Факторы эффективного лидерства в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство – понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начало 20 века чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в 16 в., по сути, была книгой о лидерстве и власти лидера. А, начиная, с 40-х годов ХХ века начались научные исследования природы и сущности лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теория эффективного лидерства………………………………………5
Основные определения понятия лидерства………………………….5
Подходы к определению факторов эффективного лидерства……...6
Различия между ролью лидера и менеджера………………………...8
Интуиция как навык руководителя………………………………….10
Глава 2. Анализ лидерских качеств на примере фирмы ООО «Колорада»….12
2.1 О фирме ООО «Колорада»…………………………………………...12
2.2 Система показателей, используемых предприятием для анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия………………..13
2.3 Кадровая политика предприятия…………………………………….15
2.4 Анализ лидерских качеств сотрудников компании ООО
«Колорада»………………………………………………………….…….16
Рекомендации по улучшению работы руководителя…………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………..33
Приложения……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик Шимин.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

     Среди отличительных функций лидера мы можем выделить две группы: стратегические и социально – воспитательные (связанные с влиянием на людей).

     Один  из ведущих представителей теории «человеческих  отношений» Д. Мак Грегор считал, что  лидерства как такового не существует. Лидерство – это всегда определенное социальное отношение. В него следует  включить, по крайнем мере, четыре переменные:

  • характеристики лидера;
  • позиции, потребности и прочие характеристики его последователей
  • характеристики организации: ее цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению;
  • социальная, экономическая и политическая среда, в которой действует лидер.

     Таким образом, личностные особенности лидера не могут не рассматриваться в  более широком контексте. Участие  в организации ведет к появлению  социального этажа в анализе  психологических характеристик  лидерства и менеджмента.[10,с.234]

     Появление таких факторов, как среда, группа, ситуация, потребность контекста, заметно влияет на то, как начинает выглядеть феномен лидерства. Можно сказать, что:

  • лидер появляется, если он нужен (если среда или ситуация имеет на него запрос);
  • лидерству учатся, решая проблемы, существующие в организационном контексте.

     В заключении данной темы я хотела бы сказать, менеджеру необходимо уметь  контактировать с сотрудниками, занимающими  те или иные лидерские позиции  в коллективе хотя бы только потому, что они оказывают определенное внимание на коллектив или какую – то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее числить в союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны.  
 

     1.4 Интуиция как навык руководителя.

     Значение  умения применять интуицию в современной экономической ситуации повышается с каждым днем. В 2002г. Нобелевская премия по экономике была присуждена не экономисту, а психологу Д.Канеману. В своих книгах «Психология прогнозирования», «Принятие решений в условиях неопределенности» Канеман показал, что решения в области экономики принимаются людьми не на рациональном, а на эмоциональном и интуитивном уровне. На эту тему проводятся конференции в России и за рубежом. В 2004г. в Риге (Латвия) прошел Международный конгресс «BUSINTSS-INTUION 2004» («Бизнес-интуиция 2004»). В 2005г. в Москве была организована конференция «Успешный бизнес: интуиция или расчет?».

     В экономике известно большое количество великих интуитов, таких как Рокфеллер, Форд, Баффет и др. Все выдающиеся люди умели применять на практике интуицию, и именно ей были обязаны своим успехом. Г.Минцберг, обозреватель «Гарден Бизнес Ревью», провел опрос высокопоставленных чиновников и бизнесменов. Большинство из них постоянно решают проблемы, слишком сложные для рационального мышления, с помощью интуиции. Сейчас сама экономическая ситуация подталкивает менеджеров к тому, чтобы сделать интуицию главным консультантом при принятии решений, проверяя ею альтернативные способы.

     Действовать по интуиции означает использовать на практике в большей степени свойства своей личности, чем рациональные источники сведений. Последние становятся все менее надежными, т.к. поступающая информация противоречива, изменчива, и все чаще сфабрикована в интересах различных игроков рынка.

     В бизнесе известны 2 вида интуиции: интуиция решения и интуиция предвидения.

