Лидерство как фактор эффективного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить сущность лидерства как фактор управления.
В соответствии с выбранной целью были определены задачи исследования:
1) изучить теоретические основы лидерства;
2) дать краткую характеристику предприятию ОАО санаторию – профилакторию «Сосновый бор» за 2008-2009гг;
3) провести анализ лидерства на предприятии ОАО санатория – профилактория «Сосновый бор».

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы лидерства как фактора эффективного управления……………………………………………………………………...4
1.1 Роль эффективного управления в деятельности современных организаций……………………………………………………………………..4
1.2 Сущность и стили лидерства………………………………………..8
1.3 Лидерство как инструмент повышения эффективности управления…………………………………………………………………….13
Глава 2. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО санатория - профилактория «Сосновый бор» за 2008- 2009 гг…………….19
2.1 Общие сведения
2.2 Анализ основных экономических показателей
Глава 3. Анализ лидерства в ОАО санатории - профилактории «Сосновый бор»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту 1.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, в индивидуальной, управленческой концепции руководителя органа правопорядка должно найти определенное место  понимание сущности различных исполняемых  им управленческих ролей.

     Далее в порядке значимости выделяются:

  • приобретение опыта руководящей работы в относительно молодом возрасте (до 3-35 лет), когда формируются основные стереотипы поведения;
  • способность генерировать и воспринимать новые идеи, обеспечивающие повышение эффективности работы коллектива;
  • гибкость поведения, умение отказываться от ошибочных стратегий и принимать новые решения;
  • хорошая техническая и коммерческая подготовка, соответствующая специфике предприятия.

     Успешные руководители характеризуются «деловыми» чертами: уверенность в своих силах; способность принимать решение в неопределенной ситуации; инстинктивное ощущение наиболее важного в каждом деле; умение завязывать нужные знакомства; эффективная коммуникабельность; чувство нового; повышение квалификации; способность сохранять уравновешенность и спокойствие.

     К числу основных функций руководителя обычно относят:

1. Постановка целей. Цели, ставящиеся руководителем, должны быть реально достижимыми и в то же время престижными, воодушевлять коллектив.

2. Распределение  задач, организация общей работы  и ответственность за ее результаты. Подбор персонала.

3. Контролирование  совместных работ всех членов  коллектива и индивидуальной  деятельности подчиненных работников.

4. Планирование  и координация совместной деятельности.

5. Мотивация подчиненных, поощрение и наказание.

6. Поддержание внешних связей и коммуникаций внутри подразделения.

7. Представительские функции.

     Основные  трудности в работе руководителей  вызывает выполнение функций, связанных  с психологической нагрузкой:

  • руководство подчиненными;
  • их мотивация, выбор наилучшего применения каждого человека;
  • прием на работу и увольнение сотрудников;
  • улаживание конфликтов в коллективе.

     Продуктом деятельности лидера является особая атмосфера в коллективе, заставляющая всех работать более эффективно. Настоящий лидер умеет сделать интересной и важной любую работу, поможет сотрудникам реализовать свои таланты при ее выполнении [8.с.555].

     Лидерство в менеджменте слагается из трех компонентов: личностные качества; социально-профессиональный инструментарий; технология лидерства. Лидер не может быть альтруистом. Эгоизм лидера проявляется и в  том, что достижение общественно значимых целей для него – только фон для решения собственных задач. Чаще он агрессивен, ему свойственно особое ресурсное мышление, когда окружающий мир воспринимается в первую очередь как ресурс для достижения цели.

     К социально-профессиональному инструментарию относят, прежде всего, власть, ментальность (социальные и национальные особенности характера и мировосприятия), образовательная и специальная подготовка.

     Различают два направления использования  власти лидером: для самоутверждения и для самореализации. Конструктивным является второй вариант [11,с.60].

       Технология лидерства подразумевает  использование, какого – либо из трех его стилей:

1) «агрессивный»;

2) «информативно-технологический»;

3) «креативный».

     При первом стиле формируются отношения превосходства лидера над окружением. Это эффективный стиль.

Второй  стиль лидерства подразумевает  создание команды лидера, его ближайших  помощников.

     Третий  стиль лидерства требует сосредоточения на постановке целей и конкретных задач по их достижениям.

     Ряд специалистов считают, что некоторые  лидеры, такие, как президент США  Рейган и знаменитый менеджер, президент компании «Крайслер» Ли Якокка, завоевали успех в большей степени за счет личностных качеств, личного обаяния, притяжения, даже магнетизма. Исследования американских ученых позволили выделить пять основных факторов поведения, характерных для харизматических лидеров:

  • концентрация внимания на главных вопросах с целью привлечения других людей к анализу, решению проблем и планированию действий;
  • способность идти на риск, но только основанный на тщательных расчетах шансов на успех;
  • искусное двухстороннее взаимодействие с людьми с помощью механизмов взаимопонимания, сопереживания, активного слушания и обратной связи;
  • демонстрация последовательности и надежности в своем поведении, открытое выражение своих взглядов и следование им в практических целях;

     выражение активной заботы о людях и усиление у них чувства собственного достоинства  через механизм вовлечения в процессы принятия и реализация важных решений, формирования высокого самоуважения и адекватной самооценки [14,с.234].

