного дела» в г. Нижний Новгород Нижегородской области 
 

                                 Факультет: менеджмент организации

                                 Кафедра: менеджмента

    Дисциплина: организационное поведение 
 

Курсовая  работа

«Факторы эффективного лидерства в организации» 
 

                                                                             Выполнил студент 4 курса ОФО

                                                 Группа М-44-07

                                               Филатова Н. А.  

                                      Защищена

                                                                       Преподаватель  Шимин Н. А.

                                                                       Оценка___________________

                                                                          Дата «___» __________ 2010 г.

                                      

                                                                              Дата поступления работы

                                                                              «___» __________ 2010 г. 
 

Нижний  Новгород

2010 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теория эффективного лидерства………………………………………5

    1. Основные определения понятия лидерства………………………….5
    2. Подходы к определению факторов эффективного лидерства……...6
    3. Различия между ролью лидера и менеджера………………………...8
    4. Интуиция как навык руководителя………………………………….10

Глава 2. Анализ лидерских качеств на примере фирмы ООО «Колорада»….12

     2.1 О фирме ООО «Колорада»…………………………………………...12

     2.2 Система показателей, используемых предприятием для анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия………………..13

     2.3 Кадровая политика предприятия…………………………………….15

     2.4 Анализ лидерских качеств сотрудников компании ООО

     «Колорада»………………………………………………………….…….16

Рекомендации  по улучшению работы руководителя…………………………26

Заключение………………………………………………………………………30

Список  использованных источников…………………………………………..33

Приложения…………………………………………………………………...…34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Лидерство – понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начало 20 века чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в 16 в., по сути, была книгой о лидерстве и власти лидера. А, начиная, с 40-х годов ХХ века начались научные исследования природы и сущности лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.

     Сейчас  мы все чаще и чаще можем встретить статьи, касающееся темы лидерства. Возникает вопрос: с чем связано возрастание интереса многих исследователей к данной теме? Проблема лидерства приобрела в последние годы особое значение в связи с изменениями в функционировании организации. Появились так называемые постиндустриальные, самообучающиеся, сетевые компании. Их отличают: повышенная гибкость, частая перестройка оргструктуры, акцент на адаптации к внешней среде, небольшие размеры, акцент на командности и самоуправляемости. Таким образом, происходит эволюция понятия лидерства, оно приобретает некий другой смысл в таких организациях и в результате по-новому влияет на нее. Соответственно данные изменения становятся объектом обсуждения экономистов и исследователей в изучаемой области.

     Цель  работы: изучение понятия лидерства, факторов эффективного лидерства, основные теории, нужны ли лидеры в стабильно работающей компании?

     Кроме того, в данной курсовой работе я  рассматриваю выполняемые роли руководителем, менеджером и лидером. Как правило, люди, занимающие эти позиции в организации, выполняют разные функции и поэтому обладают разными свойствами. А также, каким образом взаимодействуют руководители с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе, какие существуют в теории лидерства подходы к определению значимых факторов эффективного лидерства.

     Данная  курсовая работа будет вестись на примере компании ООО «Колорада». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теория эффективного лидерства. 

     1.1 Основные определения понятия  лидерства.

     Вопросы лидерства вызывали интерес людей  с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень  много исследований, тем не менее, все еще не существует полного  согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

     Быть  менеджером и быть лидером в организации  – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных  и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.

     Лидерство – это тип управленческого  взаимодействия (в одном случае между  лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен.[6,с.42]

     В практике управления лидерство - это  способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть, как средство, используется ими для ускорения этого достижения.[7,с.174] Самым удачным понятием из выше приведенных определений, я считаю, что лидерство это, прежде всего способность побуждать людей, влиять на их поведение для достижения личных целей и целей организации. 
 
 

     1.2 Подходы к определению факторов эффективного лидерства.

     Теория  лидерства пытается выявить и  предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые –  бихевиористы применили три подхода  к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.[6,с.543]

     Согласно  личностной теории лидерства или  теории великих людей лидерство  трактуется главным образом в  терминах относительно постоянных и  устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В итоге Стогдилл сделал вывод: «Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

     Поведенческий подход создал основу для классификации  стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом  и полезным инструментом понимания  сложностей лидерства. Разочарование  в подходе к лидерству с позиций личных качеств усиливалось примерно в тот же период, когда в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Таким образом, второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя, т.е. эффективность определяется манерой поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток заключался в тенденции исходить из предложения, что существует какой – то один оптимальный стиль руководства.

     Однако  более поздние исследования показали, что в эффективности руководства  решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. 
 
 
 
 
 

     1.3 Различия между ролью лидера и менеджера.

     В общественном сознании понятия лидер  и руководитель, менеджер практически не различаются. Тем не менее люди, занимающие эти позиции в организации, выполняют разные функции и поэтому должны обладать разными свойствами.

     В практике употребления слова «лидер»  смешиваются самые различные  смыслы. Лидер –это «вождь масс в  тоталитарно олигархическом обществе, и высший политический чин в бюрократическо – демократическом обществе». (М.Вебер), и менеджер, «отвечающий за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор и подготовку работников – за все то, что связано с деятельностью его подчиненных» (Г.Минцберг), и просто человек, способный повести других за собой, и передовик производства, и «лидер продаж».Однако в рамках научного менеджмента приходят к нижеследующему разделению.

     Если  условно выделить в организации  такие объекты приложения усилий, а как план, персонал, исполнение и результат, то лидер и менеджер займут по отношению к ним различные позиции.[8,с.60]

  • Лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении.
  • Лидер воодушевляет и мотивирует персонал, менеджер следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе.
  • Лидер поощряет людей в исполнении плана, менеджер следит за достижением промежуточных целей.
  • Лидер, оценив качество полученного результата, начинает планировать получение нового, менеджер оформляет полученный результат, добивается получения на его основе дополнительных преимуществ.

Информация о работе Факторы эффективного лидерства в организации