     Интуиция  решения необходима в ситуации, когда  требуется из имеющихся альтернатив  выбрать:

  • Профессию
  • Место работы
  • Сотрудников
  • Объект инвестирования

     Интуиция  предвидения используется при

  • Прогнозировании поведения рынка, конкурентов
  • Расчете роста акций
  • Планировании новых назначений в компании
  • Открытии собственного дела
  • Постановке стратегических целей

     Для обоих типов интуирования человеку необходимо достичь определенного  уровня зрелости и освоить рациональные инструменты для прочтения сигналов интуиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ лидерских качеств на примере фирмы ООО. «Колорада» г. Самара. 

              2.1 О фирме ООО «Колорада».

     Общество  с ограниченной ответственностью «Колорада» располагается в г. Самара. Основная деятельность компании заключается в продаже запасных частей и автомобилей УАЗ(различных моделей). Около 13 лет компания является официальным дистрибьютором ЗАО «УАЗ».

     Деятельность  компании прежде всего ориентирована  на потребителя. На сегодняшний момент ООО «Колорада» также предоставляет большое количество услуг в сфере автосервиса. Компания ООО «Колорада» является владельцем автосервиса «Автомбилист», который предоставляет огромное количество услуг ремонтных, шиномонтажных работ, которые отвечают основным потребностям автовладельцев.

     Качество  товаров (запчасти, а/м), услуг в сфере  автосервисного обслуживания, шиномонтажа  – одни из важнейших критериев, по которым покупатели и автовладельцы  выбирают компанию и автосервис, и  компания «Колорада» это учитывает.

     ООО «Колорада» было образовано в 1996г. 01 декабря, как общество с ограниченной ответственностью. Владелец и основатель фирмы –     Комаров А. Е. За 14 лет своего существования ООО «Колорада» из маленькой фирмы превратилось в довольно крупное предприятие с числом сотрудников 40 человек. Сфера деятельности продажа а/м и з/ч УАЗ по всей России.  
 
 
 
 
 
 

2.2 Система показателей, используемых предприятием для анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

     Компания  «Колорада» использует ряд показателей, оценивающих производственно-хозяйственную деятельность:

     Финансовые  показатели:

  1. Выручка
  2. Чистая прибыль
  3. Рентабельность по чистой прибыли
  4. Количество продаж

     В настоящий момент ООО «Колорада» остается одним из лидеров на рынке продаж автомобилей и запасных частей УАЗ. Компания отмечает значительный рост основных финансовых и операционных показателей. На сегодняшний день число компаний с которыми сотрудничает ООО «Колорада» составляет около 150, причем они располагаются по всей России. Также около 30 организаций-сотрудниц располагаются в Белоруссии. В 2003 году был зафиксирован рост финансовых показателей деятельности компании , по сравнению с результатами прошлого года: доход ООО «Колорада» увеличился на 20 % и составил 150 млн., объем прибыли до расчетов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) увеличился на 80% и составил 75,6 млн., чистая прибыль компании возросла на 120 % и составила 200 млн. Это произошло из-за открытия магазина «Колорада +» г. Самара, открытия автосервиса «Автомбилист».

     Чистая  прибыль предприятия.

     В связи с благоприятной макроэкономической ситуацией продажа а/м и з/ч  УАЗ возросла. Большое количество контрактов заключается с городами Сибири и Юга, открыт новый магазин  «МирорТехно». Таким образом, чистая прибыль компании ООО «Колорада» выросла на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 200 млн. рублей.

     Рентабельность  предприятия

     ООО «Колорада» осуществляет деятельность по оптовой торговле автомобильными деталями,узлами и принадлежностями, автотранспортными средствами.

     В 2007 г. по сравнению с 2006 г. в результате расширения рынка сбыта товаров, увеличения количества потребителей возрос объем продаж на 18,2 %, рост затрат составил 18,8%, получено чистой прибыли 617.000 руб. Среднесписочная численность работающих составила 120 человек. (были освоены такие направления, как «Урал» и «Сибирь»),.Произошло увеличение ассортимента продаваемых товаров: скутера, лодки, садовое оборудование (газонокосилки, бензо-электро пилы). 
 