   Талант  руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических  качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь членов группы к своему лидеру. Доверие к лидеру – это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками производительности труда.

   Таким образом, готовность многих людей брать на себя инициативу, выполнять функции лидера, выявляя проблемы на своем уровне и решая их, определяется как важнейшее условие жизнеспособности современной организации, а также общества в целом. 

   Глава 2. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО санатория-профилактория «Сосновый бор» за 2008- 2009 гг. 

     2.1 Общие сведения 

     Открытое акционерное общество санаторий-профилакторий «Сосновый бор»  представляет собой лечебно-профилактическое учреждение. Предприятие было образовано в 1990 году.

     Юридический адрес санатория: 610901. Кировская область, п/о Нижне- Ивкино, п. Сосновый бор.

     Основной  целью деятельности организации является извлечение прибыли.

     Органами  управления Общества являются:

- общее  собрание акционеров;

- совет  директоров;

- генеральный  директор.

     На  предприятии существует линейно-функциональная структура управления. При такой  системе управления всю полноту  власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

     Организационная структура управления ОАО санатория- профилактория «Сосновый бор» представлена на рисунке 1.

 
 

 
 
 
 

 

 

     

     

     

      Рисунок 1 – Организационная структура управления ОАО санатория «Сосновый бор» 

      Основные  виды деятельности:

- организация  лечения и отдыха граждан, оздоровительные услуги;

- экскурсионные   услуги;

- организация  спортивно-туристической деятельности;

- проведение культурно-массовых мероприятий;

- и другие  дополнительные услуги.

Структура выручки от предоставляемых услуг  представлена в таблице 2. 
 

Таблица 2 - Структура  выручки от реализации услуг в ОАО  санатории «Сосновый  Бор»

Наименование 2008 год

руб.

Уд.

вес, %

2009 год

руб.

Уд.

вес, %

Изменение 2009 к 2008
абсол.,

+;-

отн.,

%

  1. Санаторно-курортные путевки
43210972 97,8 46616816 98,96 3405844 108
  1. Массаж
86460 0,19 26380 0,05 -60080 30,5
  1. Подводный         душ-массаж
195700 0,45 28600 0,06 -167100 15
  1. Сауна
55700 0,14 47280 0,1 -8420 85
  1. Косметические услуги
178340 0,4 104400 0,22 -73940 59
  1. Теннисный корт
8020 0,02 7820 0,02 -200 97,5
  1. Прокат спортивного инвентаря
74260 0,18 50140 0,11 -24120 67,5
  1. Проживание сверх расчетного часа
25960 0,06 14100 0,03 -11860 54,3
  1. Доплата за комфортность
95720 0,22 102440 0,21 6720 107
  1. Банкетное обслуживание
70440 0,16 50360 0,12 -20080 71,5
  1. Услуги стоматолога
52548 0,13 43436 0,09 -9112 83
  1. Кинопрокат
8200 0,03 15120 0,03 6920 184
  1. Ароматические ванны
55280 0,12 - - - -
  1. Душ Шарко
42300 0,1 - - - -
Итого: 44159900 100 47106892 100 2946992 106,6
 

Данные таблицы 2 показывают, что спрос на оказание большинства услуг в 2009г. снизился, по сравнению с 2008г, но, не смотря на это, сумма всей выручки от оказания услуг увеличилась, за счет увеличения продаж санаторно-курортных путевок.

     Общество  самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива.

     Основу  планов составляют договоры, заключаемые  с потребителями услуг, а также  поставщиками материально-технических  и иных ресурсов. Основными каналами сбыта продукции ОАО санатория «Сосновый бор»  являются:

     - фонды социального страхования;

          - туристические агентства, акционерные общества, банки;

     - бизнесмены и предприниматели всех регионов России.

     Учитывая  большой штат сотрудников ОАО  санатория «Сосновой бор» необходимы руководители разных уровней управления, поэтому состав и структура персонала рассмотрена в таблице 2. 

Таблица 3 – Состав и структура персонала ОАО санатория «Сосновый Бор», чел.

Наименование

показателей

2008г. 2009г. Изменение 2009г. к 2008г.
чел. % чел. уд. вес, % абсол,

+; -

относ., %
Производственный

персонал:

  • основной
  • вспомогательный
191

75

116

82,6

39,2

60,8

207

86

121

82,8

41,5

58,5

16

11

5

108,4

114,6

104,3

Управленческий  персонал:
  • руководители
  • специалисты
40

9

31

17,4

22,5

77,5

43

9

34

17,2

20,9

79,1

3

0

3

107,5

100

109,6

Всего 231 100 250 100 - -

Информация о работе Лидерство как фактор эффективного управления