Лидерство как фактор эффективного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить сущность лидерства как фактор управления.
В соответствии с выбранной целью были определены задачи исследования:
1) изучить теоретические основы лидерства;
2) дать краткую характеристику предприятию ОАО санаторию – профилакторию «Сосновый бор» за 2008-2009гг;
3) провести анализ лидерства на предприятии ОАО санатория – профилактория «Сосновый бор».

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы лидерства как фактора эффективного управления……………………………………………………………………...4
1.1 Роль эффективного управления в деятельности современных организаций……………………………………………………………………..4
1.2 Сущность и стили лидерства………………………………………..8
1.3 Лидерство как инструмент повышения эффективности управления…………………………………………………………………….13
Глава 2. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО санатория - профилактория «Сосновый бор» за 2008- 2009 гг…………….19
2.1 Общие сведения
2.2 Анализ основных экономических показателей
Глава 3. Анализ лидерства в ОАО санатории - профилактории «Сосновый бор»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту 1.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

Кировский филиал

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт  – Петербургский государственный  университет 

сервиса и экономики» 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине

«Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»

на тему

«Лидерство  как фактор эффективного управления» 
 
 

                   Выполнила студентка 3 курса

                   очной формы обучения

                   специальности «Социально-

                   культурный  сервис и туризм»

                   Якимова Анжелика 

                   Проверил: к.э.н., доцент

                   Койкова Т.Л. 
               

Киров 2010

                                              Содержание  

Введение

Глава 1. Теоретические основы лидерства как фактора эффективного управления……………………………………………………………………...4                        

     1.1 Роль эффективного управления в деятельности современных организаций……………………………………………………………………..4

     1.2 Сущность и стили лидерства………………………………………..8

     1.3 Лидерство как инструмент повышения эффективности управления…………………………………………………………………….13

 Глава  2. Краткая организационно-экономическая  характеристика ОАО санатория - профилактория «Сосновый бор» за 2008- 2009 гг…………….19

      2.1 Общие сведения

     2.2 Анализ основных экономических  показателей  

 Глава  3. Анализ лидерства в ОАО санатории - профилактории «Сосновый бор»

 Заключение

 Список  используемой литературы                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства, способность влиять людей друг на друга в процессе межличностного общения. Готовность многих людей брать на себя инициативу, выполнять функции лидера, выявляя проблемы на своем уровне и решая их, определяется как важнейшее условие жизнеспособности современной организации, а также общества в целом. Только с помощью организации труда человечество смогло добиться всего того, что имеет в настоящее время. В связи с этим выбранная тема курсовой работы очень актуальна.

     Цель  курсовой работы – изучить сущность лидерства как фактор управления.

       В соответствии с выбранной целью были определены задачи исследования:

1) изучить теоретические основы лидерства;

2) дать краткую характеристику предприятию ОАО санаторию – профилакторию «Сосновый бор» за 2008-2009гг;

3) провести анализ лидерства на предприятии ОАО санатория – профилактория «Сосновый бор».

     В качестве объекта исследования выбран ОАО санаторий – профилакторий «Сосновый бор».

     Предмет исследования - лидерство как фактор эффективного управления.

     Теоретической базой при написании курсовой работы послужили законодательные, нормативные акты РФ, труды ученых и практиков по исследуемой проблеме.

          Информационной базой исследования явились данные первичной бухгалтерской и финансовой отчетности за 2008 – 2009 годы.

          Методы исследований – исторический, экономико-статистический, монографический и др.

     Глава 1. Теоретические основы лидерства как фактора эффективного управления 

     1.1 Роль эффективного управления в деятельности современных организаций 

     Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения  организацией экономической свободы  и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.

     Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

     • управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает  и которые использует система управления, управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;

     • затрат и расходов на управление, которые  определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ  по реализации соответствующих функций  управления;

     • характера управленческого труда;

     • эффективности управления, т. е. эффективности  действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

       Эффективность — это результативность  функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами — это и есть содержание эффективности как управленческой категории [6,с.42].

     На  эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

     Таким образом, эффективность управления — один из основных показателей  совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:

     1) результат управления не всегда  заключается в прибыли;

     2) такая оценка приводит к непосредственному  и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

     3) результат управления может быть  не только экономическим, но  и социальным, социально-экономическим; 

     4) затраты на управление не всегда  можно достаточно четко выделить.

     Анализ  категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов  управленческого труда позволяет  сделать вывод, что адекватными  содержанию и формам проявления эффективности  являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает выгодное значение [8,с.543].

       В качестве критерия эффективности  производства и управления используются  обобщающие показатели, характеризующие  конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов — труда, основных фондов, инвестиций.

     Показатели  прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов — показателем фондоотдачи.

     При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

     Эффективность управленческой деятельности применительно  к субъекту управления может характеризоваться  количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

     Количественные  показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей  — экономия живого труда в сфере  управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур) [5,с.430].

     Особое значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно- технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

     Если  в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

     В связи с тем, что совершенствование  управления организацией, внедрение  компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, то экономическую эффективность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994г. (№7 — 12/47).

     Согласно  Методическим рекомендациям при  оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

     Основу  оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления. При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента  сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны.

Информация о работе Лидерство как фактор эффективного управления