 

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               2.3 Кадровая политика предприятия.

     ООО «Колорада» - это компания молодых перспективных людей, ориентированных на профессиональный рост и карьеру в рамках своей компании. Стремление сотрудников к карьерному росту и к более точной профессиональной самоидентификации в ООО «Колорада» приветствуется. В компании любой сотрудник может направить резюме в отдел по работе с персоналом и заявить о желании расти по служебной лестнице или о желании попробовать себя в другом качестве.

     В компании планомерно проводятся встречи, беседы с персоналом для получения  обратной связи.

     Политика  набора персонала на предприятии

     Компания  ООО «Колорада» в Самарской области объявляет о наборе персонала в различные службы. Приглашая на работу, компания предлагает:

  • стабильную заработную плату с последующим ее возрастанием в соответствии с опытом и квалификацией
  • перспективу профессионального и карьерного роста
  • социальный пакет, включающий в себя медицинскую страховку с обслуживанием в лучших медицинских учреждениях, оплачиваемый отпуск, оплату больничных листов в соответствии с законодательством РФ

     Профессионально-квалификационный состав персонала составляют: непосредственно генеральный директор ООО «Колорада», 1-ый заместитель директора, начальники отделов, финансисты, маркетологи, логисты, юристы, секретари, продавцы-консультанты. Теперь, когда мы имеем представление о компании ООО «Колорада», которая в настоящее время является одним из лидеров на рынке продаж, мы можем сказать, что успешность данной компании в первую очередь зависит от руководства. Здесь лидеры - это люди, у кого загораются глаза от новой идеи, кто хочет «расти над собой», кому все новое интересно. Они самостоятельны, независимы, видят дальше и умеют влиять на поведение других. Данный вывод мы можем проверить на основе предложенных тестов.  

     2.4 Анализ лидерских качеств сотрудников компании ООО «Колорада».

     Тест  «Склонность к лидерству».

     Руководителю отдела логистики был предложен тест, чтобы узнать, как он сам себя оценит «со стороны», достаточно ли он корректен в отношении со своими сотрудниками, коллегами. В теоретической части мы говорили о различиях между лидером и руководителем, и мы знаем как необходимо начальнику стремится быть лидером, быть ближе к этому понятию. Основной задачей в данном тесте является определить, обладает ли руководитель какой-либо группой лидерских качеств, как воспринимают подчиненные его присутствие на данном рабочем месте. Тем самым, сделаем вывод о стиле руководства, каждый из которых рассматривались в теоретической части.

     Тест  №1 (см. приложение)

     1. Он выбирал ответ б)

     Это говорит о том, что человек  не всегда идет на компромиссы, отстаивает свою точку зрения, но в то же время прислушивается к мнению других людей, если они правы. Может уступить, если это будет мешать работе всего коллектива, а это может снизить производительность труда в целом.

     2. Он выбирал ответ а). Это говорит о том, что человек психологически уравновешен, а свои эмоции он сохраняет в себе, внешне остается спокойным, адекватным. В таком состоянии он сможет принять верное решение взвесив все «за» и «против». Это хорошее качество руководителя.

     3. Он выбрал ответ б). Это говорит о том, что человек культурный, вежливый, старается быть для своих сотрудников не только руководителем, но как другом, ему доверяют, ему подчиняются, к нему тянутся люди.

     4. Он выбирал ответ а). Человек готов занять ответственную должность, но он уже привык к своей работе, с которой он вполне справляется. Но ради продвижения по карьерной лестнице он конечно пойдет на эту должность и будит так же на ней старательно работать, чтобы в дальнейшем занять должность еще выше. Ведь любой руководитель хочет достичь высшего уровня управления, но, не пройдя низовой уровень управления очень тяжело это сделать.

Информация о работе Факторы эффективного лидерства в организации